Совместная выставка "Линии горизонта" (6+) Евгения Лапо (керамика) и Романа Гвоздева (акварель), открывшаяся в залах Приморского отделения ВТОО "Союз художников России" 30 октября, не могла не привлечь внимание многих владивостокцев, включая обозревателя ИА PrimaMedia Александра Куликова. В работах, представленных на выставке, знакомый с детства и близкий сердцу Владивосток приобретает черты города, который видишь впервые. Наверное, потому, что видишь их в точке пересечения двух техник — двух линий горизонта — керамики и акварели.
Роман Гвоздев: "Если дано от природы — делай"
"Я профессиональный историк, кандидат исторических наук. Работаю в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. Ну и с недавних пор, как выяснилось, еще профессиональный художник, потому что был принят в Союз художников России", — представляется, немного смущаясь, Роман Гвоздев. Мол, а о чем тут еще говорить. Картины на стенах, и они говорят об авторе гораздо больше, чем он может рассказать сам. Во-первых, о том, что их рисовал настоящий художник. А, во-вторых, о том, что старая добрая акварель, с которой все мы когда-то начинали (и тот, кто потом стал художником, и тот, кто им не стал), способна на очень многое.
Как многие из нас, Роман рисовал с самого детства. Никогда рисованию профессионально не обучался. Просто рисовал, и очень много. Став взрослым, продолжал рисовать, тем более что профессия этнографа предполагает и умение рисовать. Например, в полевых записях Владимира Клавдиевича Арсеньева немало рисунков об охоте, рыбалке, быте и культах местных народностей.
Роман Гвоздев. Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia
"Наследство Арсеньева включает огромное количество рисунков. Я удивляюсь, как такие разносторонние люди жили когда-то. Не так давно мы с коллегами, специалистами по разным направлениям (географ, археолог, этногеограф и так далее) готовили атлас неизданных арсеньевских документов и просто поразились, как один человек за довольно короткий промежуток времени успел в ходе своих экспедиций очень много записать и зарисовать с такой скрупулезной точностью. Я технически не представляю себе, как это можно сделать. Видимо, человек не распылялся, не сидел в соцсетях, как мы (а и вправду, шутка шуткой, а огромная доля истины в ней есть — А.К.). А вообще, профессиональной этнографии, как у нас говорят, без картинок не бывает", — говорит Роман.
Ну вот, например, мы как говорим? "Он написал диссертацию". А Роман Гвоздев свою кандидатскую диссертацию и написал, и частично нарисовал. То есть в диссертации, кроме текста, есть еще и авторские иллюстрации. То же самое касается статей для научных сборников. Вот — текст. Вот — рисунок-реконструкция защитного доспеха юкагирского воина.
"Но в какой-то момент я осознал, что если я не сделаю сейчас того, что мне дано от природы, то это будет очень неправильно. Потому что, если тебе это дано, — надо использовать. Я видел, что у меня получается, и в какой-то момент решил, что обязательно буду художником. И вот начал двигаться в этом направлении", — рассказывает Роман Гвоздев.
Евгений Лапо: "Мой берег — моя рыба"
"Я из Красноярска. Во Владивосток переехал в 2001 году. Долгое время занимался альпинизмом, вообще путешествовал по западу нашей страны, в основном, по горам. И вот в какой-то момент понял, что не бывал на Дальнем Востоке. И как-то у меня появились красноярские друзья, приехавшие из Владивостока, вот они и пригласили посетить этот город. В 1999 году я с большим удовольствием сделал это в первый раз, и потом уже переехал сюда на постоянное место жительства", — рассказывает о себе Евгений Лапо.
Евгений Лапо. Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia
По первому образованию он архитектор, по второму — художник декоративно-прикладного искусства. Выпускник двух вузов — Красноярского инженерно-строительного института и Красноярского государственного художественного института. Член Союза художников России. Основная специальность — художественная керамика. Доцент кафедры в ДВФУ по специальности "Технология художественной обработки материалов", автор и соавтор нескольких научных исследований, посвященных технологиям керамических масс и глазурей. Руководит мастерской художественной керамики и современных методов моделирования Центра прототипирования "ТриА" Дальневосточного государственного института искусств. Как о большой радости сообщает, что в будущем году в институте будет открыта специальность "Декоративное прикладное искусство и народные промыслы".
Прибавьте сюда ежегодные "Летние школы керамики" и пленэры со студентами Владивостокского художественного училища, и вам станет ясно, что, возможно, в Приморье, вновь появится "большая керамика", та самая, которая существовала, когда в Артеме и Владивостоке работали фарфоровые заводы, а в Спасске-Дальнем — керамическая фабрика, когда приморские художники по керамике и фарфору получали награды на международных выставках.
Интересная вещь, как и на персональной выставке Евгения Лапо "Чей берег — того и рыба" (6+), которая состоялась в Приморской картинной галерее в 2023 году — центральное место в экспозиции занимает декоративная скульптурная композиция "Вертикальный мир" (см. фото), напоминающая Скалу Перья в знаменитом национальном парке "Красноярские Столбы". Еще одна точка соединения двух линий горизонта — сибирской и дальневосточной. Велика Россия, и везде — наша!
Выставка «Линии горизонта». Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia
Евгений Лапо — мастер. Только мастер с таким увлечением будет рассказывать об оформлении рам, называя его интересным творческим процессом, в ходе которого обычные новые доски из магазина с помощью браширования и термообработки превращаются в материал, не подвластный времени. Не обычное дерево, поясняет Евгений.
В декоративно-прикладном искусстве есть такое понятие, как культура материала. Ведь каждый материал стареет по-своему. Железо ржавеет, дерево покрывается ходами, которые проделывает жук-древоточец, или превращается в обмылки, если его обрабатывает море.
А человек берет газовую горелку, обжигает древесину, потом металлической щеткой вычищает мягкие волокна. И покрывает поверхность различными маслами в четыре слоя. Сначала бесцветным маслом, потом цветным. И так всё лето напролет.
Выставка: "Нам хотелось отдать долг месту, где мы живем"
"Возьму на себя смелость сказать, что я, наверное, навязал этот проект Роману. Нас с Романом познакомил наш общий друг Александр Орехов. Я писал Роману рекомендацию в Союз художников, видел, что парень он талантливый, и мне хотелось, поскольку у него нет такого академического образования, помочь ему в некотором роде в его становлении как художника", — рассказывает Евгений Лапо.
А вообще, так называемые кроссы, другими словами, "перекрестные опыления", когда живописцы работают рядом с керамистами, дело для Евгения не новое. В его "Летние школы керамики", которые он проводит более 20 лет, приезжают хи художники-живописцы, интересующиеся керамикой и росписью тарелок.
"Но дело еще и в том, что у глазурной росписи много общего с акварелью. Ну, по крайней мере, мне так показалось. И нам хотелось сделать какое-то стилистически единое пространство из наших работ… Знаете, любая хорошая работа имеет три плана. То есть вы смотрите на нее в целом — видите силуэт, и он кажется интересным, потом вы видите детали, они вас тоже привлекают. А потом ваше внимание привлекают какие-то интересные текстуры, фактуры. Вот эти три плана как раз и присутствуют как в акварели, так и в керамике", — поясняет Евгений Лапо.
Выставка «Линии горизонта». Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia
И обращает внимание не то, что вся выставка в целом — это единый организм. Она имеет общий интересный силуэт, какое-то общее, стилистически выверенное пространство. И в то же время есть интересные детали и нюансы, объединяющие или, наоборот, отличающие акварель и керамику.
"На с Романом хотелось сделать неслучайный проект. Мы живем в красивом месте, в одном из красивейших на Земле. Тут мы с Романом солидарны. Поэтому в некотором роде хотелось бы отдать долг месту, в котором мы живем", — говорит Евгений Лапо.
Роман Гвоздев: "Вернувшиеся оттуда"
— Роман, одна из ваших картин называется "Апокалиптическое настроение из нового окна" (6+). А я тут никакого апокалипсиса не вижу, наоборот, какое-то светлое, даже счастливое настроение, — обращаясь к Гвоздеву, начинаю разговор о работах, представленных на выставке.
— Ну, знаете, осень часто ассоциируется с умиранием, и однако осень перед наступлением зимы — самое яркое время. На картине фактически реальный вид из моего окна из гостинки на Кирова. Я просто немножко скомпоновал изображение. В тот день за окном творилось черт-те что. Гроза шла весь день, какие-то тучи Я вначале начал изображать то, что вижу за окном. Естественно, погода быстро менялась, и я в итоге убрал работу. Она на самом деле, если вы заметили, выбивается из ряда остальных.
Выставка «Линии горизонта». Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia
И, действительно, остальные работы решены в мягкой, полувоздушной, дымчатой манере. Владивостокские туманы, море на рассвете, песок, скалы, тени "вернувшихся оттуда".
— Просто я сам участник этих событий. Год по контракту был в зоне СВО. И эта картина, она больше фантазия на тему того, как я и мои друзья вернулись оттуда. Но у меня есть и другая картина. Она осталась сейчас под Херсоном, в землянке. Мы там жили втроем и тосковали по Владивостоку. И уже под конец контракта мечтали о том, как мы вернемся… А в блиндаже, где мы жили, стены были из белого гофрированного железа, там баню собирались делать, а получилось жилье. И ребята говорят: "А что это у нас белые стены? У нас же художник есть". А это было уже перед самым выходом, контракт почти закончился, и я за несколько дней между службой по памяти нарисовал наш мост, наш маяк — символы Владивостока. Даже свою машину нарисовал, нарисовал нас маленькими, мы все расписались. Один из нас поехал туда опять и вот прислал фотографию землянки, а в ней моя картина. И, соответственно, баню не стали переносить в это помещение, так и оставили там нашу землянку. Баню сделали в другом месте. Вот такая история, — рассказывает Роман.
Евгений Лапо: "Наконец-то дома"
Возвращение домой. Что может быть понятнее тем, кто живет во Владивостоке, где половина уходит в море, а другая половина ждет первую.
— Это моя любимая работа Евгения, — показывает Роман на работу "Наконец-то дома" (6+).
— По замыслу это Эгершельд, я там частенько бродил, мне нравились эти розовые дома. И я понимал, что на Эгершельде достаточно много завязано. Это такой форпост Владивостока, нос огромного авианосца под названием Владивосток. И на пике вот этого носа мне хотелось передать сам дух города. Города моряков, — рассказывает Евгений Лапо.
Выставка «Линии горизонта». Аверьянов Илья, ИА PrimaMedia
Смотрю на развевающуюся на ветру тельняшку и думаю, да уже не в стиральной машине ее, просоленную и промасленную, доводили до первой свежести.
— Ну, конечно, нет, — соглашается Евгений.
— Вынес моряк корыто на балкон и тер ее о ребра стиральной доски, так похожие на морские волны. Вода сначала мутная была, а потом, после того, как ее несколько раз меняли, становилась всё светлее и светлее.
— Когда мы с Романом ездили по краю, то заехали в Зарубино и нас прямо умилили вот висящие на бельевых веревках одежды, которые, знаете, бабки передвигают через кольцо. Рома говорит: "Надо это нарисовать", а я решил всё-таки обойтись без длинного ряда белья, а сконцентрироваться на главном: чтоб сразу понятно было, кто вернулся и откуда.
Жил в Бразилии поэт Марио Кинтана, называл себя поэтом простых вещей. Писал так просто, что эта простота порой казалась открытием. Ну, вот так, например:
Как вдохнуть жизнь в настоящее произведение искусства,
Если самому не жить по-настоящему?
По-моему, про выставку "Линии горизонта" можно сказать — выставка простых вещей, которые, если жить по-настоящему, делают нашу жизнь чем-то вроде произведения искусства.