Антикварная галерея "Раритет"
Фото: Яна Гайдук, ИА PrimaMedia

Эхо СССР и следы ушедшей эпохи: чем живёт антикварный рынок Владивостока

Руководитель выставочных проектов галереи "Раритет" рассказала, что пользуется популярностью и как бороться с подделками

Общество

21.11.2025

Владивосток, благодаря своему географическому положению, на протяжении десятилетий служил одним из важных перекрёстков торговых путей и миграционных потоков. Неудивительно, что антиквариат здесь — это не просто реликвии советской эпохи, а многогранное наследие, в котором гармонично переплетаются русские, китайские и даже европейские мотивы.

Какой путь проделывают артефакты ушедшей эпохи прежде, чем оказаться под витринным светом? Что сегодня в топе у коллекционеров, как распознать мастерскую подделку и почему люди готовы платить целые состояния за предметы, чья ценность не всегда очевидна на первый взгляд? На эти и многие другие вопросы корреспонденту ИА PrimaMedia ответила руководитель выставочных проектов единственной на Дальнем Востоке Антикварной галереи "Раритет" Арина Фомичева.

Путешествие в прошлое: что в топе у коллекционеров 

Сегодняшний антикварный рынок Владивостока — это не только винтажные бутики и магазины, но и бурлящие цифровые "барахолки", где за пару кликов можно найти раритет, переживший несколько эпох. Для одних антиквариат — символ статуса, для других — живая связь с прошлым. Отношение к старинным вещам у всех разное: одни десятилетиями пылятся на чердаках, другие без сожаления отправляются на свалку, а третьи — бережно устраиваются на витринах, принимая восхищённые взгляды и заботу своих владельцев.

Так, например, многие экспонаты Антикварной галереи "Раритет" во Владивостоке проделали путь, гораздо более долгий и извилистый, чем кажется на первый взгляд. Часть предметов попала сюда из-за рубежа — ещё в те времена, когда перевозка раритетов не вызывала особых сложностей. Однако основное внимание коллекционеры по-прежнему уделяют наследию Дальнего Востока: в галерее бережно собирают именно те артефакты, что помогают понять историю региона и почувствовать дыхание ушедших эпох.

"За последние годы интерес к антиквариату на Дальнем Востоке заметно вырос. Люди стали внимательнее относиться к истории, к корням, к вещам, которые несут в себе память времени. Всё больше коллекционеров и просто ценителей красоты ищут предметы с характером и историей не только для коллекций, но и для украшения своего дома, создания особой атмосферы", — отметила Арина Фомичева.

Так, наибольшей популярностью у граждан пользуются монеты, фарфор, открытки, работы приморских художников, предметы быта XIX — XX века. Если женщин больше интересует фарфор и открытки, то мужчин — нумизматика и живопись. Любопытство проявляют и иностранные гости, особенно из стран Азии, — им близка идея сохранения культурных артефактов и уважения к прошлому, объяснила собеседница.

При этом нельзя сказать, что коллекционирование — это всегда про "дорого". Есть вещи вполне с символической ценой, даже не достигающей ста рублей. Дело ведь не в деньгах, дело в сохранении наследия. Есть вещи и бесценные, с которыми коллекционеры не готовы расстаться ни за какие деньги. 

"Конечно, ценности культуры могут доходить до вообще невообразимых цифр, особенно, когда дело касается аукционов", — подметила руководитель выставочного пространства.

Мистический процесс

Арина Фомина рассказала, что выбор той или иной вещи — это удивительный и практически мистический процесс. Иногда предмет уходит почти сразу, как будто "ждал" своего человека, а иной может провести в галерее месяцы, пока не произойдет то самое совпадение. По мнению собеседницы, здесь важна не только цена или редкость, но и эмоциональный отклик. В антиквариате многое решает ощущение: человек должен почувствовать, что это именно его предмет, что между ними есть связь.

Потенциальный владелец должен быть готов к тому, что почти каждый старинный предмет требует внимательного отношения. Серебро и другие металлы покрываются патиной, фарфор хрупок и чувствителен к температурным перепадам, живопись и графику нужно беречь от прямого солнечного света. При этом руководитель выставочных проектов галереи склонна полагать, что в каждом экспонате сохраняется особая энергетика — если и не отголосок жизни тех, кто им когда-то владел, то отголосок времени, из которого он пришел.

"У многих людей есть особая чувствительность к вещам — они ощущают атмосферу, исходящую от предмета. Иногда она притягивает, иногда отталкивает. Вообще, существует устойчивое мнение, что если предмет прошел через куплю-продажу, то через деньги он "очистился" от негатива предыдущих хозяев. Я склонна думать, что каждая вещь действительно хранит в себе некую энергетику — даже не столько от прошлых владельцев, сколько от времени, из которого она пришла. Это часть её ауры, её обаяния. Именно поэтому антиквариат способен вызывать столь сильные эмоции — он "живой" в самом лучшем смысле этого слова", — отметила Арина Фомичева.

У некоторых предметов в Антикварной галерее — поистине богатая, а порой и трогательная история. Порой они появляются совершенно неожиданно: то ли обнаружены на пыльном чердаке, то ли извлечены из семейного архива, где десятилетиями "дремали" в картонных коробках. Но чаще всего здесь принято обращаться к профессионалам и опытным коллекционерам, которые осознанно хранят свои собрания, ведут точные записи, знают происхождение каждого экспоната.

"Иногда бывают особенно трогательные находки. Например, когда предмет возвращается в наш регион после долгих десятилетий отсутствия. Это всегда напоминает, что у каждой вещи есть своя судьба, и она рано или поздно находит путь домой", — подчеркнула собеседница.

В галерее часто шутят, что вещи сами выбирают своих владельцев, и особенно приятно видеть, как предмет попадает в руки человека, способного по-настоящему его понять и полюбить, отметила Арина Фомичева.

Искусные подделки

Вопрос подлинности — один из самых щепетильных в работе любых коллекционеров. И далеко ходить за примерами не нужно: стоит открыть любой сервис объявлений — и на вас тут же смотрят "шедевры", которые, кажется, создавались не мастерами прошлого, а очень торопившимися современниками. Но порой подделки настолько искусные, что даже опытный эксперт может ошибиться с первого взгляда.

Неудивительно, что рынок старины буквально кишит фальсификатами. Подделывают всё, что хоть как-то может привлечь коллекционера: картины, украшения, мебель, часы, книги, оружие, фарфор, монеты.

"У каждого предмета есть свои знаки времени, которые очень сложно подделать. Подделки встречаются, но опыт и постоянная практика позволяют распознавать их довольно быстро. Мы уделяем много внимания экспертизе, обращаемся к нишевым специалистам, потому что доверие — основа работы галереи", — рассказала Арина Фомичева.

Чтобы не попасться на уловки "талантливых" фальсификаторов, важно ориентироваться в стилях, посещать выставки и музеи. Покупки же лучше совершать только в проверенных местах — там, где репутация ценится не меньше, чем сами раритеты.

Опытные коллекционеры давно выработали свой набор правил: они опираются на профессиональные каталоги, внимательно изучают клейма и подписи, обращают внимание на технологические особенности изготовления и материалы. Иногда именно мелкая деталь — едва заметный шов или характерная фактура металла — становится тем самым сигналом, который отделяет подлинник от умелой подделки.

От советских газетных полос до предметов быта

Когда речь заходит об антиквариате, на ум первым делом приходят монеты, фарфор, марки, бронзовые статуэтки… Но мир коллекционирования куда разнообразнее. Здесь всё может стать ценностью: от древних икон и ручных гравюр до винтажных гребёнок и штопоров с историей. Главное — чтобы предмет имел характер, прошлое и, конечно, нашёл того, кто это прошлое сумеет прочитать.

В галерее представлена внушительная коллекция фарфора — чашки, изящные фигуры, сервизы, в которых отражены вкусы разных эпох. Среди экспонатов также есть изделия Владивостокского фарфорового завода 1981–1991 годов. В отдельных альбомах множество монет со всего мира и бумажные банкноты, среди которых есть даже банкнотный рекордсмен — самый большой номинал из когда-либо существовавших. Особую ценность представляют денежные знаки времён Гражданской войны 1917–1922 годов и региональные выпуски до 1926 года. А рядом — удивительные бытовые свидетельства эпохи СССР: абонементы на питание в заводских столовых и талоны на хлеб.

Живописи здесь отведён отдельный уголок. В Антикварной галерее собраны работы приморских художников, которые уже ушли из жизни, и потому каждая картина стала штрихом к портрету того Владивостока, которого мы больше не увидим. Среди авторов — Иван Рыбачук, Степан Арефин, Николай Жоголев, Владлен Камовский, Валерий Дружинин, Юрий Волков, Виктор Убираев и другие мастера, чья палитра стала частью культурной памяти региона. Среди артефактов, связанных с историей города и края, также фотографии военных моряков, служивших на Дальнем Востоке Российской империи, почтовые марки, этикетки и конверты с видами города.

"Мы также работаем с Анастасией Медведевой, — рассказывают в галерее. — Даже делали совместный проект. У нас огромная коллекция открыток с изображениями революционного Владивостока, действительно колоссальная. Есть и работы, на которых представлено, каким хотели видеть Владивосток в будущем".

На стенах — панно с оригинальными газетами, датированными 1829–1914 годами. Каждая из них — это не просто листок бумаги, а фрагмент эпохи, сохранившийся вопреки времени. 

Отдельного внимания заслуживает коллекция советских открыток 1970–1980-х годов. Они — на все случаи жизни: на Новый год, 8 Марта, день рождения и даже "просто так". И удивительно, насколько выразительным был тогда дизайн — иногда одной открытки хватало, чтобы понять настроение отправителя: устал он, шутит, скучает или признаётся в любви. Существовал даже язык почтовых марок: куда её наклеили — так и считывалось послание. Особенно ценятся подписанные открытки — с живым почерком и историей, которая читается между строк. Встречаются и сатирические серии.

Среди других экспонатов — килограммовая серебряная монета Центробанка с изображением амурского тигра, детализированный Токаревский маяк ручной работы, редкие новогодние игрушки советских времён, а также удивительный штопор, изготовленный солдатами на острове Русский из патрона времён Русско-японской войны. Здесь также можно увидеть всеразличные знамена и вымпелы, почетный знак "Рожден во Владивостоке", декоративные пуговицы, иконы и старинную фото— и видеотехнику. Для местных жителей коллекционирование подобных предметов становится настоящим мостом между прошлым и настоящим — способом прикоснуться к истории, понять, чем жил город и регион в разные эпохи, ощутить дух ушедших времён. 

233802
Общество