Глава Арсеньева досрочно покинул пост после непростого разговора с губернатором
14:02
Погода в пятницу даст приморцам расслабиться, но ненадолго
13:37
В Приморье пересмотрят правила продажи энергетических напитков
13:30
Пострадала только форма: студент "пострадавший от взрыва мины" вышел на связь
13:21
На горе Фалаза в Приморье создадут туристический маршрут с фотозонами и парковками
13:00
Поддельное сливочное масло изымут из оборота в Приморье
12:52
Приморская "Иоланта" не вошла в лонг-лист "Золотой маски"
12:35
Во Владивостоке водитель ударил женщину-пешехода: полиция проверяет информацию
12:20
Электронные карты показывают движение автобусов в 13 городах и сёлах Приморья
12:17
Приморье обновляет технику для вывоза ТКО по поручению губернатора
11:57
Награды для победителей конкурса "Золотое перо Приморья" куют кузнецы-художники
11:57
Минтаевая путина – 2025: в Приморье уже выловили почти 52 тысячи тонн рыбы
11:39
Охотнадзор начал операцию по отлову опасного раненого тигра в Приморье
11:25
ВТБ представил финансовый гороскоп
11:25
Огнеборцы потушили пожар в частном доме в Находке
11:11

Молодой авиатор Вадим Полумбрик из Владивостока рассказал о любви к небу и самолетам

Накануне Международного Дня гражданской авиации корр. ИА PrimaMedia пообщался с действующим пилотом Аэрофлота
7 декабря 2024, 12:00 Общество
Вадим Полумбрик, второй пилот авиакомпании "Аэрофлот" (2024 г.) из личного архива Вадима Полумбрика
Вадим Полумбрик, второй пилот авиакомпании "Аэрофлот" (2024 г.)
Фото: из личного архива Вадима Полумбрика
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Находясь в пассажирском кресле самолета, пожалуй, каждый из нас испытывал волнение, но оно довольно быстро проходило, когда слышался твердый уверенный голос командира воздушного судна. И наверняка многие мысленно задавались вопросом: как выглядят пилоты, которые через несколько минут поднимут в воздух огромное воздушное судно, откуда они, какой путь прошли. Накануне Международного дня гражданской авиации, который отмечают сегодня, 7 декабря, корреспондент ИА PrimaMedia пообщался с Вадимом Полумбриком, вторым пилотом Boeing 737 авиакомпании "Аэрофлот", чтобы найти ответы на эти и другие вопросы.

Вадим Полумбрик родился 7 сентября 1998 года во Владивостоке. С 2005 по 2016 годы проходил обучение в общеобразовательной школе № 48. В 2016 году поступил в Ульяновский институт гражданской авиации, обучение в котором успешно завершил в 2021 году.

из личного архива Вадима Полумбрика

Вадим Полумбрик, став пилотом, воплотил несбывшуюся мечту своего отца. из личного архива Вадима Полумбрика

— Вадим, для многих авиация — это детская мечта. У вас так?

— Я родом из приморского города и до определённого момента просто ничего не знал об авиации. Однажды, ещё ребёнком, впервые полетев на самолёте из Владивостока в Москву, я был искренне поражён всем происходящим. И это чувство осталось со мной на всю жизнь.

Конечно, решение стать пилотом я принял значительно позже — в 10-м классе. Помню, как впервые рассказал об этом отцу. Он так спокойно, по-доброму отреагировал и только тогда поделился своей историей. Оказалось, что он дважды пытался поступить в лётное училище после школы. На мой вопрос, почему он никогда об этом не рассказывал, папа ответил: "А зачем делиться тем, что не сбылось?". Думаю, что тогда он был приятно удивлён, узнав, что его сын собирается воплотить его несбывшуюся мечту...

из личного архива Вадима Полумбрика

Вадим Полумбрик в детстве. из личного архива Вадима Полумбрика

— Как становятся пилотами и какие навыки, качества для этого нужны?

— Главные качества и пилота, да и любого мужчины — дисциплина, пунктуальность, исполнительность и ответственность. Вообще пилоты в гражданской авиации бывают трех степеней квалификации: частные, коммерческие и линейные.

Частные пилоты — это пилоты-любители, которые хотят научиться летать просто для души. Пройти подготовку и получить свидетельство "частника" можно в некоторых коммерческих аэроклубах практически любому желающему за определённую сумму. Эти программы похожи на курс теории и практики в автошколе, только транспортное средство — небольшой легкомоторный самолёт.

Коммерческий пилот — это уже новая ступень. Именно с таким свидетельством выпускаются из лётных учебных заведений. Лично я очень благодарен нашей стране за возможность получить такую профессию совершенно бесплатно. В мировой практике такое обучение с нуля стоит восьмизначных сумм, и у ребят из простых семей просто нет возможности за него платить.

Свидетельство линейного пилота мы получаем уже в авиакомпаниях, когда налет, знания и летные навыки позволяют стать в том числе командиром воздушного судна.

— Какие предметы нужно сдавать для поступления в летное учебное заведение?

— На данный момент поступление на бюджет идет по общему конкурсу на основании результатов ЕГЭ по физике, профильной математике и русскому языку или по среднему баллу школьного аттестата для училищ. Кроме того, нужно успешно пройти ВЛЭК (Врачебно-Лётная Экспертная Комиссия — прим. ред.), профессионально-психологический отбор и сдать нормативы по физподготовке. И каждый этап важен. Именно поэтому считается, что поступить в "лётное" не так-то просто. Часть кандидатов отсеивается по медицине, часть — по профотбору.

из личного архива Вадима Полумбрика

Вадим Полумбрик проходил обучение в Ульяновском институте гражданской авиации. из личного архива Вадима Полумбрика

— Чему и где обучают пилотов?

— Есть базовые научные дисциплины, которыми должен владеть каждый пилот. И именно им уделяется особое внимание: это математика, физика, механика, аэродинамика, воздушная навигация, авиационная метеорология, воздушное право, радио— и электрооборудование, английский язык и многое другое. Ну и множество других смежных и попутных наук. По каждой из этих дисциплин можно докторскую защищать, но это база, которую мы должны знать на достаточно высоком уровне, чтобы выполнять полёты. Обучают первоначально нас этому в ВУЗах. В эту же программу входит налет на легких самолетах (150 часов) для получения летной лицензии. Однако закончить ВУЗ мало — для трудоустройства в авиакомпанию необходимо также переучиться на тот тип самолёта, который она эксплуатирует.

— А где вас переучивали?

— Моя, скажем так, переучка на самолёт Boeing 737-800 прошла в Авиационном учебном центре "Аэрофлота". Каждый молодой пилот проходит через учебно-летный отряд (УЛО). Именно здесь молодые пилоты проходят подготовку и переподготовку на воздушные суда Superjet 100, Airbus A320 и Boeing 737NG. В этом году УЛО вырос в своих масштабах. Если раньше отряд готовил пилотов только для Аэрофлота, то теперь для всех трех авиакомпаний Группы, то есть создаётся единый кадровый ресурс молодых летных кадров, которых будут распределять между авиаперевозчиками.

Наш учебно-лётный отряд оказывал поддержку буквально во всём: снабжал всем необходимым, консультировал по любым мелочам и, не постесняюсь этого слова, заботился обо мне как о будущем пилоте авиакомпании. Со многими там сложились очень хорошие отношения, мы по сей день дружим, хоть и работаем в разных подразделениях.

из личного архива Вадима Полумбрика

Вадим Полумбрик проходил переподготовку в Авиационном учебном центре "Аэрофлота". из личного архива Вадима Полумбрика

— Сложно было?

— В Аэрофлоте подготовка пилотов основывается на развитии технических и нетехнических навыков. Здесь реализуется компетентностный метод и тренировки, основанные на реальных данных, адаптированных к каждой конкретной компетенции. Насколько мне известно, наша компания одной из первых реализовала подобные практики в России и успешно развивает их на международном уровне. На мой взгляд, именно такая методика обеспечивает высокий уровень подготовки экипажей, поскольку на каждом занятии на тренажере мы сталкиваемся с непредсказуемыми сценариями, которые могут включать различные нестандартные ситуации. Это позволяет объективно оценивать наши сильные и слабые стороны как пилотов и улучшать их на следующих этапах подготовки.

Что касается профессионального роста пилота — он основан на трех китах: отношении, знаниях и опыте. Отношение к работе является движущей силой, которая помогает преодолеть множество трудностей. В процессе обучения необходимо изучать большое количество англоязычной документации, и много информации нужно просто запоминать наизусть. Изучение технической литературы требует времени и усилий, но со временем накопленные знания начинают складываться в логическую картину, а возникшие вопросы решаются сами собой. Опыт, как обычно говорят, бесценен, ведь пройти путь — это не то же самое, что знать его.

— Почему выбрали Аэрофлот?

— Компания с более чем столетней историей, здесь собрано просто колоссальное количество опыта. Каждый день я летаю с коллегами, некоторые из которых начинали свою пилотскую карьеру, когда меня ещё даже в планах не было. Это невероятная ценность для молодого пилота — иметь возможность становиться в этой профессии и перенимать опыт в таком окружении. И я, конечно же, горжусь, что работаю в Аэрофлоте.

из личного архива Вадима Полумбрика

Вадим Полумбрик, второй пилот авиакомпании "Аэрофлот" (2024 г.). из личного архива Вадима Полумбрика

— Помните, как прошёл ваш первый рейс в авиакомпании и что вы чувствовали?

— Мой первый рейс в Аэрофлоте, когда я впервые пришёл на самолёт в качестве третьего пилота-наблюдателя (это когда ты только наблюдаешь, как работает экипаж), состоялся в Баку. Мой первый стажёрский рейс уже за штурвалом — в Ташкент. А первый самостоятельный рейс уже в качестве квалифицированного второго пилота — в Алматы. Прекрасно помню каждый из них, потому как проделал очень долгий путь к этому. Это было двоякое чувство, с одной стороны — радости, что наконец настал этот миг, а с другой стороны — осознания ответственности.

— Будучи уже опытным пилотом, чувствуете волнение перед перелётами? Как-то себя настраиваете? 

— Стараюсь тщательно готовиться к каждому рейсу ещё задолго до его начала, прокручивать каждый маршрут у себя в голове: что и на каком этапе я буду делать. У каждого государства и аэропорта есть свои правила, процедуры и ограничения, которые необходимо учитывать и соблюдать при выполнении любого этапа полёта. На подготовку к некоторым аэропортам и маршрутам может уходить значительно больше времени, чем к другим. И бывает скорее не волнение, а приятный азарт и предвкушение какого-то нового опыта, который предстоит получить в очередном рейсе. Каждый полёт уникален. И если это какой-то новый маршрут, то хочется поскорее посмотреть уже вживую на то, к чему готовился и где ещё не бывал.

— Есть ли какие-то ритуалы?

— Из ритуалов — я всегда здороваюсь с самолётом во время его предполетного осмотра и прощаюсь после завершения рейса — глажу и благодарю. Дело в том, что это настолько технически сложная и невероятно умная машина, она устроена прямо как настоящий живой организм. И даже общается с нами во время полёта, только на своём языке. Ведь самолёт и пилот друг без друга не могут летать. Это самые близкие товарищи в небе. И как минимум за это нужно уважать и любить свою машину.

из личного архива Вадима Полумбрика

Решение стать пилотом Вадим Полумбрик принял в 10-м классе. из личного архива Вадима Полумбрика

— Как проходят длительные перелёты — есть ли время на отдых или постоянно нужно что-то контролировать?

— Зависит от сложности маршрута. Бывают маршруты, где у нас очень интенсивная работа. Бывают маршруты полегче. Тем не менее, оба пилота всегда должны быть в контуре, чётко распределяя обязанности и рабочую нагрузку между собой. Лично я больше люблю длинные рейсы, кто-то любит короткие. Тут уже кому что по душе.

Во время длительного перелёта у нас есть время и на приём бортового питания. Кормят нас по стандартам бизнес-класса. Кстати, не все знают, что командир и второй пилот не могут есть одни и те же блюда. Это правило сформировалось из соображений безопасности.

— Можете описать самый запоминающийся или необычный рейс в вашей карьере?

— Наверное, у меня всё-таки еще нет какого-то конкретного рейса, который я бы мог однозначно выделить из всех. Были и очень важные рейсы, и очень сложные, и очень познавательные, и очень эмоциональные, и очень необычные, и очень красивые. Я прекрасно помню каждый из них, все они перелистываются в голове как слайды. Каждая командировка в новый город или страну — это отдельное запоминающееся приключение.

Относительно недавно мне посчастливилось полететь в свой родной город — Владивосток — уже в качестве пилота. У меня было дальневосточное, как мы называем, "кольцо" через китайский город Санья и Владивосток, и я наконец-то побывал дома. Прямо в аэропорт меня приехали встречать родители и друзья. И этот рейс, и сама командировка особенно запомнились.

из личного архива Вадима Полумбрика

Вадим Полумбрик в аэропорту Владивостока (2024 г.). из личного архива Вадима Полумбрика

— Какой совет вы бы дали пассажирам, которые боятся летать на самолетах?

— Во-первых, расслабиться и получать удовольствие. Напоминать себе о том, что сейчас с вами происходит невероятное: вы находитесь в самолёте — величайшем творении разума и рук человеческих, летите на высоте, на которую не способна забраться ни одна птица, и путешествуете во времени и пространстве на скорости, близкой к скорости звука. Звучит захватывающе, не правда ли?

Во-вторых, осознать тот факт, что в организации вашей перевозки задействованы сотни лучших профессионалов своего дела и используется столетний опыт мировой практики в авиационной отрасли. Только представьте себе: каждый день в пиковый сезон только наша авиакомпания выполняет более 600 рейсов в сутки. А по всей планете ежедневно совершается порядка 120 тысяч рейсов и перевозятся миллионы пассажиров. Вы представляете себе масштаб этой грандиозной практики?

Ну и, в-третьих, занять себя чем-нибудь интересным или полезным на время полёта или вовсе попытаться уснуть. Я уверен, что это действительно помогает. Важно думать о чём-то другом. Также можете делать дыхательную гимнастику, это способствует расслаблению мышц и снимет волнение.

— Как вы поддерживаете баланс между работой и личной жизнью, имея такую сложную профессию и напряженный график?

— По правде говоря, я не считаю свой график каким-то сверх напряжённым. Времени на отдых и личную жизнь более чем достаточно. И летать хочется как можно больше. Может быть, это всё потому, что я ещё молодой, с горящими глазами (смеется — прим. авт.). Дома меня ждёт любимая жена, которая во всём поддерживает и помогает. Наверное, именно поэтому полёты на личной жизни особо не сказываются. Иногда даже ловлю себя на мысли, что возможность куда-то слетать — это для меня своего рода путешествие и отдых, так ещё и деньги за это платят и очень вкусно кормят. Всё зависит от того, как воспринимать работу.

— Чем любите заниматься в свободное время? Что расслабляет и наполняет энергией?

— Изучаю различный контент на авиационную тематику. Хожу в тренажерный зал, так как не очень хорошо себя ощущаю без физических нагрузок. Когда-то серьёзно увлекался этим, и привычка осталась. Люблю посмотреть хорошее кино, отдых на природе. Ну и, конечно же, продолжаю совершенствовать знания в профессии, потому что у нас нельзя прийти с работы и забыть о ней до следующего выхода. Самоподготовка — наше всё.

из личного архива Вадима Полумбрика

Вадим Полумбрик, второй пилот авиакомпании "Аэрофлот" (2024 г.). из личного архива Вадима Полумбрика

— Какой совет вы могли бы дать молодым людям, которые хотят "пойти в пилоты"? И каким, по-вашему мнению, должен быть их первый шаг к цели?

— Профессия пилота, действительно, одна из самых красивых и романтичных. Если говорить обо мне, для меня это лучшая работа в мире. Но чтобы получать удовольствие от своей работы, нужно очень много знать. А учиться придётся всю жизнь. Процесс учёбы в профессии пилота постоянен и бесконечен.

А первый шаг к цели у всех свой. Кто-то начинает увлекаться авиацией через книги и видео, кто-то начинает увлекаться моделированием, кто-то парапланеризмом, у кого-то кто-то из родных или знакомых пилот и является примером. В любом случае, каким бы ни был ваш первый шаг, у вас должно быть главное — это желание. И в этом желании, в первую очередь, приоритетом должна быть любовь к небу, профессии и самолётам, а не деньги. Небом нужно всерьёз очароваться, чтобы иметь непоколебимую решимость идти по этому пути. Ведь, как говорил Ницше, человек, который знает "зачем", сможет преодолеть любое "как".

— Есть ли у вас любимый аэропорт или маршрут, и почему он для вас особенный?

— Мне сложно выделить какой-то один маршрут, потому что считаю, что самое большое удовольствие получаю именно от разнообразия направлений и их контрастов. Это непередаваемые ощущения, когда сегодня ты паришься в бане в холодном Якутске, завтра лежишь на пляже в жаркой Анталье, послезавтра любуешься красотами природы Горно-Алтайска, а через несколько дней летишь смотреть на Египетские пирамиды в Каир, или на Храм Будды в Бангкок, или на Бурдж Халифу в Дубай, или в Китай, или в Индию. И потом привозишь домой целый чемодан подарков, сувениров и всякой вкуснятины. Именно такое разнообразие, как ничто иное, даёт возможность чувствовать себя живым.

— Сталкивались ли с какими-то нестандартными ситуациями во время перелёта?

— С уверенностью могу сказать, что какие-то нестандартные или нештатные ситуации случаются крайне редко и маловероятны. Тем не менее, если и происходит что-то необычное, мы всегда благополучно с этим справляемся. Из того, что приходит на ум, могу выделить разве что ситуацию, когда пассажиру становилось плохо при подходе к Москве, и мы без очерёдности заходили на посадку.

— Работа на борту — командная? Как быть, если не удаётся поймать одну волну с коллегами?

— Все пилоты, с которыми доводилось летать, большие профессионалы своего дела, и в коллективе всегда присутствует атмосфера взаимопомощи. У нас нет закреплённых экипажей, и каждый рейс мы летаем с новыми коллегами, что сводит к минимуму не относящиеся к работе взаимоотношения. Нам прививают культуру поддержки друг друга с момента прихода в компанию, ещё в учебно-лётном отряде, чтобы нам хотелось идти на работу и трудиться в такой атмосфере. И каждый пилот Аэрофлота прекрасно понимает, что умение работать в команде напрямую влияет на безопасность полёта — а это наша общая ответственность.

Иногда, выполнив все послеполётные процедуры в кабине, я могу выйти и попрощаться с пассажирами. И когда 160 человек один за другим выражают экипажу личную благодарность, когда мы видим счастливые глаза всех этих людей, для которых мы работаем, это, наверное, самая приятная награда за наш труд. В такие моменты я понимаю, что все трудности, через которые пришлось пройти на пути к профессии, и все сложности нашей работы, с которыми ежедневно приходится сталкиваться, того стоят.

143124
43
37