Семь важных советов для водителей, которые спасут в зимнее время
07:11
Дальний Восток 21 января. Во Владивостоке была открыта пионерская коммуна "Память Ленина"
07:00
Ленивые пирожки с луком и яйцом без возни - все "схомячат" и крошек не оставят
04:40
Тащите такие трусы на помойку — белье из этого материала запрещают носить врачи
04:20
Жесткое ограничение ЖКХ для жильцов на электроэнергию – новые нормы с 1 января
03:11
Не вышло реванша: "Ак Барс" снова переиграл "Адмирал" во Владивостоке
20 января, 22:12
Школа Владивостока, где в бассейне обвалился потолок, возобновила обучение в классах
20 января, 22:10
Круиз за миллион и звездное небо из капсулы – как соцсети изменили зимний отдых на Байкале
20 января, 21:40
В Приморье школьники отравились химикатами в классе. Возбуждено уголовное дело
20 января, 21:33
Инаугурация Трампа: в котором часу смотреть по Владивостоку
20 января, 21:25
Еженедельные визиты губернатора ускорили работы на социальных долгостроях во Владивостоке
20 января, 20:49
Ужасающие модные тренды из СССР — девушки калечили себя годами
20 января, 20:30
В Приморье бензовоз с дизтопливом совершил серию кульбитов на дороге
20 января, 19:18
Для всех, у кого есть Telegram: новая схема мошенников набирает обороты в России
20 января, 19:11
Шаг навстречу рекордам: участники X Magic Vladivostok Ice Run начали тренировки
20 января, 18:40

Баходир Нураков: Узбекистан и Россия раньше были одной страной

Лидер приморской общественной организации узбеков и граждан Узбекистана "Адолат" рассказал о целях и задачах своей работы
20 февраля 2012, 14:00 Политика
Баходир Нураков Юрий Евдан
Баходир Нураков
Фото: Юрий Евдан
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Общественная организация узбеков и уроженцев Узбекистана "Адолат" ("Справедливость"), открывшаяся недавно в Приморье, призвана помогать гражданам Узбекистана, приехавшим в край, решать вопросы трудоустройства и адаптироваться в условиях русской культуры. Об этом в эксклюзивном интервью корр. РИА PrimaMedia сказал председатель организации Баходир Нураков.

- Баходир Басылович, зачастую незнание языка, русской культуры становится препятствием при трудоустройстве граждан Узбекистана в Приморье. Как можно исправить ситуацию?

- Действительно, незнание русского языка является серьезным препятствием для мигрантов из Узбекистана.

В последнее время увеличился приток рабочих в Приморье, они вынуждены приезжать, потому что в Узбекистане сложно найти работу, и зарплата в России намного больше, чем у них на Родине. К сожалению, определенная часть приезжих прибегает при временной регистрации и оформлении на работу к услугам сомнительных посредников, что может впоследствии привести к конфликту с правоохранительными органами.

Представьте себе, что человек приехал сюда издалека, и не умеет разговаривать по-русски, не знает, куда обращаться насчет регистрации, где пройти медосмотр. Ему нужен совет, обучение языку и русской культуре, а вместо этого он становится добычей мошенников. Чтобы не допускать этого, в будущем мы хотим создать в Приморье Центр адаптации для мигрантов, которого пока нет ни здесь, ни в Узбекистане.

- Какие задачи будет решать адаптационный центр?

 - Гражданин Узбекистана, который приехал в Приморье, должен понять, где он находится, к кому можно обращаться за помощью. Мы бы хотели организовать для мигрантов трудоустройство, юридическую помощь, медицинское обслуживание, оформление документов в одном месте. Это будет своего рода биржа труда, которая оказывает содействие не только самим мигрантам, но и работодателям Приморья, которые через нас смогут найти рабочих нужной квалификации.

В Приморье много работодателей, которые хотели бы сотрудничать с узбеками. Кому-то нужен сварщик, кому-то водитель, кому-то экскаваторщик, но они не знают, куда обращаться. Можно будет обращаться к нам, мы поможем оформить документы, правильно составить договор.

Со временем можно будет открыть гостиницу и магазин. Кто будет финансировать этот проект, пока не ясно, будем работать над этим. 

- Такие центры уже где-то существуют?

- Такой опыт есть в Санкт-Петербурге, где уже давно существует общественная организация узбеков. У них организована своя служба скорой помощи, которая работает круглосуточно, открыт торговый центр с товарами из Узбекистана.

В Южной Корее есть общественная организация узбеков, которая помогает соотечественникам устраиваться на работу и находить нужные адреса. Более того, специальная служба по подбору рабочей силы, организованная представителями Южной Кореи, работает в Узбекистане.

Корейские специалисты нанимают рабочих, составляют договор, обучают их и потом везут к себе на работу. Эта структура успешно работает уже более 10 лет. Видимо, Южная Корея больше заинтересована в притоке рабочей силы из Узбекистана, чем Россия.

- Вы уже начали подбор специалистов, которые буду работать в адаптационном центре?

- Мы зарегистрировались как общественная организация 1 сентября, совсем недавно открыли офис во Владивостоке и, фактически, делаем первые шаги. Создание адаптационного центра – дело будущего, а пока нам нужно найти хотя бы одного опытного юриста, который бы хорошо знал русский и узбекский языки, уверенно ориентировался в российском законодательстве, чтобы защищать наших граждан в суде.  Хотелось бы наладить работу побыстрее, но время покажет, что у нас получится

- Расскажите немного о себе. Где вы изучали русский язык и чем занимаетесь в Приморском крае?

-  У меня нет проблем с русским языком, потому что там, где я жил в Узбекистане, было много русских. Учился в школе, в которой было четыре русских класса и два узбекских. В узбекском классе, который я окончил, велось преподавание русского языка как иностранного, уроки были в неделю два-три раза. Но главное - было много общения с русскими вне школы.

Сейчас русских в Узбекистане стало намного меньше, и учить русский язык стало сложнее, хотя он, как и раньше, преподается в школе. Но весь документооборот идет на узбекском, и приехавшим в Россию трудовым мигрантам бывает трудно сориентироваться в документах.

Я по профессии медик, работал врачом в центральной больнице в Ташкенте, в Приморье более пяти лет проработал на "Скорой помощи" и три года работал в наркологической клинике во Владивостоке. Здесь, во Владивостоке, живет моя семья, жена и дети.

- Как вы пришли к руководству общественной организацией?

- Я не сразу пришел к мысли о необходимости создания общественной организации узбеков в Приморье, тем более, не видел себя в роли руководителя этой организации, ведь я не юрист и не политолог. Принять решение мне помог руководитель Кызыятского управления мусульман России имам Абдулла. Дело в том, что некоторое время я работал вместе с ним во Владивостоке, он тоже медик по профессии. Мы хорошо узнали друг друга, и он обратился ко мне с предложением создать и возглавить общественную организацию. В декабре 2010 года он предложил мне побывать на совещании руководителей  общественных организаций в Уссурийске. Там были татары, таджики, украинцы, казахи. Я посмотрел, как они работают, как помогают соотечественникам в трудоустройстве, устраивают традиционные праздники. Я побывал на совещании в администрации Приморского края, где обсуждались вопросы диаспор, и все интересовались, почему нет общественной организации у узбеков. Также на совещании в УВД у генерала Николаева и в УФМС у Александра Мухина все говорили, что надо создавать общественную организацию, обещали помочь в решении организационных вопросов. После этого я начал работу по созданию организации узбеков.

Мы с Абдуллой собрали граждан Узбекистана, примерно человек 40-50, Абдулла предложил мою кандидатуру в качестве лидера. Через неделю собралось еще одно собрание, на нем уже присутствовало около 80 человек, были уроженцы Бухары, Самарканда, Кашка-Дарьи, поскольку было важно, чтобы лидер устраивал представителей всех территорий Узбекистана.

Меня рекомендовал Абдулла, поскольку я верующий, многие верующие меня знают. И меня выбрали единогласно. Четно говоря, я не хотел брать на себя эту большую ответственность, руководить общественной организацией – очень беспокойное дело, но кто-то ведь должен был за это взяться.

- Кто руководит, кроме вас, общественной организацией узбеков в Приморье?

- Сейчас у нас пять учредителей, в совет входит 12 человек. Они уважаемые люди, выходцы из разных районов Узбекистана, это позволит избежать возможных конфликтов между самими узбеками. Уважаемые люди помогут в этом, их знают не один год, их уважают. У нас есть полное взаимопонимание, все положительно относятся к открытию общественной организации. Все понимают, что это нужное дело, и хотя мы недавно открылись, уже начали помогать своим гражданам, которые в этом нуждаются.

- Какие острые вопросы решаются в настоящее время?

- Сейчас на острове Русский заканчивается строительство объектов, люди готовятся к отъезду. На острове работало около семи тысяч рабочих из Средней Азии, теперь осталось около четырех тысяч. Но у кого-то нет документов, кто-то не получил зарплату, и они обращаются к нам.

В октябре к нам обращались 10 человек, каждому их них задержали зарплату на три месяца, по 30 тысяч рублей. Мы им помогли получить долги, и они уже уехали на родину. В январе к нам 12 человек обращались, каждому их них задолжали по 65 тысяч за три месяца. Есть уже новые заявления, люди нам пишут, звонят по телефону.

Конечно, сами мы не можем влиять на работодателей. Когда появляется негативная информация, обращаемся в прокуратуру, работаем с миграционной службой и совместно решаем вопросы.  Конечно, есть еще граждане Узбекистана, которые нарушают закон, неправильно себя ведут. За них нам очень больно и обидно. Мы поэтому и создали общественную организацию, чтобы изнутри работать с такими людьми, объяснять, что жить по законам России, что мы здесь в гостях, и нужно уважать и себя, и хозяев. Это одна из наших целей.

- Что вы думаете о предложении премьер-министра РФ Владимира Путина об ужесточении визового режима со странами СНГ?

- Премьер-министр России Владимир Путин и начальник федеральной миграционной службы РФ Константин Ромодановский говорили, что надо ужесточать миграционное законодательство. Да, менять его надо, но при этом надо правильно оценивать сложившуюся ситуацию. В последнее время законы меняются, но мало какие из них действительно работают. Граждане Узбекистана работают в Корее более 10 лет по визам, и с этим нет никаких проблем. Мы не думаем, что визы будет хорошо работать в отношениях России и Узбекистана.

С каждым годом поток трудовых мигрантов увеличивается, люди хотят работать в России, а разрешений на работу дают мало. Мне кажется, надо давать им возможность работать и платить налоги, ведь  баз мигрантов Россия не обойдется, и Приморье в том числе.

Статистика говорит о том, что много русских уезжает из края и мало приезжает. Конечно, нужно добиваться того, чтобы сюда приезжали те люди, которые здесь нужны. Нужно изменить качество миграционного потока, чтоб приезжающие умели говорить по-русски, имели хорошую квалификацию и были востребованы работодателями Приморья.

- Нет ли в Приморье проявлений враждебности со стороны коренного населения к рабочим из Узбекистана?

- Не думаю, что в Приморье имеет место враждебность со стороны коренного населения к рабочим из Узбекистана.

Граждане Узбекистана миролюбивы по характеру и легко находят общий язык с коренными жителями Приморья. Ведь мы раньше были вместе, были одой страной, одним народом.

Развал СССР подорвал экономику Узбекистана, и узбеки вынуждены теперь искать работу в России. Но главная цель гастарбайтеров – заработать деньги и вернуться на родину. Люди снимают квартиры, ведь купить жилье во Владивостоке очень дорого, дорогая и дорога сюда. Тех, кто работает на Русском острове, жильем обеспечивает работодатель. Зарплаты у них разные, но об этом заранее договариваются, и выбор каждого человека – соглашаться на такие условия, или нет, ведь его никто не заставляет работать в России.

- В последнее время звучат прогнозы об опасности "нашествия" узбеков в Приморье, чрезмерного разрастания диаспоры в крае. Это возможно?

- Очень мало узбеков, которые действительно хотели бы навсегда покинуть родину и переселиться в Россию, это не свойственно нашему менталитету. Многие планируют лишь на время приехать сюда, чтобы заработать и уехать назад. Узбекам присуща любовь к родине, к родственникам, у нас мало кто с родины далеко уезжает.

Знаю, что в России сейчас молодежь стремится уехать за рубеж, но у нас такого нет. Молодые хотят жить в Узбекистане, вместе со своими родственниками и друзьями, где свой язык, свои традиции и жизнь более дешевая, чем в России. Мне, например, здесь все нравится, и люди хорошие, и зарплата неплохая. Но у нас, в Узбекистане, больше солнца, еда без пищевых добавок, много овощей и фруктов. Есть места, где можно купаться. Одним словом, как гласит русская пословица, в гостях хорошо, а дома лучше. Хотя если кто-то из молодых ребят встретит здесь свою любовь, и останется жить и работать в Приморье, совет им да любовь.

9113
43
8