Старый и новый маяки на Аскольде
Фото: ИА PrimaMedia

Заброшенные золотые прииски манят любителей приключений на остров Аскольд в Приморье

Жители и гости края приезжают посмотреть на остатки береговой батареи и маяк с вековой историей (ФОТО)

Общество

24.07.2017

Достопримечательности забытого острова в Приморье привлекают все больше и больше туристов каждый год. Золотые прииски, остатки береговой батареи и маяк с вековой историей манят любителей приключений на остров Аскольд, сообщает корр. ИА PrimaMedia.

Раньше остров носил имя "Маячный". Такое название ему дали моряки клипера “Стрелок”, исследовавшие его в 1859 году. Проливу, разделяющему острова, дали имя одного из первых русских винтовых фрегатов "Аскольд". Экспедиция подполковника Бабкина в 1862—1863 годах дала более подробное гидрографическое описание залива. Тогда название острова "Маячный" переименовали и назвали как и пролив — “Аскольд”.

На южной стороне острова есть бухта, которая носит имя клипера "Наездник". На ее берегу расположен приисковый поселок, построенный еще в 1876 году золотопромышленником Кустером.

1 / 10

В 1878 управляющим островом Аскольд был назначен Михаил Иванович Янковский. До этого времени прииск острова не имел постоянного управляющего, и это привело к тому, что здесь выработались свои неписаные законы. Артельщики утаивали часть золота и контрабандой переправляли его за границу. Орудовала банда "хунхузов", так прозвали местные рабочие китайских разбойников. Хунхузы ради дорогих лечебных пантов, шкур и мяса извели почти всех пятнистых оленей на Аскольде.

С помощью верных помощников, Янковский провел операцию по выявлению и захвату главарей хунхузов, которых под конвоем доставили во Владивосток и передали властям. После этого на Аскольде установился новый порядок. Янковский и Бабих организовали здесь охотничье общество, по которому действовал запрет отстрела оленух, и ограничение охоты на все виды дичи.

В 1892 году на Аскольде был создан постоянный наблюдательный пост, главной задачей которого являлось наблюдение за попытками японцев поставить минные заграждения перед входом в пролив Босфор Восточный. Для защиты острова от высадки десанта было сооружено несколько дотов. Имел остров и огневую поддержку “Ворошиловской батареи”, которая свободно простреливала водное пространство перед Аскольдом с острова Русский.

1 / 10

В 1938 году на острове установили батарею №26 на четыре 180-мм пушки в двухорудийных башенных установках МБ-2-180. Казарменный городок батареи был рассчитан на проживание 28 человек начальствующего состава, 20 человек младшего начальствующего состава и 228 краснофлотцев. В городке предусматривались помещения для хранения запасов продовольствия на 3 месяца, ГСМ для электростанции городка на три месяца и горючего для силовых станций башенных блоков на 100 часов работы.

Поскольку на острове не редкостью являются туманы, то на небольшом скалистом мыске между мысами Пальчатый и Елагина был оборудован "низкий" туманный пост наблюдения.

Особое внимание заслуживает маяк, построенный на мысе Елагина.

1 / 10

Строительство маяка началось 1879 году. Было принято решение, что для такого влажного климата, как на острове, башню надо строить не из железа, как было предусмотрено проектом, а из камня. Строительные работы начали с возведения пристани, бараков и дороги. Башню высотой 8,4 метра от основания построили из кирпича, служебные и жилые здания — из местного бутового камня. Светооптический аппарат был закуплен в Англии на заводе братьев Чанс.

В 1881 году строительство было закончено, а в 1896 году маяк уже имел вращающиеся механизмы. Маяк должен был работать круглогодично. Обслуживающий его персонал состоял из смотрителя и восьми матросов Сибирского флотского экипажа.

Из-за сурового климата кирпичная башня маяка не простояла и 50 лет, уже в начале прошлого века она начала трескаться и крошиться. В 1917 году маяк был перестроен. Его внешний вид сохранился до настоящего времени.

1 / 5

Сейчас на Аскольде возобновилось разведение пятнистых оленей. Гуляя по лесу можно то и дело увидеть рога, следы, а самые везучие могут повстречать и самих животных. Со слов разводчиков, потомство оленей за 2012 год выросло на 10 голов.

Главным богатством острова остается его уединенность. Труднодоступность и отсутствие автомобилей делает его одним из немногих на юге Приморья мест, привлекательных для экотуристов.