Главные "мусорные" злодеи для канализации Владивостока — это салфетка и туалетная бумага, которые не растворяются в среде, а налипают на всю коммунальную инфраструктуру, как сложные проценты. Новость о том, что на КНС города стали устанавливать решетки-уловители прошла тихо, но только для той части аудитории, которая плохо представляет себе объем бедствия. В узком кругу специалистов это знаковый и почти революционный момент. Вспомним, сколько шума было, когда подобным объектом снабдили очистную станцию озера на Патрокле. Приглашали журналистов и блогеров. Но озеро на Патрокле — капля в море. Проблема характерна для всего города, где жители привыкли утилизировать бумажный мусор самым простым образом — в туалет. Корр. ИА PrimaMedia обратился в Примводоканал за комментарием к этому важному решению. К сожалению, радоваться рано. Штука дорогая и везде ее не поставишь. А главная проблема кроется не в устранении последствий, а в устранении причин. Впрочем, обо всем подробнее.
Принцип работы у автоматических решёток-улавливателей состоит из нескольких этапов. Вода проходит через решётку, на которой остаются крупные частицы мусора. Периодически специальные грабли очищают поверхность решётки. Они перемещают мусор в специальный контейнер, из которого спрессованный мусор вывозится отдельно.
Примводоканал уже начал установку решёток. Сейчас они очищают воду на самых “проблемных” насосных станциях — на тех, куда чаще всего приходится вызывать ремонтную бригаду. Эффективность новой защитной системы уже проверена — после её установки достаточно проверять насосную станцию несколько раз в год.
До того, как там не стояло решётки, бригады выезжали туда по два-три раза в неделю, это стабильно. Если насосы забивались от мусора, салфеток, то они переставали работать. Необходима была бригада слесарей, грузоподъёмный механизм и откачивающее оборудование. <...> После установки этой решётки туда бригада приезжала несколько раз для профилактических мероприятий. То есть насосы перестали забиваться. Эти решётки работают и отгребают мусор, — рассказал заместитель главного механика Дмитрий Кацуба.
На все насосные станции поставить решётки не получится — оборудование дорогостоящее. Сейчас решётки установлены на 5 насосных станциях. Кроме них, от мусора защищают также измельчители и ловушки. Современные насосы ещё с завода поставляются с дополнительными системами, позволяющими прокачивать и загрязнённую воду и измельчать мусор. Но даже эти меры не спасают от засора. Пока жители Владивостока используют канализацию, как водопровод, трубы и насосы продолжат выходить из строя. “Проблемные” насосные станции сейчас работают в районах с новыми ЖК — там не предусмотрены мусоропроводы, поэтому отходы летят не в пакет, в унитаз. А после становятся причиной аварий и протечек. Кроме прямого сброса мусора в канализацию, насосам “помогают” забиться и те жители города, которые открывают канализационные люки во время дождя, чтобы слить накопившуюся на дороге воду. Вместе с дождевой водой сливается также песок и щебень.

Заместитель начальника производственного подразделения "Горканализация" Алексей Юван.. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
У нас система наружной канализации, хозбытовой, фекальной, не рассчитана на сброс, на приёмку какого-либо мусора. У нас там должно быть только всё растворяемое. Канализационный трубопровод это не мусоропровод, — поделился заместитель начальника производственного подразделения "Горканализация" Алексей Юван.
Из-за засорения канализации Примводоканал может получить до 30 заявок в сутки. А устраняют их только семь ремонтных бригад: шесть распределены по районам и работают только в дневное время. Седьмая работает по всему городу и круглосуточно.
Борьбу с засорами нужно вести на законодательном уровне, считает Алексей Юван. Пока граждане не будут ответственно подходить к выбросу мусора, протечки и аварии будут продолжаться.

Жители Владивостока поднимают люки для слива дождевой воды и этим сливают песок и щебень в канализацию.. Фото: Марина Померанцева , ИА EAOMedia
Мы боремся с последствиями, а хотелось бы устранить причину, привить культуру пользования канализацией через законодательство, потому что бороться с причиной это тоже не выход. Оборудование как бы, оно ломается, требует обслуживания, требует замены там запасных частей, это все финансовые затраты.., — рассказал заместитель главного механика Дмитрий Кацуба.
Сейчас во Владивостоке работают около 50 канализацонно-насосных станций. Большая часть из них — старые, классические насосные станции. А порядка 20 — новые, модульные. Они не имеют приёмного резервуара для очистки отходов, поэтому сильнее подвержены засорению. Система решёток-улавливателей установлена только на 5 насосных станциях.