За последние годы содержание катера или яхты в Приморье сильно подорожало. Это вызвано рядом причин. Но чтобы владеть яхтой, нужны не только деньги, но и время. Так, очереди к механикам с нужной компетенцией выстроились на полгода вперёд. Мест на стоянках тоже практически нет, поэтому обладатели шикарных судов всё чаще избавляются от них, сообщает ИА PrimaMedia.
По словам председателя яхт-клуба "Алые паруса" Артема Моисеенкова, почти все моторные катера в Приморье — японского производства. В 2022 году Япония ввела запрет на поставки лодочных моторов в Россию. А в 2024 году включила в санкционные списки маломерные суда. Многие дорогие яхты в приморских гаванях построены на верфях Италии и Америки. С этими странами тоже есть санкционные и логистические проблемы.
"С 2022 года по городу цены выросли на 30-35 процентов. Дорого обходится топливо. Запчасти все санкционные и завозятся через третьи страны параллельным импортом. Японские двигатели везут через Таиланд и Китай — представьте, сколько раз они перекладываются и растаможиваются. В итоге цена для конечного покупателя вырастает в три раза", — рассказывает Артем Моисеенков.
Остро стоит и проблема нехватки специалистов в яхтенном деле. Механики, которые могут починить лодочный двигатель, электрики и другие ценные кадры уезжают на Запад России, а новички зачастую не имеют нужной квалификации.
"Чтобы подготовить судно к сезону во Владивостоке, нужно обратиться к механику месяцев за 5-6 до его начала. Нередко владелец судна пропускает сезон, потому что отремонтировать "лодку" некому — у механика очередь на несколько месяцев вперед", — отмечает Артем Моисеенков.
Насколько дорого обходится собственное судно в 2025 году, показывает аналитика портала 2yachts (18+). Например, во Владивостоке продается катер Parker 800 Weekend 2022 года выпуска. Судно длиной 8,50 метров (27 футов) имеет одну каюту и рассчитано на 8 пассажиров. Владелец хочет за него $217 тысяч (около 17 млн рублей по действующему курсу).
Эксплуатация такой "лодки" первый год будет стоить примерно $10 580 тысяч (828 тысяч рублей). В эту сумму входит аренда марины ($1 165), страховка ($838), регистрация и юридические вопросы ($2 329), топливо ($1 165), техническое обслуживание ($582), необрастающее покрытие ($582), ремонт ($582) и услуги экипажа ($3 494).
Чтобы хотя бы частично окупить расходы, владельцы яхт и катеров сдают их в аренду чартерным компаниям-посредникам. Арендовать судно VIP-класса во Владивостоке стоит 100-170 тысяч рублей в день.
Никакой чартер во Владивостоке не может отработать полную стоимость VIP-яхты, отмечает глава яхт-клуба "Семь футов" Илья Ермаков. Для этого сезон морских прогулок должен быть на несколько месяцев длиннее. Во Владивостоке же он продолжается три месяца — июль, август и сентябрь.
Также, по словам Ильи Ермакова, никогда не окупится строительство яхт-клуба. Подобные проекты требуют не только огромных инвестиций, но и затяжной процедуры согласования вплоть до федерального центра. Только чтобы собрать пакет документов на строительство, уйдет порядка нескольких лет, не говоря уже о том, что само гидросооружение очень дорогостоящее. Есть страны, в которых государство берет на себя самую затратную финансовую нагрузку, субсидируя строительство оградительного мола, а бизнес наполняет уже внутреннюю часть акватории и строит сам яхт-клуб, защищенный от ветра. В России нет такой практики и законодательной базы для нее.
Ранее ИА PrimaMedia писало, что в приморской столице назревает яхтенный кризис.
Во Владивостоке назревает яхтенный кризис, владельцы продают свои яхты и катера Городу нужна стратегия развития яхтенной инфраструктуры — эксперты