Экспертное сообщество Приморья находит все новые доводы против строительства завода СПГ в районе бухты Перевозной. По мнению ученых, размещение потенциально опасного промышленного объекта не только будет угрожать уникальной экологии Хасанского района, но и экономически абсурдно. Более того, район полуострова Ломоносова, где планируется завод, неудобен для мореплавания: океанские суда, перевозящие сжиженный газ, рискуют напороться на рифы. Об этом рассказал в интервью РИА PrimaMedia первый представитель президента РФ в Приморском крае (1991г.- январь1994г.), президент Морского экологического фонда по предотвращению загрязнения морей и портов Дальневосточного региона (1997 -2010 гг.) Валерий Бутов.
- Валерий Павлович, проект "Газпрома", предполагающий строительство завода СПГ на полуострове Ломоносова, вызвал немало нареканий со стороны общественности. Как вы оцениваете перспективы строительства завода в Хасанском районе?
- Хотелось бы начать с того, что в Приморском крае вопрос экологии требует пристального внимания. С самого начала освоения приморской территории, с момента образования Владивостока южное побережье края проблематично с точки зрения серьезной промышленной и бытовой нагрузки на прибрежные воды.
Хасанскому району больше повезло, чем побережью от Владивостока до Находки, потому что кроме судоремонтного завода в Славянке крупных предприятий там не построено. Если говорить о Хасанском районе в целом, то его "сердце" и главное достоинство – заповедник "Кедровая падь", Морской государственный биосферный заповедник и национальный парк "Земля леопарда". Появление леопардового заказника неслучайно, в этом проявилось внимание президента России к нашей территории. Но удастся ли нам сохранить дальневосточных леопардов или нет, с учетом того, что на эту территорию положил свой глаз "Газпром"?
Концепция строительства завода СПГ на полуострове Ломоносова не до конца ясна. Складывается впечатление, что авторы проекта далеки от элементарных понятий не только сохранения природы, но и рационального размещения инженерных коммуникаций, которые будут выполнять функции, связанные с производством продукции завода СПГ. С этой точки зрения выбор Хасанского района, пожалуй, самый неудачный.
- Почему?
- Такое предприятие требует подачи целого комплекса предварительной энергетики – нужна электроэнергия, вода в достаточных количествах, строительные материалы, хорошо действующая железная дорога. А ветка "Раздольное – Хасан" нуждается в реконструкции.
Чтобы здесь строить завод, понадобится провести еще одну электролинию и строить мощную подстанцию. Это дополнительные затраты.
Кроме того, надо изначально смотреть на Хасанский район как на территорию, которая исторически неоднократно подвергалась воздействию соседей. Например, конфликт с японскими захватчиками в районе озера Хасан в 1938-1939 гг. Не все у нас было спокойно с Китаем. То есть нельзя быть 100%-но уверенным, что всегда все будет спокойно, по крайней мере, если заглянуть в далекое прошлое. В частности, необходимо дождаться стабильности в Корее. Только тогда можно будет рассчитывать на спокойную геополитическую обстановку. Но даже если исключить этот фактор риска, то строить завод на полуострове Ломоносова нельзя с точки зрения экологии.
Хасанский район – единственная территория, которая осталась нетронута для жителей Дальнего Востока и которую следовало бы превратить в нечто похожее на черноморское побережье Кавказа.
Больше некуда дальневосточникам ехать. Южнее и прекраснее ничего нет на море, чем Хасанский район.
Тем людям, которым пришло в голову строить завод в Хасанском районе, я бы порекомендовал договориться с правительством и населением Украины и попросить построить такой завод на побережье южного берега Крыма. И посмотреть на их реакцию. Так вот Хасанский район – тот же самый южный берег, но Дальнего Востока.
Единственный, неповторимый, прекрасный, где есть национальные парки, заповедники.
- Как вы оцениваете альтернативный вариант, который предлагают экологи – разместить завод на полуострове Дунай?
- Бухта Безымянная (полуостров Дунай) – наиболее приемлемый вариант. Она закрыта от ветров, ее подковообразный выступ позволяет рассчитывать, что серьезного давления со стороны морских течений, волн практически не будет. Кроме того, она имеет прямой выход в море.
В районе Ломоносова, напротив, целая цепочка островов. Нет гарантии, что во время штормовых условий какой-нибудь из кораблей не встанет на рифы. С точки зрения безопасности мореплавания район Ломоносова крайне рискованный. На этом побережье находили немало останков судов.
А в районе Дуная риски минимальные. Этот участок хорош еще тем, что к нему примыкают все инженерные сети, которые нужны для строительства завода.
Здесь мощнейшая подстанция в районе судоремонтного завода в бухте Чажма, которая используется только на 20%. Так как завод не работает в полную силу, потребление электроэнергии очень низкое. Также ушли как потребители многие воинские части, которые были сокращены.
Я в свое время служил здесь, поэтому говорю об этой точке со знанием дела. Эта бухта открыта, и здесь практически не застаиваются воды. Подход железной дороги удобный, она в хорошем состоянии и флотом почти не загружается. Параллельно ей идет автомобильная дорога. Кроме того, что немаловажно, здесь имеется участок для карьерных работ, а грунт для отсыпки понадобится.
Напротив,
в районе Ломоносова песчаные берега. Чтобы получить грунт для строительных работ, понадобится разработка карьера, что мы сейчас уже наблюдаем. Рядом с заповедником, фактически на территории национального парка "Земля леопарда" начали разрабатывать карьер, чтобы закончить строительство дороги на участке Раздольное - Хасан. Что будет, если здесь начнут завод строить? Тогда мы вообще можем забыть про эту территорию как зону отдыха.
Что касается полуострова Дунай, здесь нет зоны отдыха. Подстанция судоремонтного завода в Чажме не загружена, она спокойно может 80% своей мощности отдать на строительство и работу завода СПГ. Главные условия для строительства и работы завода присутствуют.
Кроме того, подача трубы на этом участке ближе, чем прокладывать ее через реку Раздольное, где мощные течения, в район Ломоносова.
Есть опасения и по поводу лесных пожаров.
Палы случаются и весной, и осенью ежегодно. Что будет, если трубы начнут взрываться, когда там завод уже появится? Еще один аргумент в пользу Дуная заключается в том, что до Шкотово трубу уже довели. Чтобы ее проложить до полуострова Ломоносова придется тянуть 100-120 км газопровода, а в Дунай всего 40-50 км. К тому же, судоремонтный завод, с учетом его полуликвидации, имеет много специалистов, которые могли бы быть использованы в строительстве и работе завода СПГ.
Нам бы хотелось, чтобы этой темой занялись и региональные власти. Эти вопросы должны решаться под их строгим контролем. В свое время вопрос строительства нефтеперерабатывающего завода на том же полуострове Ломоносова серьезно повлиял на выбор экс-губернатора Евгения Наздратенко. Когда он поддержал идею переноса строительства нефтеперерабатывающего завода, он заработал очки.
Надо сказать, что и сейчас на уровне администрации Приморья принимаются достаточно взвешенные решения. И стоит надеяться, что проект СПГ в Приморье будет реализован с учетом факторов защиты окружающей среды и экономической эффективности.
- Валерий Павлович, скажите, безопасно ли будет строительство завода СПГ на полуострове Дунай?
- Территория полуострова Дунай за последние 50 лет подверглась очень мощному техногенному воздействию. Как рекреационная зона, она практически не существует. Поэтому строительство здесь завода никак не повлияет на рекреационные условия. Бухта Безымянная – глубокая, удобная с точки зрения строительства пирсов. Это побережье до Большого Камня не планируется для развития марикультуры, а побережье Хасанского района самой природой для этого предназначено. Подобные территории, в частности в Китае в районе Даляня, используются очень широко. И они производят там столько продукции, что ее хватает для всего города. Так же мы можем в Хасанском районе оборудовать эти места.
Когда говорят о полуострове Ломоносова в качестве места строительства завода СПГ, расчет идет на перспективу, что в дальнейшем мы сможем транспортировать газ в Южную Корею. Но зачем нам уродовать территорию Хасанского района траншеями, если мы можем перевозить сжиженный газ с Дуная морским путем? Это будет не дороже, чем рыть трубы через весь корейский полуостров, где мощные горные культуры. Это все равно, что запланировать газопровод в Индию и начать его строить через Гималаи.
Стоит понимать, что прокладка газопровода через территорию Хабаровского и Приморского краев была вызвана тем, чтобы газ продавать.
Да, газ - удобное сырье для местного потребления, но потреблять его здесь практически некому.
Здесь всего 3 млн жителей, половина Петербурга. Значит, прибыль неоткуда брать.
Какую выгоду получили приморцы? За 10 лет у нас бензин и дизельное топливо в три раза подорожали. Заводы строятся не для нас, а для зарубежных покупателей.
Выгоду будет получать компания, продающая газ.
От РИА PrimaMedia напомним, что экологи Приморья выступили против строительства завода по производству сжиженного природного газа на уникальной территории Дальнего Востока по соседству с заповедников "Кедровая падь" и национальным парком "Земля леопарда". Общественность края будет добиваться независимой экспертизы по заводу СПГ, так как опыт реализации проектов "Газпрома" вызывает беспокойство.
Экологов поддержали экономисты. Так, по мнению директора Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС, доктора экономических наук, профессора Александра Латкина, создавать газовый завод в Хасанском районе Приморского края с экономической точки зрения нерационально.
А сами жители села Перевозного, вблизи которого планируется построить завод, не знают, чего ждать от проекта "Газпрома". По словам селян, они оказались брошены на произвол судьбы и после пустых обещаний уже никому не верят. Тем не менее, жители возлагают надежду на то, что со строительством завода появятся новые рабочие места.
Кроме того, в Приморье стартовал сбор подписей за перенос строительства завода из Хасанского района на полуостров Дунай. Между тем, проект СПГ в Приморье может оказаться под угрозой срыва. Основным спорным моментом поставки российского газа в Китай является цена, которую сторонам до сих пор пока согласовать не удалось.
Справка РИА PrimaMedia:
Бутов Валерий Павлович - президент Морского экологического фонда по предотвращению загрязнения морей и портов Дальневосточного региона (1997 -2010 гг.), первый представитель президента РФ в Приморском крае (1991г.- январь1994г.), полковник юстиции в отставке, бывший заместитель военного прокурора ТОФ.С 1980-х гг. занимается вопросами морской экологии.