В Уссурийске после пожара госпитализировали троих детей — прокуратура начала проверку
7 декабря, 22:08
В Артёме ищут водителя, скрывшегося после ДТП с пострадавшим
7 декабря, 21:54
Снег, мороз и гололедица в Приморье: синоптики дали прогноз на начало недели
7 декабря, 19:50
Полиция ищет свидетелей угрозы с оружием на улице Нейбута во Владивостоке
7 декабря, 19:22
На прямую линию с Владимиром Путиным за три дня поступило более 314 тысяч обращений
7 декабря, 17:55
Уссурийское казачье войско возглавил старейшина
7 декабря, 16:46
Владивосток, Артем и Надеждинский район могут получить единого главу
7 декабря, 15:48
Часть Владивостока останется без электроэнергии 8 декабря — адреса
7 декабря, 15:00
Большегрузы в Приморье массово нарушают правила: ГАИ задержала 114 водителей
7 декабря, 14:42
Снежно и морозно: какая погода ждёт Приморье в начале недели
7 декабря, 14:15
Владивосток хочет стать маленьким Шанхаем или Сеулом
7 декабря, 13:10
В Приморье придумали, как вернуть молодые таланты домой
7 декабря, 11:59
Искусственная шуба не экологиичнее натуральной: эксперты спорят, как ее выбрать
7 декабря, 11:02
Новый светофор на проблемном перекрестке во Владивостоке подключили раньше времени
7 декабря, 10:55
Главный тренер "Адмирала" Леонид Тамбиев отправлен в отставку
7 декабря, 08:25

"У меня появилась идея спроектировать плавающий туристический центр"

Молодой архитектор Анастасия Гончарук о профессии и о стиле Владивостока
Анастасия Гончарук ИА PrimaMedia
Анастасия Гончарук
Фото: ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Архитектура Владивостока — зеркало эпох и событий. Хрущевки, деревянные "избушки" и новостройки зачастую встречаются на одной улице. Всё это отражение истории, которая берет начало еще в 1860 году и продолжается до сих пор. Сегодня город привлекает внимание архитекторов по всей стране благодаря своему уникальному ландшафту и географическому расположению. Но есть ли среди всего этого архитектурного разнообразия особый почерк? Какие материалы подходят для строительства у моря? И какой можно представить владивостокскую архитектуру будущего? На эти и другие вопросы ответила приморский архитектор-урбанист, директор собственного бюро East Architects Анастасия Гончарук в интервью ИА PrimaMedia.

— Анастасия, расскажите, как решили стать архитектором, и что больше всего привлекает в этой профессии?

— С самого детства я любила играть в конструкторы и создавать города. Когда меня спрашивали, кем я хочу быть, то всегда отвечала — архитектором. Я последовательно шла к мечте: посещала художественную школу, участвовала в конкурсах рисунков и готовилась к поступлению в ДВФУ. Теперь, когда я стала архитектором, мне приятно встречать знакомых из прошлого, которые удивляются, что моя детская мечта сбылась. 

Архитектура — это профессия с огромной вариативностью. Если тебе становится неинтересно работать с экстерьером, можно перейти к интерьеру или стратегическому проектированию. Обучение по направлению архитектуры открывает множество возможностей и дает базовые компетенции для работы по другим специальностям. Это универсальная и увлекательная профессия!

— Поделитесь своим первым опытом трудоустройства. Был ли он связан с той специальностью, на которую учились?

— Мой первый опыт трудоустройства случился после 10 класса, когда я устроилась помощником дизайнера в студию-производство "Ирокез". Получила там базовые навыки работы в графических программах, которые потом пригодились в учебе. Второй курс совпал с пандемией, а я тогда сильно хотела применить свои знания на практике. В университете была организована платформа поддержки студентов ASAP (12+), и я смогла впервые поработать архитектором, занимаясь концепцией благоустройства. Мне очень понравилось. С этого момента поняла, что не могу остановиться, и вскоре создала одно из первых в России студенческих архитектурных бюро при поддержке университета, этот опыт помог мне в будущем продолжить работу уже в собственном архитектурном бюро.

— Вы сейчас занимаетесь только развитием собственного бюро? 

— У меня несколько направлений работы. Я активно развиваю бренд своего архитектурного бюро на Дальнем Востоке. С 2022 года также являюсь общественным советником по молодежной политике главы Владивостока, что позволяет мне помогать с привлечением молодых профессионалов в области архитектуры и других направлений к участию в проектах по развитию Владивостока. Еще работаю референтом управления городской среды администрации города. 

5224831.jpgКадры вероятного будущего: архитекторы показали, как преобразить центр Владивостока

С годами исторические кварталы города оказались в градостроительной "тени"

— Какой у вас опыт работы архитектором и с какими трудностями сталкивались за это время?

— Я много работала и развивала свой личный бренд с третьего курса. В какой-то момент осознала, что быть руководителем в 20 лет без опыта сложно, поэтому проходила практики в различных архитектурных бюро, а затем начала работать в аппарате ректора ДВФУ, где курировала инфраструктурные проекты. Это совпало с темой моего дипломного проекта, что дало возможность уже во время учебы участвовать в разработке стратегических проектов и на своем опыте убедиться в пользе получения знаний при выполнении практических задач на итоговых проектах. На старших курсах мне оказался крайне полезен опыт участия в реализации социально-молодежных проектов в сотрудничестве с администрацией Владивостока: при поддержке Константина Владимировича со студентами-архитекторами мы разрабатывали проект молодежного медиа-коворкинга "ТОК", формировали архитектурное решение и параллельно работали над созданием мурала с медузами — "морем возможностей" на Океанском проспекте. Понимание, что будучи студентом, ты можешь не просто придумать, но и реализовать инициативу по развитию города, дало мне большую мотивацию и желание связать свое профессиональное становление именно с Владивостоком. 

Во время учебы меня заинтересовала урбанистика, у нас, в академической среде, такое направление только начинает развиваться, поэтому я решила получить знания в РАНХиГС. Также я получила опыт работы и жизни в Москве. Я активно участвовала в различных проектах, включая хакатоны и исследовательские инициативы, такие как "Типология сервисных городов" от Агентства стратегических инициатив. Работала с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики в качестве одного из продюсеров "Программы управления развитием городов" для реализации мастер-планов. Хотя у меня всего пять лет профессионального опыта, я максимально использую каждую возможность. В общей сложности за последние несколько лет в рамках своей профессиональной деятельности я посетила более 30 городов России. Но несмотря на этот опыт, я позиционирую себя как архитектор-урбанист из Владивостока. 

Мой родной город — это вдохновение и опора в моей профессиональной самореализации.

— За что вы любите Владивосток? 

— Здесь сосредоточено множество культур, я люблю назвать это "владивостокская эклектика". А еще во Владивостоке я чувствую особенную ответственность в создание проектов, ведь это место, где живет моя семья. Я коренной житель Приморья уже в пятом поколении! Поэтому работа во Владивостоке для меня — не просто про карьеру. Это возможность внести вклад в его развитие и самой жить в городе мечты. Что касается трудностей, то каждая работа имеет свои сложности, особенно когда область твоей работы — архитектура, которая, фактически, касается каждого. Поэтому я старюсь браться за амбициозные проекты, чтобы результат точно затмевал все трудности на пути к реализации.

— А не сталкивались с недоверием со стороны коллег? Всё-таки молодой специалист...

— Как молодой специалист я сталкивалась скорее с опасениями и переживаниями, что меня не воспримут всерьез. Однако сейчас акцент смещается с количества лет работы на качество и количество реализованных проектов. Архитектура и урбанистика становятся все более востребованными, это связано с общим вектором на ускоренное пространственное развитие, в том числе благодаря принятию к реализации на Дальнем Востоке первых 25 мастер-планов городов. Во Владивостоке ситуация неплохая: есть хорошие учебные заведения, но в целом на Дальнем Востоке, который занимает 41% площади страны, только в трех городах готовят архитекторов. 

Если бы я давала интервью федеральным СМИ, то посоветовала бы выпускникам из других регионов рассмотреть возможность работы на Дальнем Востоке. Благодаря реализации долгосрочных комплексных планов есть большое поле для развития: много проектов и достаточно камерное профессиональное сообщество по сравнению с другими федеральными округами. Это хорошая возможность заявить о себе вместо того, чтобы тратить энергию на поиск своего места в огромном конкурентном поле. Проектировать для этой территории гораздо удобнее, когда ты живешь здесь: важно учитывать климат, экологию и рельеф, а не полагаться только на карты.

— А что насчет заработной платы? В начале карьеры обычно она небольшая, поэтому молодые специалисты идут в курьеры. Как это было у вас?

— Молодому специалисту, например, студенту-архитектору второго-третьего курса, несложно начать работать в бюро как младшему архитектору. В нашей сфере также развита фриланс-деятельность. Важно осознавать ответственность за качество своей работы, независимо от того, занимаешься ты архитектурой или другой сферой. 

5113577.jpgВо Владивостоке создадут совет по подготовке архитекторов

Власти краевой столицы хотят привлечь молодых архитекторов к благоустройству города

На втором-третьем курсе уже можно начинать участвовать в стадиях проектирования больших объектов или работать над эскизными проектами небольших объектов, как, например, сейчас студенты ДВФУ работали над концепциями остановочных павильонов легкого метро, что позволяет получить практический опыт и разнообразные кейсы для портфолио. Такая практика значительно упрощает старт карьеры. Я сама когда-то была на этом этапе, поэтому стараюсь вовлекать молодых специалистов в интересные проекты, включая не только проектирование, но и мероприятия по развитию территории. Компетенции проектного менеджмента, тайм-менеджмента и коммуникации с командой очень важны для архитектора. Важно находить практические задачи, даже если они не всегда коммерческие, чтобы накапливать опыт и кейсы для портфолио. 

— Как, на ваш взгляд, можно улучшить систему образования? Нужно больше теории или практики?

— Сегодня образовательный стандарт подготовки архитекторов во многих аспектах не соответствует требованиям рынка. Архитекторов учат создавать здания и комплексы преимущественно как отдельные архитектурные объекты, но спрос растет на междисциплинарных специалистов. Необходимы новые стандарты архитектурного образования, включая урбанистику как отдельное направление. Я активно работаю над ее внедрением в образование во Владивостоке, включая муниципальную программу "Школа молодого урбаниста" (12+), чтобы вовлечь больше ребят в профессию. Также по поручению главы города мы с управлением образования готовим к запуску профильные классы по архитектуре и урбанистике в сентябре.

Современные архитекторы должны не только проектировать, но и понимать экономику проектов, социальный контекст, порядок реализации и устройство системы городского управления.

Что касается теории и практики, то обе части важны. Теоретическая база помогает понять исторические основы профессии, сформировать стиль и понять, в каком направлении двигаться. Лично меня интересует конструктивный био-тек, но важно не только спроектировать, но и реализовывать задуманные идеи.

— Что за конструктивный био-тек? 

— Если простыми словами, то это одно из направлений бионики — стиля в архитектуре, который отражает в своих визуальных решениях структуру живой природы. Но если в бионике здание, которое отражает идею морских обитателей, буквально будет выглядеть как рыба, то в конструктивном био-теке это здание будет похоже на рыбу скорее симантично. Био-тек заимствует визуальные и конструктивные элементы, но не копирует их буквально. Например, фасад будет включать материал, напоминающий блеск чешуи, или конструкции могут напоминать скелет. Конструктивный био-тек сочетает красивую инженерную составляющую с природными интеграциями, что делает его дорогостоящим и сложным в реализации.

В университете мне не хватало реальных практических кейсов, и я искала их сама. Теперь стремлюсь сделать так, чтобы студенты могли легко получать практический опыт.

Когда я начинала проектировать, у меня появились амбициозные идеи, такие как плавающий туристический центр или готический музей. Но мне говорили, что такие проекты невозможно реализовать, это побудило меня обратиться к практике и понять реальные потребности. Сейчас я работаю в четырех основных направлениях: стратегическое развитие территории, социальная инфраструктура, особенно для молодежи, проекты-события и образование. 

— Кто или что вдохновляет вас в работе? Есть ли архитекторы или дизайнеры, чьи работы вам особенно близки?

— В мире архитектуры и урбанистики есть множество вдохновляющих личностей как отечественного, так и международного уровня. Лично я не слежу за конкретными архитекторами с точки зрения проектов, но меня вдохновляют те, кто горит своим делом, будь это крупные стратегические проекты или детали интерьеров. Работа с деталями и смелость решений всегда впечатляют. Фрэнк Гери, например, оставил значимый след в архитектуре, создав "эффект Бильбао", изменив представление о развитии территорий. Среди российских архитекторов мне нравится бюро Megabudka, которое выросло из молодых специалистов, не следующих шаблонам и создающих собственный стиль. Также впечатляют "Студия 44" и бюро "АПРЕЛЬ", работающие в сфере реставрации и реновации. 

5149492.jpg"Это был настоящий квест": экодизайнер из Приморья о создании одежды из водорослей

Об эко-моде, материале для аллергиков и раздражающих стереотипах — в интервью ИА PrimaMedia

— Правдиво ли нам показывают работу архитектора в сериалах?

— Честно говоря, я не углублялась в детали, но знакома с некоторыми фрагментами. В 2020 году, когда все начали смотреть сериалы, я как раз делала свою первую работу. Подруга позвонила по видеосвязи, так я посмотрела 10 серий сериала "Постучись в мою дверь" (18+). Разница в том, что в сериалах архитектурные студии показываются как элитарные, чистые и аккуратные. На практике же работа поглощает полностью. Проекты требуют больше времени, чем есть в стандартном рабочем графике, и работа превращается в стиль жизни. Часто нужно делать все быстрее, чем можешь, что характерно для многих сфер. Архитектурные бюро редко бывают стерильными. В офисе моей достаточно небольшой команды или в таких больших командах, как, например, в бюро Феликса Машкова, все выглядит живо: чертежи, распечатки, стаканчики с кофе. Так даже в крупных столичных бюро, как ASADOV в Москве.

— Что бы вы предпочли: жить в новостройке или построить собственный дом? 

— Если бы я выбирала сейчас, то сосредоточилась бы не на конкретном доме, а на его расположении в городе. Важно, чтобы застройщик учитывал социальную и транспортную инфраструктуру вокруг. Я бы обратила внимание на то, как расположены объекты, из каких материалов они сделаны. Я предпочитаю минималистичный стиль, но при этом хочу, чтобы место жительства отражало облик Владивостока — светлое, яркое, с акцентами, но без кислотных оттенков.

 — У Владивостока есть свой архитектурный стиль?

— Да, вопрос о стиле Владивостока часто обсуждается, и у каждого есть свое мнение. Я считаю, что стиль города — это его эклектика, то есть смешение. Владивосток сочетает в себе множество архитектурных влияний: восточные традиции, архетипы европейских городов, советский модернизм и конструктивизм, положенные на уникальный рельеф, и оттого создающие неповторимую урбанистическую мозаику. 

Каждое десятилетие оставляло свой след в архитектуре города.

Мне кажется, что в будущем мы увидим новые архетипы, отражающие географические и экологические особенности Владивостока. Например, можно развивать террасную застройку и благоустройство на сложном рельефе, а также прибрежные объекты. Важно создать стилистические элементы, которые будут ассоциироваться с Владивостоком. В целом, эклектика Владивостока — это богатое поле для дальнейшего развития архитектурного стиля города.

— Сейчас в городе можно встретить новостройки, хрущевки и деревянные дома буквально на одной улице. Что вы об этом думаете?

— Вопрос об "идеальном" городе всегда актуален и живо обсуждается не только в профессиональном сообществе. Идеальное функциональное зонирование и городской каркас возможны только в новых городах, построенных недавно — как, например, Иннополис. 

Разнообразие застройки — это естественная часть любого города. Мы не живем в мире "Лего", и город не создается за один десяток лет. Разнообразие в городской среде неизбежно и даже необходимо.

— Есть универсальный строительный материал, который бы идеально подошёл Владивостоку?

— Универсального, к сожалению, нет, но существует набор адаптируемых материалов. Например, дерево нужно обрабатывать так, чтобы оно не было подвержено расширению от влаги и другим негативным процессам. При выборе материалов предпочтение стоит отдавать, например, отдельным категориям нержавеющей стали или полипластику. Во Владивостоке часто выбирают бетон, который можно использовать для создания больших плит. Однако проблемы могут возникнуть из-за его неправильной установки и деформации. Важно не только выбрать правильный материал, но и применять его с учетом технологий. 

— Как вы представляете будущее Владивостока в контексте архитектуры и градостроительства? Какие вызовы и возможности вы видите?

— Я уверена, что Владивосток ждёт светлое будущее благодаря множеству стратегических преимуществ. Как столица ДФО мы должны не только развивать Владивосток, но и создавать решения, которые могут быть полезны другим городам региона. Развитие городской инфраструктуры — это вызов, особенно в контексте взаимодействия архитектуры и рельефа. Нам нужно стремиться к гармонии между ними. Также важна работа с историческим обликом города и развитие реставрационной школы, поскольку на Дальнем Востоке не хватает образовательных программ в этой области.

Мы — восточные ворота России в Азию и один из крупнейших городов Дальнего Востока, что накладывает на нас ответственность.

Кроме того, необходимо развивать урбанистическую школу, чтобы готовить специалистов по климатологии, транспортной инфраструктуре и пространственной аналитике. Эти знания важны для будущего нашего города и профессионального сообщества, которое будет формироваться из студентов, обучающихся сегодня. 

5104162.jpgВладивостоку нужно изучать "эффект Краснодара", а не Мурино

Урбанист Иван Чайкин — про извечные проблемы дальневосточной столицы

— Есть ли какие-то проекты, которые вы бы очень хотели реализовать во Владивостоке? 

— Я мечтаю о создании урбанистической школы во Владивостоке, где архитектурное образование будет ориентировано на практику. Здорово, что местные власти открыты к урбанистике, что подтверждает успешное проведение урбанистического форума "УрбанВэй" (16+). Я хочу, чтобы у нас появилась сильная архитектурная школа, работающая над развитием владивостокского стиля. Также хотелось бы больше общественных и культурных пространств, таких как "Третье место", в том числе креативных кластеров. 

— Какой совет можете дать молодым людям, которые хотят стать архитекторами?

— Суперсовет: учитесь говорить о себе и не бойтесь делиться своими достижениями. Часто архитекторы, особенно молодые, зацикливаются на работе и планах, забывая рассказать о том, что делают. Архитектура предлагает множество направлений — найдите свое. Не переживайте из-за возраста: важно не то, сколько у вас опыта, а сколько проектов реализовано. Не бойтесь начинать действовать прямо сейчас — откладывать не стоит. Развивайте свою насмотренность: путешествуйте, участвуйте в конкурсах и профессиональных мероприятиях. Практические занятия помогают научиться работать в команде и быстрее начать карьеру. И, конечно, находить баланс между работой и отдыхом. Студенты-архитекторы, не забывайте о сне и отдыхе — это поможет избежать выгорания.

223121
43
37