Продажи новых легковых автомобилей в 2025 году могут снизиться в базовом сценарии на 10%, до 1,43 млн единиц. Пессимистичный сценарий рынка предполагает падение и вовсе на 20%. При этом средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в 2024 году уже достигла 3,12 млн рублей. В ближайшие месяцы цены расти не будут, так как на складах у импортеров и дилеров накоплены солидные запасы. Но весной цены постепенно пойдут вверх, сообщает ИА PrimaMedia.
Минпромторг ранее сообщил со ссылкой на данные регистраций автотранспорта, что рынок новых легковых автомобилей в октябре подскочил до уровня около 170 тысяч штук (рост в 1,5 раза год к году).
По прогнозам аналитического агентства "Автостат" (18+), в 2024 году легковой рынок покажет рост в 1,5 раза, до 1,59 млн штук. При этом в агентстве пока не видят перспективы его расширения в ближайшем будущем, предполагая, что в оптимистичном сценарии в следующем году в РФ будет реализовано столько же новых легковых машин, как и в этом.
"По следующему году у нас ранее был более оптимистичный прогноз. Мы выстраивали модели, делали опросы, и пока такое общее ожидание — это все-таки снижение. Наш средний прогноз сейчас говорит о том, что снижение составит 10% к этому году, если ничего не изменится", — сказал директор "Автостата" Сергей Целиков в ходе Autostat Analytic Day (цитаты по "Интерфаксу" 18+) .
Эксперт отметил, что приток денег в российскую экономику влияет и на спрос на автомобили. "Вливание идет через ВПК и дальше по кругу — в кучу отраслей. Соответственно, у определённых частей населения доходы существенно растут, что подталкивает рост и в других отраслях тоже. Новых людей, которые могут себе позволить автомобиль, становится, в принципе, больше. Есть и те, кто раньше мог позволить, но сейчас не может. Но появляются и новые категории", — сказал Целиков, говоря о текущей конъюнктуре российского рынка.
Проект будет реализован в рамках ТОР "Приморье"
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting в комментарии "Коммерсанту" (18+) отметил, что позитивных факторов, способных переломить ситуацию с охлаждением спроса, пока не наблюдается.
"На 2025 год ЦБ прогнозирует ключевую ставку в диапазоне 17–20%, значит, и ставки по автокредитам если и снизятся, то не сильно", — сказал он. Кроме того, не предвидится и большого роста доходов населения.
Приморские дилеры, продающие автомобили китайских брендов, пока не видят предпосылок для роста цен в ближайшей перспективе. "Машин для продажи накоплено предостаточно и до Нового года все они распроданы не будут. Паника по поводу повышения утильсбора (с 1 октября — прим. ред.) прошла, сейчас особого ажиотажа в шоу-румах не наблюдается. Цены будут стоять на одном уровне достаточно долго", — сказал ИА PrimaMedia представитель одного из местных салонов.
Автомобили взлетят в цене из-за новых таможенных сборов
Тем временем "АвтоВАЗ" не исключает снижения утвержденного в ноябре производственного плана в 500 тысяч автомобилей на 2025 год на фоне сильного замедления авторынка в ноябре, которое, как ожидают в компании, продолжится и в декабре, сообщил журналистам президент АО "АвтоВАЗ" Максим Соколов в кулуарах форума ВТБ "Россия зовет!" (18+).
"АвтоВАЗ" отчитался о продажах Lada в РФ за ноябрь и 11 месяцев текущего года. В прошлом месяце было реализовано 39,583 тысячи легковых и легких коммерческих автомобилей бренда — на 9,8% больше, чем в ноябре 2023 года, и на 7,7% меньше, чем октябре этого года. В частности, продажи флагманской модели Lada Granta в ноябре составили 14,741 тыс. (-25,9% м/м), Lada Vesta — 8,078 тыс. (-10,4% м/м), Lada Niva Legend — 4,137 тыс. (-17,8% м/м), Lada Niva Travel — 3,815 тыс. (-20,7% м/м).
Повышать цены на модельный ряд Lada компания пока не планирует. "Но совершенно очевидно, что изменяющийся курс рубля приведет к удорожанию закупок импортной компонентной базы. Эта составляющая присутствует даже не столько у поставщиков первого уровня, сколько у поставщиков материалов, субкомпонентов, сырья. И она так или иначе скажется на росте себестоимости, который где-то перейдет границу ценообразования", — отметил Максим Соколов.