PrimaMedia, 10 февраля. Что чувствует человек, впервые взявший в руки невесомую на вид, но увесистую ракетку-сито? Страх, азарт, легкое унижение от собственной неловкости и восторг, когда, наконец, получается отправить мяч по ту сторону. Команда ИА PrimaMedia отправилась на тренировку по набирающему популярность в мире и во Владивостоке паделу, чтобы прочувствовать новый спорт на себе, а заодно застать настоящие баталии местных чемпионов.
Все началось с предложения
Падел — относительно новый вид спорта, который является смесью тенниса и сквоша. Для меня, человека далекого от подобных активностей, этот "микс" мало о чем говорил. В университете я ходила на занятия по бадминтону, поэтому могу сравнить падел только с ним. Спорт этот относительно новый, поэтому клубов для его занятия во Владивостоке не так много. Один из них, Padel Pro Club, пригласил журналистов PrimaMedia попробовать себя в этом деле, а мы и попробовали.
Тренировку назначили на субботу, 7 февраля, на 10.00. Мы собрали воодушевленную женскую команду из четырех человек и были готовы ворваться в этот падел. К слову, в этот же день в клубе проходил турнир, где четыре пары опытных игроков боролись за кубок и титул чемпиона лиги LOCKED IN. Игроков в падел принято называть "паделистами", но с моим уровнем подготовки я скорее ощущала себя "падельником". Но давать заднюю было уже поздно.
Клуб расположен в живописном месте с видом на Русский мост. Само здание — полукруглое, высокое. Мы вошли в него полным составом и направились к администратору. Девушка мило улыбнулась и показала дорогу к раздевалкам. По пути мы заметили стену с ракетками на продажу.
— Сколько? Да не может ракетка стоить как крыло от самолета! — услышала я за спиной возмущение коллеги.
Может. И стоит. Цены там начинались от 32 тысяч рублей, а дальше я решила не вглядываться.
Раздевалки оказались уютными, есть самое необходимое — туалет, фен и кабинки с ключами, все чисто и аккуратно. Я надела форму дома, чтобы не тратить время. У команды было приподнятое настроение: девочки шутили и были настроены решительно. В отличие от меня, у них со спортом отношения более тесные — кто-то ходит в зал, на танцы, среди нас даже оказалась девушка с 6-летним опытом тенниса. Переодевшись, мы вышли в игровую зону, где было заметно прохладнее.
Перед нами открылся вид на несколько кортов-клеток. Каждый размером 10 на 20 метров с невысокой сеткой посередине. Я назвала их "клетками" не просто так: по бокам и сзади они ограждены стеклянными и решетчатыми стенками. Покрытие из синтетики, которое посыпано песком для сцепки. К нам подошел тренер и по совместительству организатор лиги LOCKED IN — Олег Устинов.
Первые попытки
— Ну, начнем. Сейчас принесу ракетки и приступим к разминке, — сказал он.
Олег вернулся с четырьмя ракетками. Они напоминали увеличенные ракетки для пинг-понга, только изрешеченные и довольно увесистые — около 500 граммов каждая. К ракетке крепилась специальная петелька на запястье для безопасности, чтобы инвентарь не вылетел в соседа или в свой глаз. Мы вошли на свою площадку и встали в шеренгу. Разминка была стандартной: шея, плечи, бедра, колени...
— Что-нибудь слышали вообще про падел? — спросил Олег.
— Ну так, немного, — не раздумывая заявили мы, слышавшие слово "падел" второй раз в жизни.
— Это смесь тенниса и сквоша, — начал объяснение тренер. — Сквош — это игра со стенами, а теннис похож по сетке и корту. В паделе тоже используются стены, в том числе стеклянные. Это социальная игра, парная, 2 на 2. На одном теннисном корте можно разместить три падел-корта, поэтому здесь может одновременно играть больше людей.
В планах у нас была отработка ударов, привыкание к ракеткам и сама игра. Олег прикатил вагонетку с мячами — точь-в-точь теннисными. Первым и самым сложным делом оказалось научиться правильно держать ракетку. Казалось бы, что тут сложного? А нет. Хват тут "молотковый", рука ближе к концу ручки, сама ракетка развернута ребром к плечу, а кисть должна быть зафиксирована. Удар идет от всего корпуса, а не от руки, ноги работают как амортизаторы. Бить нужно центром ракетки, и главное — не сила, а точность.
— Можно сразу узнать, насколько тут травматично? — поинтересовалась я, наблюдая, как на соседнем корте мяч с дикой скоростью бьется о стекло. — Мяч в лицо часто прилетает?
— Я играю больше 120 часов, и ни разу такого не было, — успокоил Олег. — Сегодня на турнире впервые увидел, как мяч попал кому-то в ухо. Но это редкий случай, просто борьба жесткая.
"Ну, безопасно, так безопасно", — подумала я и решила попробовать ударить мяч от пола. Подбросила, тот отскочил, я качнула ракетку и получила этим же мячом по лицу. Не больно, но страшно. Я просто хотела прочувствовать силу отскока. Что ж, отскакивают они знатно.
Потом Олег стал по очереди кидать нам мячи, а мы должны были переправить их на другую сторону. Наша воодушевленная команда стала заметно менее воодушевленной. Мои первые попытки проваливались: я забывала фиксировать кисть. Опыт бадминтона, где как раз кисть задает направление, только мешал. Там ракетка легкая, а тут — деревянная дощечка в полкило. Рука уставала мгновенно.
Тяжело в учении, а в бой мы не сунулись
Я нервничала, что у меня совсем ничего не получается. Иногда мяч чудом улетал куда надо, но это была случайность, а не навык. После упражнения Олег попросил нас собрать мячи и ненадолго отлучился. Мы решили, что готовы к игре. Разбились по парам. Не могу подобрать слово, которое идеально опишет наш "матч". Ну, мы старались. Было неловко от того, что в паре метров от нас "мастодонты" падела вели агрессивную борьбу за титул. А наши мячи то и дело перелетали к ним на поле.
Вернувшись, Олег понаблюдал за этим щенячьим бегством за мячом и мудро предложил продолжить обучение. Новое упражнение — с конусами. Нужно было пробежать через три конуса, зафиксироваться в стойке и отбить его подачу. Бежать было легко. Отбить — не очень. Девочки делали это все плавнее, а я лупила по мячу, что есть мочи, опять причастно прошлое бадминтона, где по волану надо хорошенько "жахнуть", чтобы он полетел. Мой несчастный мячик снова и снова улетал к соседям. Надеюсь, они простили это.
— Теперь давайте попробуем сыграть, — наконец объявил Олег. — Но сначала правила.
Мы собрались в кружок. Оказалось, стеклянные стены — часть игры. Мяч может удариться о пол только один раз, иначе проигрыш очка. Но если он отскочил от стены — все в порядке, можно ждать удобного момента и бить. Подача — только снизу, отпустил мяч, дождался отскока, бьешь ниже пояса. На подачу дается две попытки, это на случай, если в первый раз мяч влетел в сетку.
Мы разделились и встали на позиции. Запомнить все правила сходу было нереально, особенно про стены, поэтому мы просто носились за мячом. О красивых розыгрышах речи не шло. Я по-прежнему не могла рассчитать силу: мячи летели в потолок, за корт и соседям. Было очень неловко. Но минут через 20 нас захватил азарт. Мы стали не просто бегать, а думать, куда подать. Соперничества не было — скорее, общее желание, чтобы мяч просто перелетел сетку, и его смогли отбить. И у нас стало получаться!
— Рекорд PrimaMedia — четыре розыгрыша подряд! — заявил Олег.
Мы тут же поставили цель его побить. Рекорд в смысле. И к концу тренировки довели счет до пяти! Очки мы не считали — для этого надо было для начала научиться держать ракетку. Кстати, Олег постоянно поправлял наш хват. В теории все просто, но в пылу игры, когда следишь за мячом, помнишь про стены, хват уползал куда-то сам собой. И зря! К концу тренировки у меня дико заныло предплечье — рука была напряжена до предела.
После трентровки
Наша тренировка закончилась, но турнир был в самом разгаре. Я подошла к Олегу, чтобы узнать, чем его так зацепил падел.
— Я с детства занимался самбо. Сейчас мне 30, но соревновательный дух жив, — поделился он. — Падел подарил ощущения из детства, когда просто бегаешь во дворе с палкой. Здесь ты полностью погружаешься в игру, забываешь о проблемах. Поэтому наша лига называется LOCKED IN, то есть "сфокусированный". Этот турнир — первый крупный мастерский, но параллельно проходит и турнир для новичков.
Мне также стало интересно, элитный ли это спорт, как теннис. Для этого я нашла руководителя клуба, участника сегодняшнего турнира Александра Обновленного.
— Секрет популярности падела — низкий порог входа, — пояснил он. — В теннисе нужно тренироваться годами, чтобы получить удовольствие. В падел же можно ворваться за несколько занятий. Здесь важна не сила, а тактика и хитрость. Ты можешь отойти, подождать, пока мяч ударится о стену и замедлится. Да, это дорого, ракетки могут стоить и 50 тысяч, а тренировка с топ-тренером в Москве — 15 тысяч, а у нас во Владивостоке около 8000. Но мы активно работаем над тем, чтобы сделать падел массовым. Привозим специалистов, обучаем своих тренеров, планируем открыть новый центр. Я верю, что Владивосток может стать столицей падела в России.
Уезжала я с приятной усталостью в мышцах и смешанными чувствами. С одной стороны — осознание своей полной беспомощности на корте, с другой — азартное желание вернуться и наконец провести нормальный розыгрыш, а не просто отбить мяч в стекло. Падел действительно затягивает. И, кажется, я уже не "падельник", а просто начинающий паделист с большими амбициями и слегка отбитой правой рукой.
Автор текста: Валерия Солодун.





























