Во Владивостоке в рамках международного молодежного урбанистического форума "УрбанВэй" (12+) прошла дискуссия на тему “Молодежные пространства как драйверы развития креативных индустрий и культурной среды города”, где эксперты обсудили, как сейчас развивается креативная индустрия и каково значение молодежи в этом процессе.
Дискуссия состоялась в первый день форума, на площадке ДВФУ. Участники рассказали о тех проектах, которые сейчас в регионе реализуются, о подходах, которые используются, а также о сложностях и вопросах, которые возникают при их создании.
Экспертами выступили заместитель министра культуры и архивного дела Приморского края Алексей Чеблуков, руководитель Владивостокской централизованной библиотечной системы Игорь Филиппов, руководитель архитектурной мастерской PERGAEVBUREAU Алексей Панов, директор департамента реализации социально-экономического потенциала перспективных территорий и Национального агентства Приморского края Лилия Гиззятова и представитель федерации молодежи Харбина Лю Сяоси.
Дискуссию открыл Алексей Чеблуков, который объяснил понятие креативных индустрий. Под этим термином понимаются “сферы экономическом деятельности, в которых компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности, капитализации и коммерциализации прав интеллектуальной собственности производят товары и услуги, обладающие экономическое ценностью, в том числе обеспечивающие формирование гармонично развитой личности и рост качества жизни российского общества”.
Основные меры государственной поддержки креативных индустрий включают правовое регулирование, финансовую помощь и развитие инфраструктуры. Алексей Чеблуков отметил важность создания единой концепции для этих пространств. Он подчеркнул, что необходимо учитывать запросы молодежи и предпринимателей при формировании креативных пространств.
По словам заместителя министра культуры, выделяются четыре ключевых направления: культурно-досуговая, коммуникационная, образовательная и предпринимательская, которые должны функционировать в одном месте. Особое внимание уделяется коммуникационной сфере, она помогает объединить предпринимателей и творческую молодежь, а также образовательной, которая будет помогать развивать навыки создания и реализации продуктов.
Чеблуков добавил, что создание креативных пространств не должно быть хаотичным и требует единой региональной политики. К 2026 году планируется открытие центра креативных индустрий "Матросский клуб", который станет основой для развития этой области.
Следующим выступил Игорь Филиппов, который продолжил тему интеграции творческих студий в библиотеки. Он сообщил, что в прошлом году они получили субсидию в 42 млн рублей на модернизацию, в результате чего было обновлено девять библиотек. Руководитель Владивостокской централизованной библиотечной системы отметил, что сложность заключалась в разработке уникальной концепции для каждой библиотеки, что было требованием министерства. Тем не менее большинство проектов связано с креативными индустриями.
“Мы четко понимаем, что нам не хватает компетенций в реализации потенциала той креативной индустрии, в которую мы заявились. Начиная с монетизации, то есть как этот процесс наладить. Иногда просто не хватает знаний, путей популяризации контента, который мы создаем. Но мы открыты к работе”, — поделился Игорь Филиппов.
В Приморье более 350 библиотек, на которые ежегодно выделяется около 50 млн рублей для создания площадок, где молодежь может заниматься творчеством. Приоритетные проекты на 2024 год: "Театр. Истории с книжных полок", "Интерактивная библиотека", "Современное искусство в народ" и другие.
“Кроме того, в рамках модернизации запустили ключевой принцип преобразования библиотеки, она должна превратится из места хранения книг, в место, где можно проводить мероприятия, где можно просвещаться, заниматься творчеством и становится лучше”, — добавил Игорь Филиппов.
Лилия Гиззятова на дискуссии подняла вопрос о роли мест общего пользования для молодежи. Исследование среди школьников и студентов показало, что им необходимо пространство для отдыха и творчества. Молодежь не посещает формальные молодежные и творческие центры, предпочитая неформальную атмосферу, где будет уютно, тихо и бесплатно.
“Мы должны парадигму любого молодежного пространства менять на то, как себя ощущает молодой человек в этом пространстве, всегда должны концентрироваться на развитии и деятельности”, — поделилась Лилия Гиззятова.
Статистика показывает, что с появлением таких пространств молодежь сначала просто отдыхает, а потом начинает увлекаться чтением и другими активностями. Для школ разработали каталоги типовых пространств, которые помогут привлечь молодежь и завлечь их к чтению и развитию.
ЛЮ Сяоси, представляющая Харбин, поблагодарила за поддержку правительства в работе с молодежью. Она отметила, что создание креативных пространств способствует развитию города. Также она напомнила, что в этом году исполняется 75 лет дипломатическим отношениям между Китаем и Россией, а 2020-2025 годы объявлены годами российско-китайской культуры. ЛЮ выразила благодарность муниципальному правительству Владивостока за создание платформы для открытого обмена мнениями.
О проектах рассказал Алексей Панов, руководитель архитектурной мастерской PERGAEVBUREAU. Он отметил, что молодые творческие таланты часто покидают регионы и стремятся в столицу из-за отсутствия возможностей для развития, низкой поддержки стартапов и нехватки творческих пространств.
Алексей выделил ключевые ценности современного пространства, которые помогут создать успешную среду:
1. Единство и целостность (дизайн и интерьер в одном стиле);
2. Гибридность (объединение пространства вместо разделения на кабинеты);
3. Прозрачность (видимость функций для привлечения интереса);
4. Подогрев вовлеченности (увлекательные элементы на входе);
5. Позитивная эстетика (важность визуальной составляющей для молодежи);
6. Гибкость и масштабируемость (возможность трансформации пространства со временем);
7. Визуальная нативность (понятная навигация);
8. Актуализация (привлечение молодежи и создание бренда);
9. Сверхплотность (эффективное использование каждого квадратного метра).
Ярким примером такого пространства является Арт-резиденция “Миксер” в Ноябрьске, признанная лучшим молодежным пространством России в 2023 году. "Миксер" предлагает более 30 функций на 2400 м², разрабатывает и продает свой мерч. Планируется его расширение.
Дискуссия “Молодежные пространства как драйверы развития креативных индустрий и культурной среды города”. ИА PrimaMedia, Валерия Большакова
В конце дискуссии зритель из Комсомольска-на-Амуре поднял вопрос о недостаточном развитии технического творчества, по сравнению с цифровым. Эксперты ответили, что школьники могут попробовать себя в различных направлениях, что поможет определиться со специализацией. Также была предложена идея развивать профильные классы как устоявшуюся модель передачи знаний.
Организаторами фестиваля выступают: Правительство Приморского края, Администрация города Владивостока, дальневосточное бюро East Architects. При поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, ДОМ.РФ, Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, Дальневосточного Федерального Университета, Владивостокского Государственного Университета, Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь), Президентской академии (РАНХиГС), ВЭБ.РФ.
Официальные партнеры форума: "ПИК", "Девелопмент-Юг", ГК Остов, Самолет, Concrete Jungle, BERKANO Дальний Восток, Стоунмикс.
Оператор форума "УрбанВэй": организатор смысловых событий PrimaMedia.events.
Информационные партнеры форума "УрбанВэй": ИА PrimaMedia (18+), Общественное телевидение Приморья (16+), журнал "OFF" (16+), ТаймКот (12+), ГТРК Владивосток (18+).