PrimaMedia, 9 декабря. Для Альфа-Банка уходящий год стал годом цифрового прорыва. А у его клиентов расширился горизонт возможностей, которые теперь выходят далеко за рамки финансовых услуг. О гонке технологий, новых полезных сервисах и главных вызовах 2025-го ИА PrimaMedia рассказал региональный управляющий Альфа-Банка в Приморском крае Андрей Пугачёв.
Технологичный партнёр
— Андрей Александрович, если подвести итоги одной фразой, каким был 2025-й для Альфа-Банка? Возможно, это год цифровой трансформации или год завоевания новых рынков и ниш?
— Год был таким насыщенным, что мне сложно описать его в двух словах. "Технологии, искусственный интеллект, кибербезопасность, финансовая свобода" — это то, на что мы делали основной упор. Безусловно, Альфа-Банк вырос как цифровой партнёр, который помогает клиентам решать огромное количество повседневных задач. В 2025-ом году мы сделали кредитование ещё более простым и удобным. Запустили новые цифровые сервисы. Принимали участие в главных российских экономических событиях, включая Восточный экономический форум (16+). На полях ВЭФ подписаны важные соглашения о партнёрстве — от финансирования проекта по поставке газа в Китай с ГК "Трансгаз" до строительства Приморского завода строительных материалов. Мы также активно сотрудничали с регионами и поддерживали местные социально-значимые инициативы. Организовали множество мероприятий самого разного формата. И конечно, помогали развиваться компаниям по всей России. Альфа-Банк сохраняет свой статус надёжного партнёра для бизнеса номер один. Успех Альфа-Конфы (16+) во Владивостоке, кстати, это подтверждает — нам удалось собрать более двух тысяч человек в зале "Фетисов-Арены".
Новации и развитие: знаковые соглашения Альфа-Банка на юбилейном ВЭФ-2025 Дальневосточные предприятия — на пути финансовой модернизации
— В 2025-м вы завоевали большое количество наград. Какие из них заслуживают особого внимания?
— Думаю, не ошибусь, если скажу, что для Альфа-Банка каждый год не обходится без признаний и побед. Но 2025-й в этом плане действительно был очень "горячим". Наш Банк получил наивысший кредитный рейтинг на уровне ААА по национальной шкале от крупнейшего рейтингового агентства Китая. А наш телеграм (18+) эксперты "Медиалогии" признали лучшим среди всех компаний России по числу просмотров (рейтинг за сентябрь 2025 года). За третий квартал каждый пост прочитали в среднем 1,5 млн человек.

Андрей Пугачёв, региональный управляющий Альфа-Банка в Приморском крае. Фото: предоставлено Альфа-Банком
— Почему телеграм-канал — это так важно?
— "Медиалогия" оценивает цитируемость в СМИ и количество просмотров. Это один из самых честных и понятных рейтингов. Первое место означает, что бренд "Альфы" популярен в народе. Нас цитируют. Мы говорим о том, что действительно важно клиентам. Вообще цифровой канал сегодня — это лицо компании. И то, что это "лицо" стало самым узнаваемым и просматриваемым среди всех компаний России, очень показательно.
Дальневосточная статистика
— Что касается приморского офиса, какие основные итоги можно подвести в регионе?
— Альфа-Банк в ходе народного голосования завоевал самое большое количество побед как участник Межрегиональной премии "Финансовый престиж" (16+). В 2025 году нам вручили дипломы о победе в номинациях "Лучшее клиентское обслуживание", "Лучшее информационное наполнение сайта", "Лучшее клиентское обслуживание малого бизнеса". Отличный результат, я считаю. Когда тебя признают лидером сразу в нескольких ключевых категориях, это говорит о системном успехе. Кроме того, в 2025 году открылся новый флагманский офис в центре Владивостока на улице Светланской. Теперь у нас 13 офисов в 10 городах Приморского края.
— Цифра года для вас?
— Сложный вопрос. Могу привести много говорящих цифр. Но давайте отметим 5 млрд 250 млн рублей. Это сумма, в которую оценивается наш кредитный портфель в жилищно-коммунальном хозяйстве на Дальнем Востоке. Сфера, сами понимаете, очень проблемная и требующая внимания. Мы активно работаем с сегментом ЖКХ: кредитуем, выдаём гарантии и уже вышли на второе место по стране среди офисов по кредитно-гарантийному портфелю в этой отрасли.
Активы уходят в цифру
— Очень интересен ваш опыт с цифровыми финансовыми активами (ЦФА) в Приморском крае. Инструмент для многих новый и незнакомый. Что это вообще такое?
— Грубо говоря, это цифровые аналоги облигаций, акций, валюты, фьючерсов и других привычных нам финансовых инструментов. Допустим, крупная компания хочет привлечь заемный капитал. Крупная компания, называемая эмитентом, выпускает ЦФА и размещает их на специальной платформе Альфа-Банка А-Токен (16+). Инвестировать в такие цифровые активы может любой желающий — как физические, так и юридические лица. А желающих, как выяснилось, достаточно. Первый опыт показал, что инвесторы видят большой потенциал и хотят вкладываться в Дальний Восток. Теперь у них есть простой и выгодный инструмент для этого.
— Насколько нам известно, впервые цифровые финансовые активы дальневосточной компании были размещены на платформе Альфа-Банка в столь крупном размере — 500 млн рублей. Ожидания эмитента оправдались?
— Более чем. В данном случае эмитентом выступил наш давний партнёр — рыбоперерабатывающий холдинг группа компаний "Доброфлот". Здесь я уточню: всего было два выпуска ЦФА "Доброфлота" на общую сумму 1,5 млрд рублей. Оба — очень успешные. Первый выпуск на 0,5 млрд рублей прошёл за 2 часа, второй выпуск на 1 млрд рублей завершился за 4 дня. То есть обязательства были выкуплены со стороны других клиентов, которые выбрали покупку этих активов как альтернативу классическим депозитам. И как результат — наше дальневосточное подразделение в этом году показало одни из лучших результатов среди всех офисов на рынке цифровых финансовых активов.
— Как компания использует новый источник финансирования?
— Сделки по ЦФА позволили клиенту оперативно привлечь денежные средства для заключения контрактов по выгодным ценам и увеличить масштабы производства. Приятно, что наш партнёр высоко оценил технологичность платформы А-Токен. А нам этот опыт очень важен для популяризации ЦФА на Дальнем Востоке.
Бустеры для бизнеса
— Сервис года для вас?
— Снова сложный вопрос. В 2025 году мы переосмыслили и обновили многие свои продукты. Запустили полезные сервисы для предпринимателей и физических лиц. Но если продолжать тему бизнеса, я бы остановился на сервисе для руководителей "Альфа-Босс" (16+). Почему именно он? Это платформа для людей, которые принимают решения. С её помощью можно фактически управлять компанией в режиме одного окна — контролировать финансовые потоки, подписывать документы, заключать сделки, получать бонусы, скидки и многое другое. Это как швейцарский нож: одно окно, множество решений. "Альфа-Босс" даёт возможность напрямую переписываться с сотрудниками и создавать групповые чаты — максимально защищённые, что особенно полезно в условиях ограничений на иностранные мессенджеры.
— Продолжая тему бизнеса. Сервис Альфа-Банка Alfa Only (16+) признан лучшим брендом премиального банкинга по мнению клиентов. Как удалось добиться такой лояльности?
— Клиенты ценят персональный подход, доступ к эксклюзивным продуктам и привилегиям, а также удобство цифровых решений Альфа-Банка. Но главный плюс в том, что это действительно комплексные услуги. И очень важно, что они включают нефинансовые привилегии. С нашим приватным банкингом вы получаете большое количество бонусов, включая приоритетное бронирование в ресторанах и доступ в бизнес-залы аэропортов. Ну и, конечно, инвестиционные консультации под индивидуальные цели с уровнем нашей экспертизы — очень серьёзное преимущество. Для многих это уже причина выбрать Alfa Only.
— Интересно узнать о премии "Немалый бизнес" (16+). В этом году есть победители в Приморье?
— Пока на Дальнем Востоке в победителях только компания из Хабаровска. Но я уверен, что и в Приморье скоро появятся предприятия, которые получат поддержку нашего фонда. Здесь много интересных кейсов. Но думаю, многие просто не рассматривают возможность участия. А зря. Неважно, из какого вы города и какой у вас бизнес: цветочный магазин, страусиная ферма или мойка автомобилей. Мы сделаем так, чтобы о вас все узнали. Напомню, что приз — рекламная кампания в вашем регионе, которую полностью оплачивает Альфа-Банк. В неё входит наружная реклама, специальные проекты на радио, онлайн-реклама и интеграции с блогерами.
Про ИИ и людей
— Вы отметили, что уходящий год связан с технологиями и нейросетями. Что это значит для Альфа-Банка и его клиентов?
— Расширяется горизонт возможностей. Помимо стандартных функций платёжных приложений теперь у нас есть целый арсенал полезных опций. Фактически любую задачу можно решить с помощью цифрового помощника — от генерации договора до покупки железнодорожных билетов. А возможности, которые ИИ открывает в части управления персоналом и коммуникаций с клиентом, поистине впечатляют. В 2025 году, на мой взгляд, произошёл переломный момент в HR — на базе платформы AlfaGen Альфа-Банк запустил сервис Alfa AI (18+). Это семь ключевых нейросетей в знакомом и понятном сотруднику интерфейсе — внутри приложения (6+) и сайта для сотрудников Alfa People. Он помогает всем, кто не готов тратить время на рутину: от менеджеров по продажам и аналитиков до дизайнеров и HR-специалистов. Искусственный интеллект подхватывает задачи и быстро находит для них решение, например, обрабатывает данные больших таблиц, составляет деловые письма и многое другое. За Alfa AI в 2025 году мы получили награду престижной международной премии в Саудовской Аравии. Эксперты признали Альфа-Банк технологическим лидером в области HR.
— Очень интересно. Что ещё может ИИ?
— В Альфа-Банке ИИ решает огромное количество задач. Больших и маленьких. Например, планирует маршруты нашим выездным сотрудникам с учётом пробок, графика работы и способа передвижения. Теперь они тратят меньше времени на дорогу и успевают обслужить большее количество адресов. Общаться с клиентами помогают ИИ-ассистенты. Альфа-Банк одним из первых на рынке сделал нейросети равноправным участником процесса аналитики, за что получил престижную премию ProcessTech (16+). И подчеркну: это совсем не имиджевая история, а реальная необходимость. Мы все сегодня должны стать более "цифровыми", мобильными и гибкими. Этого требует время.
— Грустно признавать, но наш образ жизни стремительно меняется. Люди все больше уходят в онлайн.
— И в этом есть немало плюсов. Цифровые технологии помогают "стать лучшей версией себя" — экономить время, учиться, развиваться в самых разных направлениях. Например, с 2025 года наше приложение "Альфа-Инвестиции" (0+) выполняет функцию полноценного эксперта и наставника. Теперь туда интегрирована система образования, которая может научить вас обращаться с финансовыми инструментами совершенно бесплатно. И таких инструментов огромное множество.
Кто, кроме нас
— Следующий вопрос "с места в карьер". Альфа-Конфа во Владивостоке — это "пушка-бомба". Как вы сами оцениваете успех мероприятия?
— Соглашусь, это было действительно мощно. Владивосток уже второй раз принимает нашу Альфа-Конфу, и в этом году эффект превзошёл ожидания. Мы пригласили топовых спикеров, до мелочей продумали сценарий и выбрали самые актуальные форматы общения с аудиторией. Что называется, "попали в нерв". Плюс растёт популярность Конфы как одной из крупнейших площадок для нетворкинга, где можно завести полезные связи, задать вопросы экспертам и представителям власти.
Мероприятия Альфа-Конфы бесплатны для наших участников. И если изначально форум задумывался как мероприятие для малого бизнеса, то для нас стало откровением участие представителей крупных компаний, которые тоже охотно шли за новым опытом. В этом году, к слову, участников было в два раза больше, чем в 2023-м.
— Это ведь не единственное мероприятие, организованное Альфа-Банком в Приморье?
— Далеко не единственное. Летом состоялся третий дальневосточный форум "Женщина в деле" (16+), соорганизатором которого выступил наш банк. Прекрасные девушки из мира бизнеса собрались во Владивостоке. Мы также активно проводим мероприятия для клиентов-юридических лиц и участников внешнеэкономической деятельности. Всё, что касается ВЭД, сегодня особенно актуально, — хеджирование валютных и процентных рисков, криптовалюты. А кто, как ни мы и наши партнёры, могут дать хорошую экспертизу и поделиться полезными рекомендациями? Кроме того, ряд мероприятий проходит в рамках социальной миссии Альфа-Банка.
Альфа-Банк присоединился ко второму этапу экспедиции "По следам В.К. Арсеньева" В офисе банка состоялась пресс-конференция, посвящённая походу с участием Фёдора Конюхова
— В чём заключается эта миссия?
— Просвещать, прививать финансовую грамотность, создавать среду, где развиваются бизнесы. Вдохновлять. Пропагандировать активный образ жизни. В этом нам помогают партнёры: от правительства Приморского края и крупнейших дальневосточных вузов до спортивных организаций. Так, совместно с Владивостокским государственным университетом открыта Банковская Академия Альфа-Банка. Это особенный приморский проект. Совместно с ВВГУ в течение семестра наши сотрудники обучали современному банкингу три группы студентов. В дальнейшем планируем увеличить набор.
Кроме того, мы активно принимаем студентов из различных вузов и на практику, и на оплачиваемую стажировку.
— Из ваших слов следует, что Альфа-Банк организует мероприятия, так сказать, за пределами финансового сектора?
— Многие удивятся, если заглянут в наш событийный календарь. У Альфа-Банка большое количество проектов, направленных на развитие спорта, культуры и общественной жизни. Чемпионат России по спидвею (6+) во Владивостоке, ледовая гонка MAGIC Vladivostok ice run 25 (6+), Фестиваль пляжных видов спорта (6+), большой забег Galaxy Vladivostok Marathon 25 (0+), День тигра (0+), Любительская регата Альфа-Банка (6+) — события, которые организует или активно поддерживает наш Банк. Например, мы выступаем партнёрами Дальневосточной Лиги Melges 20 (6+). Это серия регат для парусных яхт класса Melges 20. Во всех городах присутствия наши люди по максимуму вовлечены в событийную повестку — дни городов, дни защиты детей, 1 сентября, масленицы и другие праздники проходят с активным участием Альфа-Банка.

Андрей Пугачёв на бизнес-ужине во Владивостоке, посвященном теме факторинга. Фото: Антон Клейнос, Альфа-Банк
— Андрей Александрович, вы сказали, что центр всего — человек. О чём это для вас и для организации, которую вы представляете?
— Для меня это не абстрактная концепция, а личный опыт. Я убежден, что любая организация, любая технология — это, в первую очередь, люди. Их таланты, их энергия, их вера в общее дело. Так что машина никогда не заменит человека. Возможно, звучит банально, но это действительно так. Для Альфа-Банка главное — люди. Недаром Forbes (18+), РБК (18+) и HeadHunter признали его лучшим работодателем. И социальная программа в регионах направлена на то, чтобы не просто идти в ногу с технологиями, а вкладываться в тех, кто их создаёт — в наших людей.
Реклама. Рекламодатель: АО "АЛЬФА-БАНК", ИНН 7728168971. Генеральная лицензия Банка России № 1326 от 16 января 2015 г.
Как факторинг помогает дальневосточному бизнесу обходить конкурентов



