Парламент Приморского края поддержал на очередном заседании 27 ноября законодательную инициативу губернатора, которая позволит сделать проезд по дорогам к автомобильным пунктам пропуска на границе с Китаем платным. Законопроект предполагает ремонт подъездных путей к погранпереходам по концессии. Инициатива будет направлена на рассмотрение Госдумы, поскольку изменения нужно внести в федеральное законодательство. Потенциальный концессионер уже есть, но власти не раскрывают подробности о нем. В ходе заседания в числе возможных дорог на реконструкцию по концессии прозвучал участок от Уссурийска до Пограничного, сообщает ИА PrimaMedia.
Как отметил представивший законопроект зампред правительства Приморья Николай Стецко, оборачиваемость грузов и объем таможенных платежей от задекларированных грузов ежегодно растут, но из-за текущего состояния подъездных дорог к пограничным переходам федеральный бюджет ежемесячно недополучает порядка 6 млрд рублей. В то же время для региона траты на реконструкцию этих дорог непосильны. На их ремонт необходим объем средств равный размеру всего дорожного фонда Приморья.
"Ввиду высокого объема капитальных затрат на реконструкцию транспортной инфраструктуры к пунктам пропуска и ограниченности бюджетных средств, реализация мероприятий предполагается через механизм концессионного соглашения. Взимание платы предполагается с грузовых автомобилей и туристических автобусов, осуществляющих коммерческую деятельность", — озвучил Николай Стецко.
В действующей редакции федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" есть требование об обязательном наличии альтернативного бесплатного проезда при установлении платных участков дорог, за исключением территорий Крайнего Севера и приравненных к ним.
Приморские власти предлагают сделать исключением для организации платных дорог без наличия бесплатной альтернативы к пограничным пунктам пропуска на всей территории Дальнего Востока. Но именно для коммерческого автотранспорта.
Оплата с большегрузов и туравтобусов пойдет на ремонт сети — его будут вести по концессии
По словам Николая Стецко, у правительства Приморья уже есть на примете потенциальный частный концессионер. Но зампред не стал называть его. Сейчас идут предварительные переговоры, в рамках которых прорабатываются параметры концессионного соглашения. Ожидаемый срок подачи концессионной инициативы — I-II квартал 2025 года со сроком строительства 2026-2028 годы.
Глава комитета по соцполитике Игорь Чемерис (ЕР) считает, что принятие этого законопроекта — "это уже не просто желание и прихоть, оно вызвано объективными и субъективными условиями, связанными с транспортной логистикой". Депутат поинтересовался, предполагается ли в рамках концессионного соглашения установка дополнительных пунктов весового контроля.
Пункты весового контроля появятся в любом случае, но пока нет ясности по концессии или вне нее.
"Мы сегодня еще не получили эту инициативу от потенциального концессионера. Но губернатор ставит ровно такую задачу, чтобы качество дорог соответствовало необходимым нормативам, и чтобы экспортеры, которые вывозят продукцию Приморского края, не нарушали требования законодательства. Возможно, это будет в рамках концессионного соглашения, возможно, это будет отдельно за средства региона", — ответил зампред.
Вице-спикер Заксобрания Сергей Кузьменко (ЕР) попросил уточнить, есть ли понимание, о каких именно подъездных путях к пунктам пропуска идет речь. Как отметил Николай Стецко, это будет зависеть от инициативы правительства Приморья или концессионера.
"Речь идет про автомобильные дороги, которые непосредственно ведут к государственной границе, к автомобильным пунктам пропуска. Нам известна точка Б. Это автомобильный пункт пропуска Краскино, Полтавка, Пограничный, Марково и Турий Рог. И пункт А. Это может быть либо муниципалитет, находящийся в непосредственной близости от этого пункта пропуска, либо в зависимости от запросов региона, например, это может быть автомобильная дорога от Уссурийска до Пограничного. Мы понимаем, что там нам необходимо реконструировать порядка 40 км. Средства на это из регионального бюджета выделить достаточно проблематично. В проект концессионного соглашения также могут быть включены некоторые участки, в зависимости от инициативы, с которой выйдет частный концессионер. Это может быть либо частная, либо публичная инициатива", — пояснил зампред правительства.
Депутат фракции КПРФ Евгений Ляшенко обратил внимание на проблему отсутствия туалетов на пути к границе с КНР. В свою очередь, господин Стецко заметил, что концессионным соглашением будет предусмотрен не только ремонт, но и создание сервисной инфраструктуры.
Губернатор Приморья рассказал о планах на затянувшееся строительства важной дороги