Спасск-Дальний, 2013 г., фотофонд ГАПК
Фото: Взято из открытых источников

Как Спасск-Дальний пережил царя, интервенцию и из села городом стал

Продолжаем наш рассказ об урбанизации края — как здесь появлялись города. В этой серии — Спасск-Дальний

Город Спасск-Дальний, ранее известный как Спасск-Приморский (1917-1929), является седьмым по численности населения городом Приморского края. По состоянию на 2025 год здесь проживает около 35 тыс. чел. Спасск-Дальний находится в 20 км от озера Ханка, в 70 км от границы с Китаем и в 243 км к северу от Владивостока. Город известен цементным заводом и является  важным транспортным узлом края, через который проходят Дальневосточная железная дорога и федеральная трасса М-60. Об истории города рассказывает историк Сергей Корнилов, ведущий проекта "Объяснения" (12+) Владивостокской библиотечной системы БУК — ВЦБС.

Взято из открытых источников

Герб Спасска-Дальнего. Фото: Взято из открытых источников

Древняя история

Люди начали осваивать побережье озера Ханка около 10 тыс. лет назад. На территории Спасского района обнаружены стоянки эпохи неолита (7-5 тыс. лет до н. э.). В VII веке н. э. на эту землю пришли тунгусо-маньчжурские племена и основали одно из поселений государства Бохай. На территории района найдены памятники XII–XIII вв., относящиеся к империи чжурчжэней Цзинь. После присоединения Уссурийского края к Российской империи началось активное заселение Ханкайской низменности русскими крестьянами. 

От основания до 1917 года 

В 1886 году на пароходе Доброфлота из Одессы во Владивосток прибыли переселенцы из Черниговской губернии, 25 семей из которых основали село Спасское в Приханкайской низменности. Название села произошло от первой церкви, освящённой во имя Спасского Преображения Господня. К 1892 году в селе уже проживало 113 семей, а общее число жителей составляло 747 человек. 

В июне 1891 года село Спасское посетил наследник-цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II. В память об этом событии была проложена улица Николаевская (ныне Советская). Накануне прибытия в Спасское, цесаревич Николай заложил Транссибирскую магистраль, а дальнейшая судьба села оказалась связана со строительством железной дороги.

В 1894 году завершилось строительство ветки Уссурийской железной дороги из Владивостока до станции Спасская (с 1903 года — ст. Евгеньевка, ныне ст. Спаск-Дальний) и по ней открылось движение поездов. 

1 / 6

В 1900 году с образованием Спасской волости село Спасское стало ее административным центром. Сюда на ярмарки съезжались русские и иностранные купцы. В 1903 году на арендуемых у крестьян землях была основана Спасская слобода — вольное поселение предпринимателей, купцов, торговцев, ремесленников, мещан и казаков. К 1909 году население Спасской слободы достигло 1565 человек. В ней работали лесопильный, пивоваренный и кирпичный заводы, 20 торговых лавок, магазин немецкой фирмы "Кунст и Альберс", а также две гостиницы, иллюзион, театр и даже уличное электрическое освещение. 

Однако главным двигателем развития слободы стал основанный в 1907 году цементный завод. История спасского цемента началась во время строительства Транссибирской железнодорожной магистрали. Предприниматель Михаил Ратомский, обеспечивающий эту стройку цементом в Амурской области, перевез свой цементный завод на станцию Евгеньевка (ныне Спасск-Дальний), окрестности которой были богаты известняком и глинами. Первый спасский цемент был изготовлен в августе 1908 года и использовался в строительстве железной дороги и Владивостокской крепости. Завод Ратомского производил до 10 тыс. тонн цемента в год. 

История Спасска также тесно связана с формированием военного гарнизона, который был основан в 1902 году и строился до 1914 года. В этот период здесь располагались 3-й Восточно-Сибирский сапёрный батальон, артиллерийские части и Сибирский воздухоплавательный отряд. В 1912 году в Спасском гарнизоне был создан авиаотряд со школой военных лётчиков. В 1913—1914 гг. пилоты авиаотряда совершили первые перелёты по маршруту Спасское — Никольск-Уссурийский — Владивосток. 

5805069.jpgВторой город Приморья: Уссурийск от палеолита до современности

Продолжаем наш рассказ об урбанизации края — как здесь появлялись города. В этой серии — Уссурийск

С 1903 до 1913 года Спасская слобода находилась в административном подчинении Спасского сельского управления. 12 февраля 1913 года, согласно закону Государственной думы, территория, включавшая в себя Спасскую слободу, военный гарнизон, железнодорожную станцию, цементный и лесопильный заводы, получила статус посёлка. Население посёлка Спасская слобода к 1915 году составило 5188 чел., а к 1917 году там проживало около 7 тыс. чел.

В июне 1917 года, согласно постановлению Временного правительства, в селе Спасское и посёлке Спасская слобода было введено городское положение. Новообразованный город получил название Спасск-Приморский. Однако село Спасское в годы гражданской войны сохранило структуру сельского управления, а административный центр управления городом формировался на базе посёлка Спасская слобода. 27 августа 1917 г. состоялись первые выборы в Спасскую городскую Думу. 23 мая 1918 г. город Спасск-Приморский был объявлен центром Спасского уезда, а с 4 января 1926 г. — центром Спасского района. 

1 / 6

Годы гражданской войны и интервенции

В годы Первой мировой войны (1914-1918) в Спасском гарнизоне был оборудован лагерь для 7000 военнопленных, среди которых были немцы, австро-венгры и турки, а в 1918 — 1922 гг. Спасск-Приморский стал центром событий гражданской войны на Дальнем Востоке. В 1921 году японские интервенты создали в городе укрепрайон, который представлял собой 7 фортов полевого типа, соединённые окопами. В эти годы Спасские укрепления и гарнизон трижды подвергались штурму. 

Первый штурм города начался 11 июля 1918 года, когда его красный гарнизон противостоял белогвардейцам и интервентам на Уссурийском фронте. Город штурмовали белые, легионеры Чехословацкого корпуса и японцы. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года, после тяжелых боев, отряды Красной гвардии оставили Спасск. Красные вернулись в город только в январе 1920 года, когда рухнул режим Колчака.

Второй штурм Спасска был самым ожесточенным и кровопролитным. Он произошел во время знаменитого японского переворота в апреле 1920 года. Утром 5 апреля японцы совершили внезапное нападение на отряды красных, расквартированные в Спасском гарнизоне. В уличных боях погибли и были ранены сотни бойцов. в том числе проучил ранение молодой партизан, будущий писатель Александр Фадеев.  

1 / 4

Третий штурм Спасска стал легендарным. В октябре 1922 года к городу подошла Народно-революционная армия ДВР под командованием Иеронима Уборевича. Японцы оставили Спасск в августе 1922 года и оборону держала Поволжская группа войск генерала Молчанова. 

Штурм города начался 8 октября 1922 года. Красные атаковали двумя колоннами: правой колонной командовал Яков Покус, левой — Степан Вострецов. 8 октября подразделения Вострецова овладели фортом № 3, а 9 октября войска НРА перешли в наступление по всему фронту, захватив ещё четыре форта. Белые отошли на последний рубеж обороны в районе цементного завода, но, оказавшись под угрозой окружения, оставили Спасск.

Спасская операция стала последним крупным сражением гражданской войны на Дальнем Востоке России. 

В это время был создан Марш приморских партизан ("По долинам и по взгорьям"), где есть такие строки:

И останутся, как в сказке,
Как манящие огни,
Штурмовые ночи Спасска,
Волочаевские дни.

В советские времена был установлен памятник "Штурмовые ночи Спасска...", который является визитной карточкой города. Памятник был открыт 13 октября 1960 года.

В годы советской власти

После установления советской власти город Спасск-Дальний — он получил это имя в 1929 году стал центром цементного производства. В годы первой пятилетки (1929-1933) Дальнему Востоку требовалось много цемента, потому что регион превратился в огромную строительную площадку. Поэтому было принято решение о строительстве в Спасске-Дальнем нового завода с производственной мощностью 341 тыс. тонн цемента в год. Спасский  цементный завод им. Сталина стал первенцем социалистической индустрии на Дальнем Востоке и был торжественно пущен в эксплуатацию 1 марта 1935 года. 

В годы Великой Отечественной войны цементный завод стал выпускать военную продукцию. Сначала завод выпускал учебные цементные бомбы, а в марте 1942 года по распоряжению Народного комиссариата боеприпасов СССР завод наладил выпуск цементных авиационных бомб (ЦАБ) для военно-воздушных сил. Это стало возможным после того, как коллектив завода освоил выпуск новых видов высокопрочного цемента. За годы войны Спасский цементный завод дал стране 723,3 тыс. тонн первоклассного цемента, а его коллектив передал в Фонд Обороны свыше 3 млн руб. 

В послевоенные годы Спасск продолжал развиваться, как промышленный центр. В 1958 году начал работу Спасский трактороремонтный завод, в 1967 году — Спасский завод художественной керамики, а в 1976 году — Новоспасский цементный завод (НСЦЗ).

НСЦЗ начали строить в 1971 году на южной окраине Спасска-Дальнего. Возводить гигант индустрии прибыли три тысячи рабочих со всех уголков страны. 29 проектных институтов СССР готовили рабочие чертежи и конструировали его оборудование, которое изготавливали на 249 заводах, в том числе во Франции, ФРГ, США и Японии. НСЦЗ стал одним из самых прогрессивных и технически совершенных предприятий цементной промышленности СССР с производственной мощностью 2,3 млн тонн цемента в год. Спасский цемент был одним из лучших, выпускаемых в СССР и часть его шла на экспорт.

1 / 5

К 1991 году население Спасска-Дальнего достигло рекордной отметки в 61 тыс. чел. После этого численность населения города стала снижаться и сейчас составляет чуть более 34 тыс. чел.

5824336.jpgОт манзовской стоянки до свободной экономической зоны: история Находки

Продолжаем наш рассказ об урбанизации края — как здесь появлялись города. В этой серии — Находка

16886
Общество