В рамках борьбы с телефонным мошенничеством председатель комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков предложил создать специальную базу данных граждан, которые неоднократно становились жертвами мошенников.
Согласно инициативе, таких людей будут на время ограничивать в проведении банковских операций. Для этого потребуется дополнительное подтверждение добросовестности запроса.
Идея была озвучена в ходе обсуждения законопроекта Минцифры, направленного на противодействие телефонному мошенничеству. Замглавы ведомства Иван Лебедев отметил, что с 2022 года количество преступлений в сфере IT выросло на 30%. Более одного млн россиян пострадали от действий мошенников, а общий ущерб оценивается в 200–250 миллиардов рублей.
Аксаков предложил, чтобы база данных о жертвах мошенничества находилась в ведении Центрального банка. Финансовые организации, получив сигнал от системы "ФинЦЕРТ" (группа реагирования на компьютерные инциденты), будут обязаны проверять добросовестность операций таких клиентов. Это позволит предотвратить перевод средств под влиянием мошенников.
В Минцифры подчеркнули, что предложение требует дополнительного обсуждения, чтобы оценить его рациональность и эффективность. В Центробанке заявили, что пока не получали официального предложения. А представители банковского сектора сообщили, что уже пользуются собственными инструментами для борьбы с мошенничеством.
Аксаков также уточнил, что база данных будет принадлежать ЦБ, что практически исключает риск утечек информации. При этом значительных ограничений для граждан, попавших в список, вводить не планируется. Речь идёт лишь о дополнительной проверке операций для их же защиты.
Инициатива направлена на снижение числа случаев, когда мошенники используют социальную инженерию для манипуляции людьми. Однако её реализация потребует тщательной проработки, чтобы избежать излишнего бюрократического давления на граждан и финансовые организации, передает газета "Известия".