Самый незаменимый человек в редакции всегда тот, у кого фамилия стала должностью. Илья Табаченко в ИА PrimaMedia работал Ильей Табаченко, и никем другим. Тем незаменимее утрата. Сегодня год, как не стало нашего прекрасного друга.
Практически у каждого, кто знал его более-менее близко, есть с ним своя история. Но сегодня не вечер воспоминаний. Илья не любил долгих прелюдий и на дух не переносил графоманию. Думается мне, что и этот материал он бы тоже не одобрил. Мы с ним часто спорили о текстах и о правильном употреблении слов. Он считал, что вопросы в интервью не должны быть длиннее ответов. Я понимал, что он прав, но с ним было как-то приятно спорить, не хотелось вот так сразу бросать интересную дискуссию, приняв очевидную правоту оппонента. Впрочем, перейдем к сути — профессия "Илья Табаченко", в чем же она состояла?
Когда гаснут звезды: ИА PrimaMedia и все-все-все вспоминают Илью Табаченко Известный приморский журналист, блогер, видеограф, фотограф умер 5 июня
Год назад мы сидели с ним в гостинице в Чугуевке. День был полон редакционных задач, а вечер проходил в относительном командировочном спокойствии. Я писал какие-то репортажные посты для телеграм-канала (18+) про местную художницу, рисующие грибы, редисы и прочие милые дачные натюрморты, пользующиеся здесь популярностью. Илья же делал заметку — очередная владивостокская группа выпустила то ли сингл, то ли альбом, то ли еще что, и попросила его рассказать об этом белому свету. Тут он наткнулся на архив своих старых видеороликов — "Провинциальное телевидение", снятых в начале 2010-х. И мы просто залипли. Он не успокоился, пока не показал мне их все, постоянно приговаривая "представь, что такое раньше можно было".
Позже это выросло в полноценный телеграм-канал "Провинциальное телевидение" (18+). От остальных он отличался бескомпромиссностью суждений и острым языком, помноженными на любовь к Приморью. Выходило жестко, но изящно.

Информационный киоск в Ливадии. Фото: ТГ-канал "Провинциальное телевидение" (18+)
"Когда в очередной раз вам будут рассказывать про развитие туризма в Приморском крае, вспомните несчастный, но высокотехнологичный туристический информационный киоск в поселке Ливадия, установленный у разрытой ямы посреди говна", — информировало его "Провинциальное телевидение".
С той же прямотой Илья Табаченко критиковал дизайн сайта, работу редакции и смм-отдела ИА PrimaMedia.
Естественно, если что-то в крае или городе делалось хорошо, то этому давалась объективная оценка. Например, когда почистили и восстановили "Рыбок" из смальты на набережной Спортивной гавани. Был бы повод, а похвала бы не задержалась.
Илья Табаченко, безусловно, тонко чувствовал, где сделано на совесть, а где на нее положено. Его интересовала культура и раздражала пошлость. По крайней мере, то, что он считал пошлым. Он был непримиримым борцом с пошлостью в своем представлении. Многие на него имели зуб.
Как-то я брал комментарий у одного известного театрального деятеля по поводу юбилея губернатора. Узнав, что я из ИА PrimaMedia, спикер спросил, не будет ли в материале какого-то финта ушами, после которого он предстанет в невыгодном свете. "А то у вас там работает Илья Табаченко, который рассуждает о театре, не имея о нем никакого представления. Передайте ему, чтобы одевался прилично". Илья Табаченко на это только рассмеялся. Внешний вид его мало волновал.
Илью Табаченко интересовало все живое, что есть в культуре и обществе. Он делал интервью с писателем Александром Цыпкиным.
Александр Цыпкин: Сочетание тоски и юмора — убойное средство для открытия дверей в души В апреле 2019 года "звезда" Facebook снова выступит во Владивостоке со своими "БеспринцЫпными чтениями"
"Скромно, без особой пафосной рекламной кампании, "неписатель" Александр Цыпкин собрал в ноябре 2018 года полный зал Приморской краевой филармонии. Обещав не материться в столь культурном заведении и почти выполнив обещание, он прочитал пять своих рассказов, чередуя известные с теми, которые сложно отыскать в <запрещенная ныне соцсеть> и YouTube (18+), а позже, в фойе, пообщался с поклонниками, не отказывая почтенной публике ни в автографах, ни в селфи".
Илья Табаченко делал интервью с ресторатором Ильей Сухих, основателем "Зумы" и "Супры". Он с детским восхищением рассказывал о высоких технологиях в хореке. "Представляешь, у них там все рассчитано. Они начинают готовить хинкали для человека, который еще только гуляет по набережной. То есть они знают, что он к ним зайдет еще раньше, чем он об этом подумает".
Илья Сухих: Рестораны — туристическая достопримечательность Владивостока Основатель ресторанов Zuma и "Супра" о туризме, гениальной молодежи и новой искренности
Он делал интервью с модным экспертом Ярославом Михеевым, собирающим на свои лекции о дизайнерах и брендах полные кинотеатры. К сожалению, интервью это так и не было завершено.
Даже в технической части, когда он работал камерой на интервью, Илья Табаченко оставался творческим соучастником. Разговор со спикером после записи иногда шел дольше, чем сама запись. Потому что у Ильи накопились вопросы и позиция, которые должны быть озвучены. Иногда он задавал вопросов больше, чем журналист, и задавал он их, как правило, в лоб и со всей прямотой, когда журналист пытался иезуитничать и деликатно формулировать.
Его ум всегда подмечал и фиксировал что-то необычное в повседневном. Это заметно из его больших текстов про путешествия. В 2023 году он привез несколько лонгридов из Узбекистана.
"Большая доля надписей — просто на русском языке. И, кстати, Узбекистан активно "окает", но не так как в ряде западных регионах России: Ташкент здесь ТОшкент, самса — сОмса, лагман — лОгмон и так далее. Стоит отметить, что в Узбекистане периодически теряешь ощущение, что ты находишься в другой стране, русский язык звучит повсюду. На нем говорят продавцы, таксисты, официанты, на русском вы можете обратиться к любому прохожему".
"Улицы в последние годы избавлены от ранее многочисленных тополей, усыпающих города Узбекистана весенним тополиным пухом. Теперь на улицах Ташкента — царство платана (чинары) — высоких деревьев с густой широкой кроной, дарящей жарким улицам спасительную тень".
"Климат Узбекистана кардинально повлиял на цветовую гамму местных автомобилей. Эта страна — царство белых машин, что совсем неудивительно, когда летом температура достигает 50 градусов в тени. Покупка черных, темных авто, как говорят здесь — выбор людей с "с понтами", готовых ради престижа терпеть палящее солнце".
"Любовь местных жителей к сладким напиткам удивительным образом внедрила в национальную кухню и повседневную жизнь сладкие газированные напитки. Среди накрытого стола будь то обычная уличная чайхона или современный ресторан — всегда будут стоять двухлитровые бутылки "Кока колы", "Пепси" или "Фанты".
Малоэтажная Бухара: Город тысячи и одной истории Завершение путешествия по Узбекистану
В прошлом мае я привез его к своим родственникам в деревню. Мы делали серию репортажей из глубинки Приморья. Только что взяли интервью с местной жительницей, собирающей истории старообрядцев-первопоселенцев. Ехали мимо — заглянули на ужин. Они оказались в восхищении от Ильи. Во-первых, от его вежливости и дружелюбия. Во-вторых, он ни от чего не отказывался и оставлял все тарелки чистыми — в деревне это ценят. А через пару недель его не стало. Помню, что родственники приняли это очень близко к сердцу. Вот так — одна встреча, и все — свой человек.
Портреты приморской цивилизации. Чугуевский округ и люди. Часть 2 Что такое МультиФадМ. Фадеев на карте Родины. Крепость чжурчженей. 500 картин Елены Голубевой. Жизнь сельской аптеки. Пути староверов
Мне Илья всегда напоминал улыбающегося буддийского бога Будая. Не только внешне, но и по смыслу — тот приносил людям веселье и богатство. По легенде, прообразом ему служил один китайский монах, который предпочитал монастырям и затворничеству базары и большие народные сборища. Что-то в этом есть.
Илья Табаченко, безусловно, понимал суть вещей. По-своему, конечно, но модель его вселенной обходилась без костылей, казалась устойчивой. Ее можно было попытаться опрокинуть аргументами, но проблема в том, что и вверх тормашками она смотрелась железобетонным монолитом. Еще он видел резонанс там, где любой другой мог пройти мимо. Он всегда был в курсе всего и имел на все свое мнение. Илья Табаченко был блогером, фотографом, видеографом, журналистом и так далее, но, прежде всего, Ильей Табаченко. Штатное расписание тут бессильно. Такие люди всегда больше должности и профессии.
Сергей Петрачков, врио главного редактора ИА PrimaMedia










