Звезды предрекают взбалмошный пролом судьбы сразу 3 знакам с 5 по 10 января
4 января, 19:30
Горку в центре Владивостока закроют на день для заливки ледяного слоя
4 января, 19:20
Пенсионеров лишили важной доплаты с 2025 года – всех без исключения
4 января, 19:11
Максимум Тельцов, такт Дев и упадок Рыб: подробный гороскоп на 5 января
4 января, 18:30
Приморье борется за звание "Столица финансовой культуры"
4 января, 18:10
Тройка, Семерка, Туз: дерзкий таро-расклад Безумной Луны на Мечах с 5 января
4 января, 18:00
Кувырок кармы на 360: новый прогноз на судьбоносный январь для всех знаков
4 января, 17:30
Мусорную реформу в Приморье завершат в 2028 году
4 января, 17:20
"Местные жители получат современный жилой квартал"
4 января, 16:27
За год Приморье посетило более 358 тысяч иностранных туристов
4 января, 15:18
В 2025 году в Приморье установят первый китайский быстровозводимый мост
4 января, 14:10
Детям — бесплатно, но с нюансами: сколько стоит заняться спортом в Приморье
4 января, 13:58
Лыжи – это база: где и за сколько можно покататься в Приморье
4 января, 12:35
В Дальнегорске расчистили горы мусора во дворах после вмешательства прокуратуры
4 января, 11:54
Иностранного бизнесмена будут судить за контрабанду женьшеня в Приморье
4 января, 11:00

Виктор Шалай: "В Приморье просто настоящий бум музейного строительства"

О Владивостокской крепости, поручении президента и федеральном статусе – в интервью с директором Музея Арсеньева
2 января, 12:32 Общество
Виктор Шалай Мария Смитюк, ИА PrimaMedia
Виктор Шалай
Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Деловые встречи, дискуссии, обмен опытом по международным проектам, музейным маршрутам, технологиям — всё это программа международного фестиваля "Интермузей" (12+). Одним из ключевых событий мероприятия стало интервью директора Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева Виктора Шалая. Руководитель единственного федерального музея в восточной части страны говорил о том, что волнует каждого музейщика: как сохранить искренность музейного переживания, продолжая работать в пространстве души, а также о том, как стать "Музеем года". Подробнее — в материале ИА PrimaMedia.

— Что значит принятие музея во Владивостоке в число федеральных? 

— Это политический шаг, направленный на то, чтобы появился ясный инструмент для реализации государственной культурной политики и иных целей на отдалённых территориях страны. Эффективность этого инструмента зависит от того, как им управлять. Мы сейчас в процессе осознания, получения основных управленческих навыков — с моментом федерализации такой опыт автоматически не появится.

— Почему поручение президента направлено именно в адрес Музея Арсеньева?

— Поручение президента о создании федерального музея — это включение в процесс государственных министерств и ведомств. И желания музея должны стыковаться с интересами государства. Наши совместные действия зависят от специфики исторических памятников, ландшафтов, коллекции, специфики социально-экономического развития региона. Понимание этого не должно уводить от главного: как в этих действиях оставлять то самое пространство души для человека.

Наш музей, будучи очень активным в своем регионе, который Владимир Владимирович Путин определил как приоритетный для развития, заработал репутацию ответственной институции, работающей с органами исполнительной власти разных уровней. Для того, чтобы усилить эффективность этого взаимодействия, было сделано поручение президента о федеральном статусе для Музея Арсеньева. Мы просто оказались первыми среди равных.

Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

Музей истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева. Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

— Почему люди стали ходить в Музей Арсеньева?

— В любые тревожные времена у музея — терапевтическая роль. Это пространство, дающее ощущение безопасности и устойчивости. Музей даёт доступ к опыту прошлых поколений. Рассказывая о сложных, трагичных временах истории, музей показывает, что все самые тяжелые испытания заканчиваются, что жизнь больше, чем та тревога, которая занимает мысли человека сегодня.

В 90-е страна пережила страшнейший опыт, отказавшись сама от себя. Дальний Восток оказался абсолютно оторванным околотком большой территории. И нам нужно было время, чтобы заново признать себя, понять, что мы имеем значение. И музей оказался тем самым инструментом, который способен легализовать человека в собственных глазах.

Первое, что сделал наш музей — это признал человека важным собеседником, показал, что его личная память — это равноценная составляющая коллективной памяти. А коллективная память — основа для общего будущего. В формировании этого образа будущего любой музей для государства — лучший помощник.

Для музея важна любая коммуникация с посетителями. Иногда человеку просто важно быть рядом с музеем, жить в мире, в котором есть такой собеседник, как музей. Музей — это общее право на вечность. Оно принадлежит каждому из нас. Ни один музейщик не должен исключать из этого поля памяти кого-либо.

— Если говорить о Владивостокской крепости, чем интересны такие инженерные сооружения? 

— Они позволяют говорить не только об истории. Здесь роскошная фактура для занятий по геометрии, физике, географии, биологии, ботанике. Окружающая реальность говорит нам о том, что крепость — это не про прошлое. У неё может быть активная сегодняшняя жизнь. 

То, что происходит сейчас с точки зрения принятия на баланс государства огромного фортификационного сооружения — это беспрецедентно. В России нет такого примера, когда отдельно взятый город или музей в такой короткий временной отрезок работал с таким объёмом наследия.

Сотни гектаров земли, сотни объектов меняют статус, не имея никакой документальной, событийной, символической, литературной или другой подложки. Это огромная, тяжелейшая работа, которую пять лет ведут отдельные специалисты музея. И есть серьёзные результаты. Мы вывели из-под застройки 200 гектаров земли, сумели ввести необходимые изменения в градостроительные документы. Да, это пока ещё не сделало большинство объектов туристическими локациями, но уже десятки тысяч посетителей побывали на тех, которые мы благоустроили, и смогли обеспечить безопасность.

Евгений  Кулешов, ИА PrimaMedia.ru

Форт №1, Владивостокская крепость. Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia.ru

И сегодня для меня и моих коллег стоит задача сделать всё возможное, чтобы самая большая в мире крепость, построенная более века назад для защиты мира на дальневосточных рубежах России, превратилась в объект, прежде всего, безопасный, комфортный и понятный. Чтобы люди не просто узнали историю Владивостокской крепости, но и полюбили её.

— Виктор Алексеевич, расскажите, пожалуйста, о чем вы мечтаете?

— Я мечтаю, чтобы понятие "далеко" исчезло из обихода, когда говорят о возможности постижения своей страны, чтобы необходимость преодолевать некие расстояния была побуждающим мотивом для знакомства с прекрасной культурой, историей того или иного региона, а не отказа для узнавания. Моя система измерения расстояний — другое отношение к дороге, свойственное любому дальневосточнику в силу исторически сложившихся причин. 

— Какие у вас отношения в команде?

— Прежде всего, важно, чтобы все называли вещи своими именами — мы не врём друг другу, очень много спорим. Но уровень доверия в коллективе, как у хорошо слаженного судового экипажа, когда есть понимание масштаба океана, в котором судно идёт, и ограниченного пространства, в котором находится команда.

У каждого из нас свой, особенный, взгляд на реальность. Но умение слушать, доверять мнению другого, общая заинтересованность в результате складывается в красивый калейдоскоп, на который отзываются все целевые аудитории.

— Как Музей Арсеньева объединил музейщиков?

— Созданная по нашей инициативе в 2022 году Ассоциация музеев Дальнего Востока, которая в 2023 году приросла музеями Сибири — свидетельство того, что и координация усилий различных музейных институций, и необходимость регулярно сверять часы, обмениваться опытом и совместно искать поиск решения возникающих вопросов — всё это очень востребовано. А регулярные музейные Ассамблеи, проходящие в разных городах — это точка входа для большого музейного сообщества в тему Дальнего Востока.

Важная организационная составляющая в этой деятельности — конструктивное взаимодействие с органами исполнительной власти на местах. Мы хотим и делаем всё возможное, чтобы деятельность музеев не воспринималась в отрыве от действий, направленных на развитие территорий. И, действительно, находим поддержку. На Дальнем Востоке очень сильный губернаторский корпус. Это люди, держащие на своих плечах огромный сложный регион. И мы, музейщики, на равных показываем, чем можем быть полезны в вопросах развития Дальнего Востока, что мы готовы разделить эту ответственность.

— Какие цели преследует выставочная политика музея?

— Первая: каждый день напоминать жителю Приморского края, любому дальневосточнику о том, что он является неотъемлемой частью огромной России, богатой национальной культуры, которая воплощена в памятниках за пределами Дальнего Востока. И факт отдалённого расстояния не должен ущемлять интересы земляков. Наша задача — привозить разные выставочные коллекции, которые люди видят в учебниках истории, но, скорее всего, никогда не видели, и с большой вероятностью не увидели бы вовсе, поскольку они находятся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

А вторая задача — показать жителям центральной части страны, что Дальний Восток, Приморье — это тоже Россия, регион со своей богатой историей, интересной культурой.

ИА PrimaMedia

Музей истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева. ИА PrimaMedia

Проект "Коллекционируя Россию" — и есть такой механизм, который ликвидирует неравенство в доступе к культурным ценностям, связанное с большими расстояниями. Поэтому музей продолжит эту историю. Четыре прошедших в рамках проекта выставки рассказывали о новгородских берестяных грамотах, пермской религиозной деревянной скульптуре, ивановском текстиле и национальной одежде разных российских губерний. Очередная, запланированная на 2025 год выставка, расскажет о Древней Руси из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

— Почему наш регион должен быть интересен всей музейной России?

— Дальний Восток сегодня берёт на себя ответственность по решению многих судьбоносных вопросов, по принятию важных решений на конкретный период истории страны.

Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики и министерство культуры РФ способствовали тому, что у нас просто настоящий бум музейного строительства, решаются кадровые вопросы, обсуждается стратегия музейного развития и прочее. Считаю, что такие конструктивные и понятные взаимоотношения с органами исполнительной власти, найденные на Дальнем Востоке ответы по взаимодействию, могут стать полезными для всей страны.

233802
43
37