Крупнейшее автодорожное предприятие Приморья оказалось на грани краха. Стройки саммита АТЭС принесли дорожникам самые крупные убытки за историю существования. О тяжелейшем положении в "Приморском автодорожном ремонтном предприятии" (ОАО "Примавтодор") перед депутатами комитета по экономической политике и собственности Законодательного Собрания Приморского края отчитался его руководитель Лев Панченко, передает корр. РИА PrimaMedia.
Напомним, ОАО "ПримАвтоДор" является генеральным подрядчиком по двум крупным объектам саммита АТЭС во Владивостоке: строительство дороги поселок Новый – Де-Фриз и реконструкция трассы М-60 на Участке Кневичи – станция Санаторная. Как и по другим объектам, проекты дорог составлялись федеральным заказчиком в большой спешке. И хотя документация была выполнена правильно, когда начали строить, оказалось, что проектировщики не учли самых простых вещей.
Проект не предусматривал объездных для пригородной трассы. То, что из Владивостока в аэропорт ведет только одна дорога, и перекрывать ее для движения нельзя, проектировщики просто упустили из виду.
Строительство объездных дорог компания вела за свой счет, неся убытки. На свои средства строили и дополнительные развязки. Появились проблемы с изъятием земли.
"Понимаю, что я должен был остановиться, потребовать от заказчика проработки проекта, включения этих расходов. Но мог ли я сказать нет такому заказчику?", - задал депутатам риторический вопрос Лев Панченко.
Предприятие продолжало строить, надеясь, что затраты после компенсируются.
Глава ОАО "Примавтодор" Лев Панченко сообщает об убытках. Автор: Сергей Ланин
По словам руководителя предприятия, трасса М-60 стала самым убыточным проектом ОАО "Примавтодор". Сумма убытков – около 600 млн рублей. Раньше предприятие занималось только ремонтом и содержанием дорог. В строительстве принято считать, что чем больше работаешь, тем больше терпишь убытков – очень дорого обходится содержание техники. Зимой "Примавтодор" традиционно "уходил в минус", но за сезон накапливал достаточную сумму для существования. Участие в стройках саммита надломило предприятие.
"Даже названные сегодня цифры показывают, что доходы предприятия не совместимы с расходами, - пояснил депутат Дмитрий Новиков. - Сумма обязательств значительно превышает ту сумму, которой располагает предприятие. Тяжелая ситуация порождает целый ряд проблем для большого количества людей – это сотни компаний-субподрядчиков и их работники, которым сегодня должен "Примавтодор".
Депутат ЗС ПК Дмитрий Новиков. Автор: Сергей Ланин
Директор одной из строительных компаний Александр Чередников рассказал, что в списке тех, кому должен "ПримАвтоДор", - около 150 предприятий. Общая сумма долга составляет порядка 1,5 млрд рублей, в суде решить данные вопросы не удается – рассматривание дел затягивается. В личной беседе с корр. РИА PrimaMedia представитель кредиторов признался, что долги дорожников приводят к проблемам с прокуратурой. Нечем платить налоги, приходится задерживать зарплату работникам.
"Три недели назад уволили бухгалтера – платить нечем", - признался собеседник.
Глава ОАО "Примавтодор" Лев Панченко пожаловался, что тоже страдает от надзорных органов. Так, их компанию оштрафовали на 114 млн (1% от стоимости одного из проектов) за незаконную организацию мест свалок вынутого грунта. А ведь это была необходимая мера, чтобы не перекрывать движение по единственной дороге, вопреки изначальному проекту.
Между тем, Панченко готов идти на контакт с кредиторами, и пригласил их приехать к нему в офис с бумагами.
Причины тяжелой ситуации с "ПримАвтоДором" председатель комитета по экономической политике и собственности Виктор Горчаков видит в совокупности факторов: смена руководства, быстрый темп работ, возрастающее число поручений.
"Документация делалась правильно, но без детальной проработки. Специфика Владивостока привела к появлению массы дополнительных дел, не заложенных в документации. Компания пошла в убытки, частично не по своей вине. Но нужно было правильно организовать труд, проявить твердость при получении заказов. Было привлекательно получать заказы, тем более что обещания об оплате есть до сих пор", - напомнил Виктор Горчаков.
Депутат ЗС ПК Виктор Горчаков. Автор: Сергей Ланин
Депутаты согласились во мнении, что банкротство краевого предприятия никому не нужно. Есть долговые обязательства, и есть большая программа по содержанию дорог. Депутаты поручили руководству ОАОА "Примавтодор" разработать документ о том, как они сами понимают дальнейшее развитие. Также готовится обстоятельное обращение к главе края.