Второй год подряд работу проекта "Модный Альянс Креативных Индустрий" (М.А.К.И. Приморья) по поддержке креативных индустрий признали лучшей в стране по итогам премии "Мой бизнес" (18+) за 2024 год. В рамках премии были рассмотрены заявки 32 лучших региональных практик по поддержке предпринимателей и самозанятых. Руководитель проекта Наталья Карпова в интервью ИА PrimaMedia рассказала, как три года работает проект и благодаря каким мерам поддержки бизнеса развиваются приморские дизайнеры и предприятия легкой промышленности.
— Наталья Евгеньевна, расскажите, в чем секрет успеха и какие новые меры поддержки получали предприниматели модной индустрии в этом году?
— Такая высокая оценка — показатель дружной и слаженной работы команды Правительства Приморского края и "Модного Альянса Креативных Индустрий". Наш проект стал лучшим в России в сфере развития модной отрасли.
Комплексный подход, который мы разработали при поддержке Правительства Приморского края, позволяет дизайнеру, начинающему производителю одежды или аксессуаров вырасти — например, из самозанятого в предпринимателя, а швейным производствам или дизайнерам с опытом усилить мощности или открыть новое направление. Мы объединяем модное сообщество в "Чате альянса" (18+), где уже более 1 тысячи участников могут поделиться своим мнением, найти партнера или просто спросить совета.
В 2024 году проект провел свою первую бизнес-миссию предпринимателей из сферы легкой промышленности в Китае, также получатели господдержки представили свои товары и услуги на международных выставках: Collection Premiere Moscow (CPM) (18+), Московская неделя моды (18+), "CJF — детская мода" (12+) и выставке-платформе для предприятий легкой промышленности BEE-together (18+). Более 130 предпринимателей прошли обучение в акселераторе (18+), более 50 представителей модного бизнеса обучились у экспертов РЭУ им. Плеханова и получили удостоверения о повышении квалификации гособразца.
Работа в этом направлении продолжится в Приморье и дальше. Впереди нас ждет выполнение новых амбициозных задач.
— Можете озвучить количественные показатели роста бизнеса данного направления?
— За три года работы благодаря господдержке открылось более 300 новых предприятий, 70% компаний добавили новые продукты в ассортимент, и также предприятия увеличили выручку на 82%. Всего в индустрии в Приморье сейчас работают более 628 компаний (без учёта торговых).
В прошлом году также фиксировались высокие показатели.
По итогам 2023 года 47 участников проекта увеличили выручку на 50% в сравнении с 2022 годом, а 12 — увеличили выручку в два раза. Одна компания показала выручку в размере 100 млн рублей.
Серьезные показатели роста модной сферы креативной индустрии связаны с разработкой и запуском поэтапной системы господдержки на базе проекта. В нее входит не только грантовая поддержка производителей, но и образовательные мероприятия, а также презентация продукции участников проекта на международных площадках, что также дает возможность приморским брендам получать новые контракты и расширять географию своего присутствия.
— Предприниматели креативной индустрии также получают финансовую поддержку от Минэкономразвития. Скажите, на какие цели она направляется?
— Да, более чем за три года существования грантовой поддержки для производителей одежды ей воспользовались 55 предпринимателей. Благодаря этому они смогли закупить новое оборудование для швейных цехов, ткань и фурнитуру для создания коллекций, а также провести цифровизацию своей базы, приобретая новое программное обеспечение.
В 2024 году получателями грантов стали 20 модных брендов. Предприниматели представили проекты в сфере дизайнерской верхней одежды, а также одежды для активного отдыха и туризма, повседневной одежды для всей семьи, молодежной и спортивной одежды. Заявки поступили как от бизнеса из Владивостока, так и из Артёма, Находки, Дальнегорска, Чугуевского, Шкотовского, Пограничного округов и Надеждинского района.
Средства грантов — целевые, и предприниматели направляют их на закупку тканей и фурнитуры, обновление оборудования, программного обеспечения, необходимого для конструирования моделей, и на аренду помещения.
Господдержка для молодых брендов важна. Например, основатель бренда одежды для городской жизни и активного отдыха "След в след" Ольга Распопина разработала первые несколько моделей, подала заявку на грант и получила деньги от краевого Минэкономразвития на разработки, тестовые отшивы и создание первых партий.
Сейчас бренд успешно отшивается на производствах в Приморье и реализует свою продукцию в магазинах города. Также бренд планирует сотрудничество и коллаборации с локальными проектами в сфере отдыха и туризма, а также хотели бы представить свою продукцию в спортивных магазинах и в будущем размещаться в торговых точках заповедников. В этом году дизайнер планирует доработать интернет-магазин и расширить свою ассортиментную линейку, для чего активно работать с заповедниками края.
— Есть и налоговые льготы, как одна из особенных мер поддержки для модного бизнеса. Кто на нее может рассчитывать?
— Для дизайнеров Правительство Приморского края разработало налоговые льготы по упрощенной системе налогообложения в размере 1%. Дизайнеры и предприятия легкой промышленности, мастера по ремонту одежды могут снизить налоговую нагрузку, если работают по упрощенной системе налогообложения и имеют ОКВЭДы "14", "74.1", "95.29.1".
— Вы изучали вопрос о том, насколько обновилось оборудование на предприятиях легкой промышленности благодаря господдержке?
— Да, конечно. По итогам исследования по выявлению потенциала компаний модной индустрии и предприятий легкой промышленности Приморского края на региональном и федеральном рынках, которое провели Русская ассоциация участников фешен-индустрии (РАФИ) и PROfashion, 53 фабрики внедрили новые технологические процессы, 83 фабрики имеют дизайнеров и разрабатывают свои коллекции, около 100 фабрик обновили оборудование либо закупили новые полуавтоматизированные и автоматизированные станки.
Важно отметить, что только одним обновлением оборудования дело не заканчивается — это только начало для роста. Например, дизайнер Валерия Журавлева получила грант от краевого Минэкономразвития в 2022 году и смогла и обновить часть оборудования цеха, и закупить сырье. Это помогло создать нужный объем продукции перед открытием первой точки продаж. Сейчас в Приморье работают уже три точки продаж бренда. Первый магазин открыли на базе своего швейного цеха, второй — в международном аэропорту Владивостока и третий — в крупном торговом центре "Калина Молл".
Гранты, конкурсы и обучение в образовательных проектах от центра "Мой бизнес" помогают предприятиям легкой промышленности обновлять оборудование и вводить элементы "бережливого производства", тем самым повышая производительность труда и увеличение объемов выпускаемой продукции.
— Скажите, как будет развиваться поддержка креативных индустрий в Приморье?
— Сейчас в регионе внедряют региональный стандарт развития креативных индустрий, разработанный Агентством стратегических инициатив. Одним из этапов является создание в Приморье региональной опорной организации развития креативных индустрий и утверждение стратегического документа.
Приморье уже стало лидером среди регионов Дальнего Востока и вошло в топ-10 по числу внедренных шагов регионального стандарта среди всех субъектов России.
Напомним также, что подать заявку на размещение в каталоге создателей и производителей одежды, а также узнать о мерах поддержки отрасли можно по ссылке. Творческий бизнес Приморья может войти в реестр представителей креативных индустрий. Он объединит креативную отрасль региона и поможет предпринимателям получать меры поддержки.
Реклама. Рекламодатель: АНО "Центр поддержки предпринимательства Приморского края". ИНН 2543970855.