Режиссер и сценарист Борис Хлебников посетил Владивосток в рамках кинофестиваля "Меридианы Тихого". В перерыве между просмотрами кино, мастер-классом и исследованиями окрестностей города у моря режиссер поговорил с корр. РИА PrimaMedia об идеях для новых фильмов, кинофестивалях и своей работе с Валерией Гай Германикой.
Борис Хлебников во Владивостоке. Автор: Карина Нескородьева
- Вдохновил ли вас Владивосток? Не хотелось бы снять здесь какой-нибудь фильм?
- Я тут всего три дня, но город мне сильно запомнился. Жизнь Владивостока имеет свою специфику - портовый город, живущий отдельно, к тому же стоит на самом берегу. Я думаю, все это подходит для того, чтобы что-нибудь снять. И если появится какой-то сюжет, связанный с Владивостоком, мне хотелось бы приехать сюда месяца на три и поработать.
- Вы стояли у истоков проекта "Кинотеатр.док". Этот фестиваль тоже был создан для поддержки независимого кино?
- Не совсем. Тогда наш фестиваль был вещью новой и необычной. Мы решили, что хотим снимать новое документальное кино, где не будет интервью с людьми, не будет музыки. Мы хотели сделать не телевизионное кино, а кино-слежение, наблюдение за человеком. Тогда это направление в кино еще не было развито. В итоге, мало кто знал о таком замечательном жанре. Но за время существования фестиваля подобные фильмы стали признанными, а их показ - признаком хорошего вкуса на любом документальном кинофестивале. Поэтому наш проект изжил себя.
- В 2006 году совместно с Валерией Гай Германикой вы сняли документальный фильм "Уехал". Расскажите, как вам с ней работалось?
- Очень интересно. Мне предложили создать картину про московские диаспоры. И поскольку я тогда уже собирался снимать художественный фильм про белоруса, приехавшего в Москву, кино было решено делать про Белорусию. Я подумал, что можно поехать туда, найти человека, который собирается уезжать в Москву. Потом мы хотели прожить с ним последнюю неделю перед отъездом, а затем посмотреть, как он будет обустраиваться в Москве. Я позвал Леру, потому что мне понравились несколько ее работ. Мне вообще было непонятно, как она все это делает, потому что сам я документальное кино никогда не снимал. Так что я позвал ее сорежиссером и оператором. Мне было интересно наблюдать, как она работает.
Борис Хлебников во Владивостоке. Автор: Карина Нескородьева
- Как вы считаете, есть ли будущее у независимого кинематографа в России?
- Мы уже на протяжении многих лет слушаем о том, что кино умирает. Вокруг этой темы просто какой-то апокалипсис развился. Я не понимаю, чем кино отличается от литературы, музыки или живописи. Почему именно оно должно умереть, а не что-то другое? Кино всегда описывало жизнь, реальность вокруг нас. Поэтому, я думаю, оно умрет вместе с человечеством. Поэтому естественно, что и будущее у нашего кинематографа есть.
- А что вы думаете по поводу ремейков таких фильмов как "Служебный роман", "Ирония судьбы". Неужели в России нет современных хороших сценариев?
- То, что вы сейчас перечисляете - это не кино, а бизнес проекты. У нас куча прекрасных режиссеров, которые делают замечательное независимое кино. Их правда много, но когда живешь в своем времени, всегда кажется, что все плохо, ничего не развивается, и ничего нет.
- То есть вы считаете, что наше кино ничем не уступает американскому?
- Дело не в том уступает или нет. Оно просто другое. Голливуд - это киноиндустрия. То есть совершенно другая культура, другая система. Русское кино -вещь локальная. И чем быстрее мы поймем, что не нужно претендовать на масштабную киноиндустрию, успокоимся и начнем снимать так, как это делают европейцы, тем быстрее наступят улучшения. Нет, правда, посмотрите на европейцев. Они снимают свои небольшие замечательные фильмы, это необходимо и нам.
- Сегодня в кинотеатры заполонили боевики, экшены, комедии с довольно низким качеством юмора. Дело в спросе, который рождает предложение?
- Нет, я не считаю, что дело в людях. Например, во Франции или Италии залы на кинофестивалях всегда полные. Это вопрос работы со зрителями. Государство должно поддерживать и работать с искусство кино. В той же Франции существует миллион законов о поддержке национального кино. Нужно создавать специальные проекты по привлечению зрителей в кинотеатры, нужна правильная подача.
- Вы не хотели бы уехать в Европу и попробовать свои силы там?
- Никогда не было подобных мыслей. Во-первых, я не знаю языков. Во-вторых, это для меня абсолютно незнакомые люди. Очень сложно снимать кино про тех, кого ты мало понимаешь и мало знаешь. Я, в грубом смысле этого слова, привязан к месту. Язык можно выучить, а вот выучить чужую жизнь...
- В чем вы видите минусы современного российского кино?
- Ненаблюдательность. Коммерческое кино - очень правое, социально равнодушное. Оно не интересуется жизнью вокруг, а вместо этого описывает абстрактную жизнь абстрактных людей в абстрактных ситуациях. Американское кино, не смотря на то, что представляет собой коммерческий продукт, все равно рассказывает истории про жизнь вокруг, оно почти всегда социально и наблюдательно. И ты веришь в этих персонажей, потому что это тебя тоже волнует. Можно делать огромное количество коммерческого кино, но при этом социального.
Борис Хлебников во Владивостоке. Автор: Карина Нескородьева
- А у вас есть какие-нибудь идеи?
- Например, футбольные фанаты. Тут вам и тема национализма, и драки, и экшн, и жизнь молодых людей. Также есть скинхеды, антифашисты, приехавшие в Москву таджики. Из этого всего можно делать продаваемые картины. Но почему-то не делают. Или, например, можно снимать про нашу оппозицию и демонстрации, но действия переместить на другую планету. Или снять кино про то, как у вас гоняют машины из Японии. Когда слушаешь подобные рассказы, понимаешь, что это могли бы быть бесподобные авантюрные истории, целые приключения. И я не понимаю, почему вместо этого у нас снимают какую-то глянцевую чушь.
- Как вы оцениваете уровень "Меридианов Тихого"? Какая работа вам особенно запомнилась?
- Работ я видел мало, потому что мне, честно говоря, хотелось как можно больше погулять по городу. Но я смотрел саму программу - многие фильмы я уже видел, и они замечательные. Если же говорить о самих "Меридианах", у вас фестиваль очень серьезного уровня: представительное жюри, яркие и громкие фильмы, также имеется ретроспектива очень хорошего качества. Может быть, "Меридианы Тихого" сейчас намного живее, чем Московский кинофестиваль. Даже по количеству публики в залах. По-моему, за эти 10 лет у вас перебывали все известные кинорежиссеры. Каждый год я тоже хотел приехать, но был занят. Помимо этого, у вас огромный азиатский регион, посмотрите, сколько здесь знаменитых иностранных режиссеров. Честно, Московскому фестивалю стоило бы у вас поучиться хотя бы тому, как привлекать зрителя в зал.