4-27 октября 2024 года в Центре современного искусства "Артэтаж" проходит первая персональная выставка (12+) Дмитрия Осипчука, представляющего фотопроект "Красок тьма полна" (12+), итог работы по технологии светописи, или, как ее еще называют, технологии "световой кисти". Учитывая, что Дмитрий является штатным сотрудником (фотокорреспондентом) ИА PrimaMedia, агентство, конечно же, никак не могло пройти мимо такого события.
Световая кисть, — в общем-то, технология давно известная, ее основоположником стал французский и американский художник, фотограф и кинорежиссер Ман Рэй, представитель сюрреалистической фотографии и фотографии Нового ви́дения, рассказывает Наталья Марченко-Скрипка, преподаватель фотоотделения Колледжа индустрии моды и красоты ВВГУ, которое оканчивал Дмитрий Осипчук.
Дмитрий Осипчук. Мифтахова Мария
Специалистам это говорит о многом, а нам, простым смертным, которые приходят на фотовыставки, чтобы оценить конечный результат, подробное описание технологии, наверное, и необязательно. Скажем кратко: для того, чтобы получить фото, сделанное по технологии светописи, фотохудожнику требуется хороший фотоаппарат с режимом отложенной съемки, абсолютно темное помещение (или ночное время, если съемка производится на улице) и разноцветные фонарики (или один фонарик с разными цветовыми фильтрами), с помощью которых автор "прорисовывает" тот или иной фрагмент, подсвечивая его сверху, снизу, справа, слева, да как угодно. А еще фотохудожнику требуется очень много терпения. Результат может быть самым непредсказуемым. И тут главное — не отчаиваться, а вновь браться за дело.
Не следует, кстати, забывать и про "длинные ноги". Иногда, чтобы сделать хорошее фото, приходится и побегать. Так было, например, когда Дмитрий снимал цикл ночных пейзажей на фортах Владивостокской крепости ("Духи крепости").
На выставке «Красок тьма полна». Мифтахова Мария
Проектом "Красок тьма полна" Дмитрий стал заниматься в 2023 году, хотя работать с технологией световой кисти пробовал и раньше, в плане ознакомления и не очень серьезно, из разряда "смотрите, можно и так".
— И когда во время учебы появилось задание поснимать со световой кистью, чтобы понять, как работает этот прием, я в принципе знал, как он работает. Но тут я уже начал делать это с осознанием того, что и для чего делаю, имея 20-летний стаж работы фотографом, с другим опытом и подходом. Световая кисть, она очень многообразна, она дает больше возможностей. В результате получилась курсовая "Световая кисть во всех жанрах фотографии". Соответственно, там должна была быть и архитектура, и портрет, и натюрморт и так далее. А начиналось все с листиков, — рассказывает Дмитрий, показывая серию "Мои монстры".
Серия получилась случайно. В какой-то момент решил снимать сухие листья, упавшие с деревьев на газон.
— Они, когда засыхают, становятся двух цветов: с внутренней стороны белые, с наружной — черные. Я пытался их красить лучом и так, и эдак, но у меня, честно говоря, ничего не получилось. Свет на них не ложился. А потом я начал пересматривать фотографии и понял, чего не хватает. Поставил глаз одному изображению, потом второму. В общем, добавил всеми глаза. И больше ничего. И получились такие вот существа, монстры, как я их назвал, — вспоминает Дмитрий.
Монстры получились, прямо скажем, на загляденье. Вот капризная томная кошка, вот какое-то лесное чудо-юдо, а это чужой Ридли Скотта.
Непредсказуемость результата — вот что больше всего привлекло Дмитрия Осипчука в технологии световой кисти. Помогло вернуться в благословенные времена пленочных фотоаппаратов, проявки, промывки, закрепления и глянцевания, плотно задернутых штор проявочной комнаты и волшебного света красного фонаря.
— Когда ты делаешь световую кисть, ты не понимаешь, что получится, ты этого даже узнать не можешь. И даже если ты, последовательно запомнив схему того, что ты уже делал, опять включишь фотоаппарат и повторишь всё заново, у тебя всё равно получится что-то другое. Может быть, мне как раз и не хватало магии пленочной фотографии, когда ты проявляешь и толком не знаешь, что у тебя получится. — объясняет Дмитрий свое пристрастие к световой кисти в эпоху тотальной цифровизации.
На выставке «Красок тьма полна». Мифтахова Мария
Как рассказала куратор выставки Екатерина Михайлова, работ изначально было много — пришлось выбирать. В рамках выставки "представлены работы в разных жанрах: натюрморты, макросъемка, архитектурная фотография и социально значимые проекты, направленные на сохранение исторического и культурного наследия". Несомненно, каждая работа диалог между искусством и фотографией. Конечно же, каждый снимок можно назвать самостоятельным произведением искусства. Это тот самый случай, когда фотохудожник говорит: "А я так вижу", а зритель соглашается: "И я тоже".