Торговый порт Находка, 1970-е гг
Фото: Взято из открытых источников

От манзовской стоянки до свободной экономической зоны: история Находки

Продолжаем наш рассказ об урбанизации края - как здесь появлялись города. В этой серии - Находка

Территория города Находки был заселена уже в далекой древности. На берегах одноименной бухты найдены остатки поселений людей каменного и железного веков, а также следы средневекового поселения. Английские моряки,  посетившие здешние берега в 1856 году и русские моряки в 1859 году обнаружили здесь манзовское поселение, где проживало несколько десятков манз. Об истории города рассказывает историк Сергей Корнилов, ведущий проекта "Объяснения" (12+) Владивостокской библиотечной системы БУК — ВЦБС.

Взято из открытых источников

Карта бухты Находка, 1859 г. Фото: Взято из открытых источников

Бухта Находка была открыта 18 июня 1859 года русскими моряками парохода-корвета "Америка", на борту которого находился генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский.

Обследуя берега большого залива, который англичане называли Хорнет, а русские — Америка, была обнаружена удобная гавань, о чем штурман Красильников записал в вахтенном журнале: "В 6 часов утра снялись с якоря и пошли к осмотру берега, заметив углубление, открыли бухту. По приказу его сиятельства бухта названа Находкой". Его сиятельство — это граф Муравьев-Амурский, которому принадлежит авторство названия Находка, как и гордого имени Владивосток. 

В 1864 году в бухте Находка был выставлен русский военный пост с небольшой командой в количестве шести человек. Первым командиром поста Находка был поручик Михаил Наумович Герасимов. В том же году сюда прибыли гражданские переселенцы, которые частью поселились на реке Сучан (ныне Партизанская), а частью — рядом с военным постом на берегу бухты Находка. Рядом с постом поселились семьи ссыльнопоселенцев с Сахалина Константина Кобылина, Петра Катылевского, Василия Жеголева, Ивана Пашкина и холостой Василий Непомнящих.

13 ноября 1867 года в бухте Находка была основана торговая фактория и резиденция Сибирского удельного ведомства, которое должно было заниматься колонизацией Уссурийского края. Управляющим Сибирского удельного ведомства стал Гаральд Фуругельм — брат губернатора Приморской области Ивана Фуругельма. Братья были финского происхождения и способствовали переселению в Уссурийский край финских поселенцев.

Взято из открытых источников

Гаральд Фуругельм. Фото: Взято из открытых источников

30 апреля 1869 года на пароходе "Находка" из финляндского города Або доставлена первая группа колонистов в составе 57 человек. Г. В. Фуругельм просил брата защитить строевые леса от вырубки и расхищения манзами: в этой связи в гавань Находка были направлены 30 солдат во главе с обер-офицером для защиты лесов и постройки домов для чиновников удельного ведомства. Солдаты участвовали в строительстве зданий для будущей фактории у мыса Астафьева. 

В июне 1869 года землемер удельного ведомства Иван Шишкин составил план застройки фактории. В 1870 году в Находке действовало 15 магазинов, баня, пристань, склады, кузница, мельница, лесопильный завод. В фактории работали врач и фельдшер, служил православный священник. В 1873 г. удельное ведомство было ликвидировано и его имущество было передано Приморскому областному управлению.

В 1880-е гг. после ликвидации фактории, основным населением Находки были китайцы и корейцы, привлеченные ранее для ее строительства. Их фанзы и хутора были разбросаны по побережью бухты.

В 1890-е годы Находка стала перевал базой для сучанского угля, который доставлялся с угольных копей на берег реки Сучан, откуда на манзовских шлюпках доставлялся в Находку, а оттуда во Владивосток. В 1891 году из села  Владимиро-Александровского до бухты Находка с привлечением корейских рабочих проведена колёсная дорога длиною 24 версты. 

1 / 3

В связи с доставкой угля через Находку возникла проблема загрязнения моря. В 1896 году губернатор Приморской области П.Ф. Унтербергер издал указ "О воспрещении складирования угля на берегу бухты Находка, во избежания засорения моря и уменьшения прибыли рыбачьим семействам". Эта проблема была решена только в 1907 году, когда была построена узкоколейная железная дорога, связавшая Сучан и Владивосток. Вопрос о доставке угля морским путём через бухту Находка был ликвидирован. 

Летом 1907 года на берегах реки Каменки переселенцами из Черниговской губернии была основана деревня Американка (ныне исторический район г. Находка). В 1909 году в деревне проживало 239 человек, в 1915 году уже 733 человека, из них корейцев и китайцев — 248 чел.

1 / 3

В 1910 г. в документах встречается первое упоминание посёлка Находка при пароходной пристани. В посёлке имелось около двух десятков домов, жители занимались рыболовством, перевозкой пассажиров и грузов. 

В апреле 1915 года "Товарищество Федечкин и Ко" на мысе Астафьева открыло консервный завод и наладило первый выпуск крабовых консервов. В 1920 году там же работал консервный завод Лисунова. С приходом советской власти рыбалки и консервные заводы в бухте Находка были национализированы. 

Взято из открытых источников

Лагерь японских военнопленных в бух. Находка, 1940-е гг. Фото: Взято из открытых источников

По переписи 1926 года на месте будущего города существовали посёлки Находка, Американка, База Дальлеса, Зорька и несколько хуторов. В 1930-х годах были образованы рыболовецкие колхозы "Искра" и "Находка", а также появились новые посёлки: Северный, Угольбаза, Ободная падь, Рыбак. 

В 1933 году было принято решение о строительстве железнодорожной ветки Сучан — Находка. Строительство железнодорожной линии и станции велось солдатами Особого корпуса железнодорожных войск РККА под командованием Яна Лациса. 1 мая 1935 года на станцию Лацис (Находка) прибыл первый грузовой поезд из Сучана, а 1 мая 1936 года — первый пассажирский поезд из Хабаровска. 

В 1931 году в бухте Находка велись работы изыскательской экспедиции Управления портовых изысканий на Тихом океане и в 1934 году разработан первый проект строительства торгового порта. В апреле 1939 года в Находку прибыл секретарь ЦК ВКПб Андрей Жданов, который осмотрев бухту, подытожил: "На этом месте будет прекрасный город-порт". 7 октября 1939 года было принято постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР "О перенесении Владивостокского торгового и рыбного портов в бухту Находка". 

В 1940 году в Находке началось строительство торгового и рыбного портов и  16 июля 1940 года населённый пункт Находка был отнесён к категории рабочих посёлков. На строительство портов привлекался труд заключенных. В 1930—1940-е гг. в Находке действовали стационарные лагеря и пересыльный пункт заключённых ГУЛАГа, а с 1945 по 1950 гг. располагался лагерь японских военнопленных. Подневольный труд японских и русских заключённых на строительстве торгового и рыбного порта использовался до 1958 года. Работали и вольнонаёмные рабочие. 

1 / 2

В 1947 году к причалу торгового порта Находки причалило первое торговое судно — датский пароход "Грета Мерск", который доставил оборудование для дальнейшего строительства порта. В 1950 году в Рыбном порту Находки встало под погрузку первое судно — пароход "Луначарский". 4 декабря 1950 года постановлением Совета Министров СССР образован Находкинский морской рыбный порт.

В 1951 году начал работу Находкинский судоремонтный завод, а в 1957 году — Приморский судоремонтный завод. НСРЗ выполнял ремонтные работы на судах транспортного флота, в то время как ПСРЗ являлся ведущим ремонтным предприятием рыбной промышленности края. В 1956 году из Пребражения в Находку было переведено управление активного морского рыболовства — ныне Находкинская база активного морского рыболовства — крупнейшая на Дальнем Востоке российская рыбодобывающая компания. 

18 мая 1950 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочему посёлку Находка был присвоен статус города. 23 мая 1950 года утверждены первые улицы: Находкинский проспект, ул. Центральная (ныне Гагарина), ул. Лермонтова и ул. Крылова. Позднее появилась улица Московская (ныне Ленинская). В 1953 году в городе было открыто регулярное автобусное движение.

В 1965 году в Находке была открыта экспортно-импортная контора "Дальинторг", заведовавшая торговыми отношениями Дальнего Востока СССР с Японией, Австралией и КНДР. 16 декабря 1970 года для развития торговых отношений с Японией началось возведение порта Восточный, строительство которого было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. В 1973 году в новом порту под погрузку встало первое судно — лесовоз "Шадринск". В 1978 году был сдан в эксплуатацию угольный комплекс Восточного порта. 

1 / 3

До 1992 года Находка была единственным городом и портом на российском Дальнем Востоке, открытым для посещения иностранцами. С 1958 года в Находке работал Клуб интернациональной дружбы (ныне Международный морской клуб), который располагал библиотекой, кинозалом, баром и танцзалом. Долгие годы здесь находилась штаб-квартира Общества дружбы "СССР — Япония". 

24 октября 1990 года на территории города была создана первая в СССР свободная экономическая зона "Находка". С 1990 по 1997 годы государство инвестировало в проекты СЭЗ "Находка" 464,5 млн рублей, большая часть которых была потрачена на развитие инфраструктуры городской территории. В 2006 году СЭЗ "Находка" прекратила своё существование.

Взято из открытых источников

Флаг г. Находка. Фото: Взято из открытых источников

16886
Общество