Пока в мире искусства ведутся активные дискуссии и споры о "нашествии алгоритмов", председатель Приморского отделения Союза художников России Илья Иванович Бутусов сохраняет спокойствие. "ИИ — не угроза, а инструмент, как когда-то фотокамера", — заявляет он в интервью. Но тут же признает: работы, выполненные с помощью нейросетей, уже заставляют экспертов ломать голову, а Союз художников вынужден искать тонкую грань между инновацией и традицией в условиях бума интереса молодежи к "живому" творчеству, сообщает ИА PrimaMedia.
Они — не Москва и Питер: художники Приморья рисуют дерзко, спорят с ИИ и спасают выставки Председатель Приморского отделения Союза художников России Илья Бутусов — о прошлом, настоящем и будущем регионального искусства
По мнению Ильи Бутусова, развитие ИИ не несет угрозы традиционному искусству, а является закономерным этапом его развития. Его мнение основано на исторической параллели: подобные дискуссии возникали и с появлением фотографии, которая не уничтожила живопись. Однако он признал, что вопрос использования ИИ в создании художественных работ уже стоит ребром. На последних выставках эксперты сталкивались и с такими произведениями, где использование алгоритмов было очевидным, и с такими, где сомнения возникали у целого выставочного комитета.
Хотя в официальном уставе Приморского отделения Союза художников нет прямого запрета на ИИ, действуют строгие правила: запрещен плагиат, печать и принты — допускаются только оригинальные ручные работы. Нарушителям грозит пожизненный запрет на участие в выставках. Решение о допуске работ с подозрением на использование ИИ остается за выставочным комитетом, который может отклонить их большинством голосов.
— Проблема в том, что с искусственным интеллектом грань зыбкая. Он может стать помощником художника — это факт. Представьте: шедевр, а автор честно говорит, что использовал ИИ как инструмент, но у нас это под запретом? Есть чисто технические моменты, где он упрощает работу, — объяснил председатель.
Рассказы о художниках. Илья Бутусов. Этюды по памяти Авторский проект обозревателя ИА PrimaMedia Александра Куликова
Кроме того, он отметил значительные изменения в тематике и методах работы молодого поколения художников, активно использующих цифровые инструменты. Он привел в пример молодую художницу Вику Поезд, чьи работы основаны на цифровой графике — она создает композицию в цифре, а потом переносит ее на холст. Подобные практики становятся все распространеннее, что заставило руководство Союза художников задуматься о создании специальной секции современного искусства.
— Реальность меняется, и появляется множество новых форм и направлений. Таких молодых авторов стало много, — подчеркнул Бутусов.
Отвечая на вопрос о популярности изобразительного искусства у молодежи, Бутусов привел убедительные цифры. Если в 2006 году, когда он начал преподавать, конкурса на художественные специальности почти не было, то сейчас он составляет 3.5 человека на место. Причину такого бума председатель видит в усталости общества от тотальной цифровизации и разочаровании в ранее "престижных" профессиях:
— Помните, как все рвались в юристы и менеджеры? Теперь запрос другой. Искусство — это глубокое гуманитарное поле. Оно формирует личность многогранно, раскрывает способности. Вот что привлекает современную молодежь, — сказал Илья Иванович.
Напомним, ранее ИА PrimaMedia выпустило большое интервью с Ильёй Бутусовым. Он рассказал о том, как вступить в Союз, если тебя дважды отвергает Москва, в чем проявляется уникальный культурный код художников Приморья и многом другом.