АЗС Владивосток начинают пугать автовладельцев высокими ценами. Только в октябре крупная дальневосточная сеть дважды переписывала ценники, но, как отмечают участники рынка, это далеко не предел. Приморцев шокирует удорожание самого популярного бензина АИ-95 и дизельного топлива, так как на фоне роста цен повышают прайсы cлужбы такси и логистические компании, в последнем случае это аукается на ценах в магазинах на продукты. Но больше всего владельцы "железных коней" и бизнес опасаются дефицита топлива, сообщает ИА PrimaMedia.
Средние потребительские цены на бензин в РФ с 28 октября по 5 ноября 2024 года выросли на 11 копеек — до 59,19 рублей за литр, следует из данных Росстата. По официальной статистике, средние цены на бензин марки Аи-92 поднялись на 10 копеек — до 53,87 рублей за литр. Средние цены на бензин марки Аи-95 выросли на 9 копеек — до 59,11 рублей за литр, Аи-98 — на 22 копеек, до 80,48 рублей за литр. Средняя стоимость дизельного топлива за этот период увеличилась на 34 копейки, до 67,79 рублей за литр.
Отметим, что цены во Владивостоке были фактически заморожены перед Восточным экономическим форумом (18+), но после его окончания вновь полезли вверх. Две крупные сети в Приморском краев только в октябре дважды пересматривали ценовую политику. Естественно, в сторону повышения. Ещё в худшем положении оказались АЗС так называемых независимых сетей, которые не имеют прямого доступа к НПЗ.
По данным Росстата потребительские цены на бензин в РФ в 2023 году выросли на 7,23%, что оказалось чуть ниже общей инфляции за год (7,42%). По факту на Дальнем Востоке темпы роста оказались еще выше.
При этом Минэнерго готовит предложение о возможности отмены запрета на экспорт бензина, но только Аи-92 и при подтверждении затоваривания им отечественных НПЗ. По факту это еще больше разгонит цены на отечественных АЗС. Запрет на экспорт бензина из России действует с 1 марта. Исключения составляют страны, входящие в ЕАЭС.
На Дальнем Востоке налицо недостаток нефтеперерабатывающих мощностей, а завоз топлива из Центральной и Восточной Сибири резко повышает стоимость из-за дополнительных расходов на логистику и высокой ставки железнодорожных тарифов. В связи с этим правительство РФ субсидирует железнодорожный тариф при перевозке топлива в ДФО. На данный момент крупнейшим нефтеперерабатывающим предприятием в регионе является Комсомольский НПЗ, проектная мощность которого составляет 8 млн тонн нефти в год. Мощность Хабаровского НПЗ (входит в состав ННК) на данный момент составляет 5 млн тонн.