Бизнесмен Виктор Федоров (имя изменено по просьбе спикера) в 2015 году покинул Молдавию, где родился, чтобы переехать в Хабаровск. При приходе к власти в Кишинёве националистов его дело погибло, рассказал в интервью ИА PrimaMedia предприниматель. Но на Дальнем Востоке жить и работать оказалось комфортнее.
— Виктор Михайлович, вы родились и выросли в Молдавии. Расскажите про свои ранние годы.
— Я уроженец СССР, Республики Молдавия. Отец, по образованию преподаватель истории, был партийным работником, мама — преподавателем русского и литературы. Основную часть жизни я прожил в Кишинёве, там женился, там у меня родилась дочь.
— С 1990-х вы занялись частным предпринимательством?
— Да. Занимался ресторанным бизнесом, противопожарной безопасностью, системами экстренной эвакуации с высокоэтажных зданий.
У меня были свой ресторан, спортклуб, магазин. Работал потихонечку, пытался продвигать бизнес онлайн, но потом все изменилось. В 2009 году, когда президента Владимира Воронина сместили, к власти пришли националисты и юнионисты, начались сложности. У меня дочка училась в русской школе.
— В самом деле, фактически, вас вынудили эмигрировать? Как это происходило?
— В самом Кишинёве начался бардак в том плане, что постройки стали возводить там, где их не должно быть. Допустим, мой магазин, стоял на "красной линии". Рядом с ним ничего не должно строиться по генеральному плану. Но когда к власти пришли новые люди, все быстро изменилось. Рядом построили большой маркет, который буквально за полгода уничтожил мой бизнес.
А у меня были кредитные истории. Мой магазин в своё время сгорел, пришлось взять большой кредит большой, чтобы выстроиться заново. Все шло с учётом того, что я работаю спокойно, выплаты по кредиту произвожу своевременно. После смены власти я начал падать.
Также я заключил договор по новейшим системам экстренной эвакуации. Проработал с МЧС вопрос в том плане, что без моей системы нельзя будет сдать высокоэтажный объект. Ожидал, что на заседании правительства будет принято соответствующее решение. Однако, как раз незадолго до того произошел переворот и сняли тех людей, с кем у меня имелись договорённости. В общем, былое благополучие и планы на будущее в одночасье ушли в небытие.
Притом, что я потратил тогда очень много денег: завоз продукции, выставки МЧС, полеты в Киев, в Москву.
Потом стало совсем худо. Поскольку я русскоязычный, думаю на русском языке, у меня друзей много в России, мысль была только одна — попытаться выстроить все заново здесь.
Для меня ещё очень важно, что происходило на Украине в середине 2010-х. Оглядываясь назад, понимал, что смогу получить стабильность и справедливость, как русский человек — в России.
— Почему Хабаровск выбрали, а не Москву или Петербург, например?
— С Хабаровском у меня случилась "любовь" ещё при Союзе. Родственники, друзья живут. Мы сюда приезжали, ещё, когда были молодыми, при Союзе. Сам в Троицком работал в стройотряде. То есть, было понятно, откуда получить помощь, как завязаться здесь по бизнесу, попытаться восстановиться.
— Не жалеете, что уехали?
— Ни в коем случае. Абсолютно не жалею. Очень рад тому, что был правильно сделан выбор. Своим знакомым посоветовал переехать, и многие так и сделали, живут в разных городах России, чувствуют себя хорошо.
— В том же Хабаровске можно заниматься предпринимательством?
— Можно заниматься, можно делать это честно. Было бы желание, включались бы мозги своевременно. Бюрократических препонов я здесь никаких не видел. Здесь и система регистрации проще и даже провести банкротство фирмы проще, хорошо работают электронные госуслуги. Жизнь в России намного легче. У меня знакомые в Европе, и, по их характеристикам, там бизнес вести сложнее.
— В каких сферах вы занимаетесь бизнесом?
— На данный момент у нас клининговая компания, мы отрабатываем клининг в нескольких колледжах. У нас есть же столовые, буфеты, на основании чего мы кормим детей бесплатно по государственным программам питания.
У нас питаются дети из многодетных семей. Ребята, которые обучаются на определенные востребованные на производстве профессии, к примеру, на сварщиков. Наш бизнес социально ориентированный.
— Как работает система льготного питания в Хабаровском крае?
— Раньше государство тратило очень много денег на содержание общепита при учреждениях образования.
Поступило предложение руководящему составу колледжа от краевого министерства образования о том, чтобы они находили частный бизнес, способный при не больших издержках качественно кормить детей,
Колледжи нам сдают помещения в аренду. Раз в месяц из краевого бюджета переводят средства на питание ребенка: 100 рублей по профпрограмме и 250 рублей за многодетных. Мы детей кормим.
Буфеты, которые мы также арендуем, дают неплохую выручку. На эти средства мы вовремя закупаем продукты, кормим детей, еще и зарабатываем немного.
Раньше колледжи содержали штат поваров, все оборудование. А сейчас они перестали тратить на это деньги и получают еще от нас арендные платежи.
Похожий подход с клиниговой компанией. Раньше у учреждений образования были свои уборщицы, обслуживание обходилось дорого. Сейчас государство выделяет определенную сумму уборку квадратного метра помещения, мы работаем по данному тарифу.
Также с моим напарником занимаемся небольшим строительным бизнесом.
— Сколько человек трудится на ваших предприятиях суммарно?
— Если говорить о питании и о клининге, то человек около пятидесяти, типичный малый бизнес.
— В чем ошибка нынешнего правительства Молдавии и президента Майи Санду? Почему бы молдаванам не дружить с Россией или не торговать?
— Воронина убрали примерно также и по той же причине, как в 2014 году убрали Януковича на Украине.
Отчего это произошло? От слабости Януковича, непонимания им того, что он на самом деле делает. Когда начался переворот, Воронин спрятался в американском посольстве, а не в российском. Для меня, допустим, это многое значит. Бывший президент сделал много ошибок.
Я, как бы, всегда политикой интересовался… Если бы Воронин в свое время не увлекся двойными играми, и подписал все-таки план Козака...
Тогда все бы упростилось и сторонники запада не пришли бы в Молдавии к власти никак. При коммунистах всё поднималось на самом деле, с Россией были прекрасные отношения.
Но к власти пришли сегодня люди, которые думают не о народе, у них есть определенная задача — развалить Молдавию.
Это не просто ошибка, но преступление, в первую очередь, по отношению к своему народу. Как можно сегодня в школах прививать детям ЛГБТ, которое в России запрещено? Там уже книги поступают в школы. Все движется ровно в том направлении, как на Украине.
— Речь ведь шла даже о том, что присоединится к Румынии?
— Эти вот присоединения, пугалки, что русские придут, вас сожрут. Единственное, на что надеюсь, что вот те, кто совершил эти ошибки, Додон, Воронин, они сегодня собрались в один блок, команду.
В Молдавии парламентская республика, им надо большинство взять на выборах 28 сентября. Очень все-таки надеюсь, что произойдет какое-то чудесное чудо, и те люди, которые обещают сегодня быть адекватными по отношению к России, все-таки обретут власть.
— А что касается вашей семьи?
— Все развалилось. Я уже 10 лет живу с другим человеком. Она тоже когда-то испугалась того, что происходило в Киеве. Мы с ней каким-то чудом познакомились. Хороший человек, преподаватель английского.
Работала в институте управления образования, их заставляли ходить на эти кострюлеголовые митинги. Ее уволили в связи с тем, что она отказалась участвовать в этих акциях. Семья большая вся в России. Ну и она переехала по программе переселения.
Все у нее получилось и тоже довольна жизнью. Очень рада, что она не видит всего этого ужаса на Украине. Скажу честно, и я счастлив быть здесь. Очень люблю Хабаровск, здесь у меня сегодня много друзей.
— Россия участвует в таких объединениях, как ШОС, БРИКС, ЕАЭС. Играют ли они роль на мировой политической арене, на ваш взгляд?
— Считаю, что это очень выверенное и грамотное движение. Это очень важно в связи с тем, что происходит на мировой арене, сильная схема.
— Договорятся Путин с Трампом и какую роль здесь может играть Зеленский?
— У меня такое ощущение, что Зеленский давно никакой роли не играет. Это все в МИ-6, а Зеленский — пустышка, говорящая голова. На Украине играет роль Ермак и его договоренности с европейцами.
Что касается Дональда Трампа, я к нему отношусь с определенным предубеждением. Считаю, что он в подметке не годится нашему лидеру. Для меня Трамп недалекий человек, таких я называю в бизнесе жлобами. Он привык брать и ничего не давать.
У меня на Трампа больших надежд нет, потому что у американского президента свои сложности. И, если сейчас Конгресс не возьмут республиканцы, то у него будут еще большие сложности.
Хотя, порадовала встреча на Аляске, скажу честно. Вероятно, там многое говорилось, чего нам, может быть, и знать не надо. Очень надеюсь, что с глазу на глаз Путин и Трамп плодотворно поговорили.
— Определенные процессы идут, то есть?
— Да, идет процесс с надеждой на то, что мы добьемся своего. Я знаю точно, что нам в "подбрюшье" России не нужна такая Украина, как сейчас. Там надо все привести в порядок, в принципе, ради чего мы и начали. Мы спасали наших, и мы должны спасать русских дальше, ни шагу назад. Очень жаль, что ребята погибают, но нас вынудили защитить своих.
Пусть мир сегодня кричит, что Россия напала, но мы-то знаем правду. Значит, мы на стороне правды. Я прям это чувствую нутром.
— Предположим, когда-нибудь это произойдет, Кишинев повернется к Москве. Какие сферы сотрудничества вы видите между двумя странами?
— Во-первых, в политическом плане, нам Молдавия нужна, поскольку мы немножко отодвинем от себя границы НАТО. Молдавию сегодня уверенно втягивают в альянс и нам очень важно процесс этот остановить.
Плюсы только для Молдавии.
Если мы с Украиной разберемся и с надеждой на Одессу… Для нас в Приднестровье большая проблема в связи с тем, что сегодня происходит, и очень много было оснований думать о том, что украинцы все-таки сделают нам пакость там. Большая проблема была.
Молдавии выгодно дружить с Россией. У нас выгода одна: поддерживать там политический строй людей, которые не забывают, что мы победители в войне, которые знают, что ЛГБТ* — это страшно.
— В Молдавии же развито, прежде всего, сельское хозяйство?
— Сегодня как аграрную страну, Молдавию уже практически убили. Все надо будет воссоздавать, и надежда только на помощь российских инвесторов, людей, которые понимают, каким образом это делать.
*ЛГБТ движение признано экстремистским на территории РФ, деятельность запрещена.