Далеко не каждый талантливый режиссер или актер может работать в театре кукол. Кукольной профессии необходимо учить на спецкурсе театрального факультета Дальневосточной государственной академии искусств. Живой кукольный театр не заменит детям никакие развлечения. И если его не станет, это будет невосполнимой утратой для культурного воспитания подрастающего поколения. Об этом и о многом другом рассуждал известный приморский режиссер и актер, педагог, заслуженный деятель культуры РФ Виктор Бусаренко, ставший очередным гостем РИА PrimaMedia.
Этим театром нужно заболеть
- Виктор Васильевич, в последние годы Интернет все больше овладевает умами, в том числе детскими. В связи с этим поток детей, которые приходят в театр, не уменьшился?
- Я этого не заметил. Кто водил детей в театр, тот и водит. Другое дело, что водят далеко не все. Есть такие семьи, которые вообще не ходят в театр.
- Школами и детскими садами юных зрителей все так же приводят?
- В детские сады мы больше ездим. В школы тоже ездим, но меньше. Школы больше приходят на целевые спектакли. Другое дело, что стало многовато конкурентов какого-то подозрительного типа. То есть люди, которые профессионалами не являются, однако поняли, что можно заработать на детских садах. И какие-то самодеятельные и полусамодеятельные коллективы потихоньку "партизанят". Мы, конечно, за ними не охотимся, но часто приходится слышать: "Мы вас не возьмем, у нас недавно уже были какие-то люди". Вот таким образом у детей и может сложиться превратное впечатление о театре кукол.
- А каково взрослым людям работать в театре кукол? Бывает ведь, что говорят: "Куколки, куколки, ну что это за театр?" Пренебрежительное, словом, отношение.
- Есть, есть такое.
- И как вы объясняете людям, что это за театр такой – театр кукол?
- У меня лично никогда по этому поводу никаких комплексов не было и нет. Быть может, в силу того, что моя карьера состоялась и я пожилой человек.
И я чувствую гордость оттого, что я теперь причислен к этому цеху.
Это случилось не сразу, меня должны были признать, я сам должен был внутри переродиться. Ведь моя биография драматического режиссера длилась более 40 лет, лишь последние 22 года я работаю с куклами.
Настоящий кукольник любит свое дело. Есть, например, такой писатель - Самуил Яковлевич Маршак. Великий детский писатель. Думаю, у него не было комплексов насчет того, что он пишет детские рассказы, а не эпические поэмы, как Маяковский. Он в своем роде совершенен, и он – "детский человек". И кукольники – тоже "детские люди", в которых еще не уснул ребенок и, возможно, не уснет никогда.
Я вот, например, ставлю порой драматические постановки, но это, так называемый живой театр, для меня, как для режиссера, кажется пресным. Наверное, для людей моей породы характерно выдумывать этот мир, оживлять неживое. Не все творческие люди любят работать в театре кукол, не все это умеют. Помню, несколько лет назад я пригласил очень способного, молодого тогда еще режиссера поставить у нас спектакль. Он "повертел" пьесу недели две и отказался под благовидным предлогом. И я понимаю, почему он ушел. Он другой человек, он ставит хорошие драматические спектакли, но он человек другой природы.
Виктор Бусаренко, Тематическая иллюстрация. Автор фото: Из архива РИА PrimaMedia
- А вы сами трудно "входили" в этот жанр?
- Вы знаете, не очень трудно. Другое дело, что я несколько лет изобретал велосипеды. То есть открывал для себя то, что давно открыто. Просто потому, что я не имел кукольной школы. Но за последующие годы я постиг эту науку, и теперь, наверное, даже смогу учить этому других.
Актеры, которые, придя в театр кукол, заболевают им, есть, но их немного. И они, к сожалению, в массе своей не являются выпускниками именно настоящей школы кукол и постигают все сами, во время работы. Потому что у нас не выпускают актеров-кукольников. Однако есть способные драматические актеры, которые пришли к нам в театр. Самое смешное, что 20 лет назад набирали курс кукольников в Дальневосточную академию искусств. И ни один из них сейчас не работает в театре кукол, все ушли в драматические театры. А у нас, наоборот, все из драматического театра.
Кстати, недавно я написал ректору академии искусств Чугунову Алексею Матвеевичу письмо с предложением набрать кукольную группу в составе курса.
Ведь сейчас в академии сложно с абитуриентами, мало людей приходит поступать. А для кукольника совершено не обязательно иметь высокий рост или красивую внешность. Фактура не важна, одним словом. Мы, в отличие от драматического театра, берем всех. Все равно артиста у нас не очень видно, он за ширмой в большей части времени обитает. Ректор ничего пока не ответил, но я встретил декана театрального факультета Александра Запорожца, который подтвердил и свою заинтересованность в этом варианте, тем более что он сам этот курс будет набирать.
Куклы слушают носом
- Скажите, Виктор Васильевич, а есть ли какие-нибудь правила кукловождения?
- Конечно. Есть, например, такое смешное правило, что кукла слушает носом и общается носом. В том смысле, что куда ее нос направлен, туда она и смотрит. Есть правила, определяющие, как кукла ходит, как садится и так далее. Или вот, например, идет диалог между людьми. Мы с вами разговариваем, и я могу почесывать затылок и делать умное лицо. А кукла должна замереть, когда с ней разговаривают. Зритель должен понять, что одна кукла говорит, а другая молчит. Есть приемы, как ее ручками работать. А еще есть другие куклы. Марионетки, допустим. У них своя система выразительности. Есть тростевые куклы – главное кукольное войско. А есть ростовые куклы, это когда актер вставляет в куклу свои ноги. А бывает кукла вообще без ног. Или вот существует тантамареска, она надевается до половины. Верхняя часть – кукла, а нижняя – ноги актера. И так далее. Мы все варианты делаем, со всеми видами кукол умеем работать.
Еще одно правило: у кукол на руке четыре пальца, Тематическая иллюстрация. Автор фото: Куликов Александр, РИА PrimaMedia
- А есть приемы, которые изобрел ваш театр?
- На самом деле все уже изобретено и открыто. Не стоит изобретать велосипеды. Недавно я поставил спектакль "Лиса Патрикеевна и Михайло Потапыч". И там как раз куклы тантамарески. Они, вообще, достаточно сложны в управлении, с ними очень много возни. И рука, которая держит голову, сильно устает. Тантамареска - это вообще-то кукольный номер, который продолжается от трех до пяти минут. А у нас актер около часа таскает куклу. Это очень тяжело.
Я вот заменял актера, который не мог играть в спектакле "Кот в сапогах", в котором тростевые куклы. Кукла весит всего два килограмма. Но у меня нет постоянной практики, и мне было очень тяжело. Кстати, у актеров-кукольников весьма часты профессиональные болезни.
И все-таки актеров-кукольников необходимо воспитывать. Живой кукольный театр не заменит никакие развлечения. И если его не станет, это будет невосполнимой утратой для культурного воспитания детей.
- Чтобы работать в театре кукол, нужно быть инфантильным человеком? Или же это серьезная работа, ответственная, взрослая работа по развлечению детей?
- Для режиссеров инфантильность вообще недопустима - слишком велика ответственность. Что касается актеров, то инфантильность вообще свойственна многим из них. И не только кукольным артистам, но и музыкальным и драматическим. Актеры в большей степени дети. Для них в большей мере важна непосредственность и эмоциональность и в меньшей степени - интеллект и разум. В большей степени - эмоции, чистота реакции. То, что свойственно детям.
Есть и неинфантильные актеры. Я думаю, что инфантильных и неинфантильных примерно одинаково в процентном соотношении в любом театре, независимо от жанра. Даже, вы знаете, есть такое мнение, что слишком много ума для актера слишком вредно. Это точно. Я сам начинал актером, проработал им 15 лет, и был очень неплохим актером. И мне иногда говорили, что я несколько "головной" артист, непосредственности маловато. Ну, это, наверное, происходило потому, что из меня тогда режиссер начинал вылупливаться. И вылупился, в конце концов. Хотя играть на сцене я очень люблю.
От классики до эксперимента
- За конкурентами следите? На Дальнем Востоке, в России?
- Да, мы участвуем в фестивалях, время от времени. Довольно много ездили за границу, в Корею и Японию, там видели много разных театров. Были очень интересные вещи, были довольно примитивные. Сами фестивали устраивали, но денег перестали давать, так что идея умерла.
Сейчас появился кинофестиваль. Так что, конечно же, не до кукольного фестиваля стало. Но в других регионах их проводят. В Комсомольске-на-Амуре, например. Мы там бывали. В Петропавловск-Камчатский ездили на последние два театральных фестиваля "Папа Карло", где, в общем-то, дальневосточные театры и встречаются.
Тут, конечно же, есть проблемы. Стараешься взять поменьше веса и в то же время в самолет декорации запихать. Мы их морем отправляли. Потому туда и не возят большие спектакли. Обидно, конечно, что мы не можем на Камчатку привезти спектакль "Буратино", в котором вся труппа занята. Или того же "Кота в сапогах", где сложные декорации. Но сейчас мы довольно много ставим спектаклей с небольшим количеством персонажей.
- А сколько времени занимает подготовка к большому спектаклю? Изготовление кукол, декораций и так далее?
- По-разному бывает. Даже небольшой спектакль все равно готовится как минимум месяц – это репетиционный период. Причем до него еще есть период изготовления. Это параллельно делается. Здесь мы делаем декорацию. Это механизм любого, даже несложного спектакля. Это месяц минимум, а то и полтора. А есть еще и "нулевой цикл" - когда режиссер с художником создают эскиз и макет спектакля. Как сказал кинорежиссер Ален Рене: "Фильм готов, осталось его только снять". То есть режиссер импровизирует, продумывает все, записывает, а потом снимает по своей задумке фильм. Так и мы подробно описываем спектакль, а потом уже его ставим. В общем, три-четыре месяца идет работа. Она идет непрерывно, мы в год по четыре спектакля выпускаем.
- Спектакли какие ставите? Есть вот "Кот в сапогах", "Красная шапочка". На альтернативный вариант какой-нибудь решитесь, который вообще никто еще не ставил?
- Задача нашего театра - создание на сцене золотой библиотеки детской литературы. В первую очередь это русская литература. То есть сказки, советская классика. Маршак - "Три поросенка", "Зайка-зазнайка". Сейчас у нас заслуженный артист России Владимир Кахно ставит "Кашу из топора".
Не менее трети нашего репертуара – русская сказка. Есть также и зарубежная классика. Шарль Перро, например. "Хоббита" недавно ставили. Правда, прошел не слишком хорошо. Длинный получился, два с половиной часа, но меньше просто не получилось.
Далее – современная драматургия для детей. Сейчас есть хорошие пьесы для детей. Мы с дальневосточниками авторами сотрудничаем. Есть такой драматург Александр Герасимов. Он и современные сказки писал. Жил в Благовещенске, сейчас в Калининград уехал.
Обязательно ставим музыкальные сказки. Вот "Красная Шапочка" – это мюзикл с чудной музыкой Виктора Либерского, который когда-то работал в краевом театре имени Горького.
Есть и спектакли экспериментального плана. "Аттракцион", который придумал Роман Легкодухов, талантливый актер, который работает с нами довольно давно. Там по сюжету дети парк старый раскопали, ну и образы разные появляются. То будто подводная лодка немецкая всплывает, а русская за ней гоняется. То возникает Лохнесское чудовище, то дельфины. Такой "фэнтэзийный" спектакль без единого слова. Фестивального, кстати, плана. Он понятен всем без перевода, возможно, повезем его за границу. Театр кукол вообще можно понимать без перевода, в этом выражается его интернациональность.
Ну и классику ставим – "Буратино". Мечтаю поставить спектакль "Чао, Чиполлино". Нашел замечательную пьесу в стиле фильма "Кабаре" - "Овощное Кабаре". Спектакль для взрослых.
Больших кукол водят сразу несколько артистов, Тематическая иллюстрация. Автор фото: Куликов Александр, РИА PrimaMedia
- А сколько стоит поставить спектакль?
- 30-40 тысяч – это средний спектакль. Но большой может стоить и 100 тысяч. И все эти деньги мы сами зарабатываем. Из бюджета такие деньги не выделяются.
Театру нужна стройка
- Помнится, у вас были проблемы с арендой. Арендатор поднимал сразу в два раза стоимость аренды.
- Да, здание не наше, оно принадлежит Обществу изучения Амурского края. Сначала они на радостях, что здание стало их, предоставили нам бесплатное размещение. А потом спохватились и путем хитрых манипуляций заставили платить. На срок до 2021 года. Но потом, я уверен, они еще арендную плату поднимут. Поэтому я все время я пытаюсь внушать мысль, что театру надо иметь отдельное здание. Такая практика есть в очень многих городах России.
- А здание, помимо того, что обветшало, так еще вроде бы и не приспособлено для подобного использования?
- Да. Это терпимо было в 20-м веке. А в 21-м веке такое здание, конечно, архаично. Там нет и не может быть нормальной сцены. Нет помещений для работы цехов на нужном уровне. Гримерка вообще висит над Светланским переулком. Но стоит поблагодарить администрацию края. В этом году нам дали деньги на новое оборудование: осветительные приборы, радиопульты и прочую технику.
Гримерка висит над Светланским переулком, Тематическая иллюстрация. Автор фото: Куликов Александр, РИА PrimaMedia
- Современную?
- Да, современную. Оборудование мы модернизировали. Но это не решение вопроса, по большому счету.
Наш зал, например, слишком ровный, а должен быть амфитеатром. Поэтому мы и просим, чтобы взрослые не занимали первые семь рядов, чтобы там только дети сидели. А некоторые упрямые родители настаивают, что хотят с детьми быть, поэтому споры с билетерами возникают.
Само здание замечательное - памятник истории. Но внешний вид обшарпанный. Арка рядом, сквер, церковь - все очень красиво. И мы - как гнилой зуб в челюсти. А денег на ремонт не дают. Краевая администрация говорит, что это нецелевое расходование средств. В прошлом году я просил 10 миллионов на ремонт фасадов, но до сих пор ничего не выделили.
Здание театра сильно обветшало, Тематическая иллюстрация. Автор фото: Куликов Александр, РИА PrimaMedia
Но городу нужен театр кукол. Хотя бы к концу этого десятилетия, в 19-20-м году. Есть у меня мечта: еще в период своей деятельности на посту художественного руководителя начать эту стройку. Тогда и жизнь будет прожита не зря.
- А в мыслях каким должен быть новый театр?
- Я вот сейчас пишу техническое обоснование. Мне предложила это сделать глава департамента культуры Анна Алеко в ответ на мое обращение. Судя по ответу Анны Николаевны, эта идея не отвергается.
- В перспективе?
- Да, не в ближайшие годы. Есть целая концепция по развитию культуры на ближайшие годы. В ней нет строчки про театр кукол, но я написал письмо с предложением в окончательный вариант концепции все-таки эту строчку внести. На своем уровне я этим занимаюсь, я уже кое с кем консультировался. Потом мы уже будем связываться с архитекторами, на их уровне какое-то предложение вырабатывать. Я думаю, эту случится осенью.
Родители, доверяйте вкусу театра
- Давайте вернемся к куклам. Есть еще виды, вами не освоенные?
- Я уже говорил, что есть ростовые куклы, есть ручные, а есть так называемые живые куклы. Это актер в очень плотной маске, то есть его лицо полностью закрыто. Живые куклы мы еще не освоили, такого спектакля не было. Но, думаю, в следующем году появится. Поставим такой спектакль, целую оперетту.
В свое время я поставил несколько опер и детских музыкальных спектаклей. У нас в репертуаре есть один спектакль с марионетками – опера "Капризная принцесса", итальянская классика, на языке эсперанто. Я немножко знаю эсперанто, так что могу писать стихи на этом языке.
- А как публика реагирует на подобные сложные спектакли?
- Нормально реагирует. Это спектакли для малой сцены. Песни под фонограмму, мы с актерами записали стихи. Там есть два актера живых - ведущие. Это супруги-сицилийцы. Они поют на эсперанто, но дети все понимают.
- А у вас есть приемы, которые стопроцентно действуют на детей. Взрослые могут сказать: "Господи, что это такое?", а дети поймут.
- Один из самых популярных приемов – интерактив, действие. В спектакле "Красная Шапочка" дети очень много работают. Они имитируют пение птиц, звуки леса и так далее. Вступают в диалог с артистами, подсказывают им, как нужно говорить. Это популярный прием.
Любимый жанр детей – тростевая кукла и ширма. Настольные спектакли они меньше любят. Но когда получается кукла составная, то им очень нравится. Это на малые сцены рассчитано, для самых маленьких зрителей. Там каждая кукла имеет концертно-танцевальный номер. Лошадь изображают три артиста. Причем, она то ковбойская лошадь, вестернизированная такая, то поющая курица. Такие вещи, как правило, режиссер с художником придумывают вместе.
- А как приходит мысль, что в этом спектакле будет использовать именно эта кукла, а в другом – другая?
- Пьеса подсказывает. Допустим, взял я пьесу Суконина, про лису и медведя. Представил, как она бы выглядела в трости. Пьеса продолжается 50 минут, и это притом, что персонажей всего двое. Говорильня убийственная. Если фигуры будут большими, тогда сцена будет заполнена, получится более зрелищный вариант, большая вероятность, что зрители выдержат действие до конца.
Иногда, в качестве исключения, мы играем живым планом, как в драме. Мы так играли "Али-Бабу". Это происходит редко. Однако актеры у нас с драматическим образованием, иногда им хочется на сцене посверкать.
- Любите своих актеров?
- Люблю, никогда на них не обижаюсь. Мы давно уже сдружились, труппа мало обновляется. Потом они герои, они действительно работают на износ. Мы даем до 30-ти спектаклей в месяц. Драматические театры дают максимум 20. И это притом, что актер там занят в 10-ти, не больше. А у нас труппа небольшая, так что все перерабатывают. Но и получают за это дополнительные деньги. Зарплаты маленькие, но возможность есть получать несколько лишних тысяч за переработку. А когда актер играет 20-30 спектаклей в месяц, то это нормальная история.
- А нет такой личной трагедии, что актера никто не знает?
- Скажите, а кого на улице вообще узнают? Во времена моей молодости если шел известный актер, то его узнавали. Но сейчас появился Интернет, и мы стали больше обращать внимание на то, что вне нас, а тогда все знали своих артистов. Встретился недавно с деканом театрального факультета, Александром Запорожцем. Никто на улице не сворачивал шею, чтобы с ним познакомиться.
- Это обесценивание профессии?
- Она стала меньше весить, нежели раньше. Сейчас много воспринимается как? Сколько зарабатывает актер. У нас это 20-25 тысяч. Богатые актеры – все в Москве. Конечно, надо поднимать престиж профессии. Но это на уровне государства. Декларации это, конечно, хорошо, но вот когда артистам будут платить тысяч по 70, тогда они будут ощущать себя достойно.
- Театр не сталкивался с претензиями, что вы все работаете по старинке? Дескать, давайте экраны, 3-D и так далее?
- Да нет. Мы где-то употребляем телевизионные моменты, с проекциями. Да особой нужды-то и не было. Но в театре будущего такое быть должно. Но это уже другие деньги, другая аппаратура. Чисто технические приемы эмоционально меня никак не трогают. Главное – это живой актер, живое кукольное присутствие. А еще, когда вокруг дети, то это и их коллективное живое присутствие.
Артисты-кукольники - настоящие подвижники, Тематическая иллюстрация. Автор фото: Куликов Александр, РИА PrimaMedia
- Изменились ли дети?
- Ну, некоторые. Бывает так, что привели ребенка в театр, а он весть "в телефоне". Зачем он пришел в театр – непонятно. Опасная история, мало ли, что он там нашел. Вариации довольно мало изменились. 21-й век ничего пока не дал современной литературе. 20-й век дал.
- А вот если поставить такой мейнстрим, что-то вроде Гарри Поттера? Чтобы как с "Хоббитом" привлечь внимание аудитории. Не возникало желания?
- Нет, не возникало. Я с трудом представляю такой спектакль с тем эффектом, какой был в кино. С "Хоббитом" да, получилось нормально. Но там волшебства меньше. Ну, хорошо, Гарри Поттер – да, можно. Ну а что еще? Да нет, сказок много, но все переставить времени не хватит, ставить – не переставить. Несколько лет назад мы писали статью под названием "Консерватизм и поиск".
Вот две эти тенденции, противоположных. Консерватизм, стремление к классике в частности. И поиск в смысле новых форм, жанров, решений.
- Получается?
- Что-то получается, что-то нет. Иногда спектакль оправдывает ожидания, иногда нет. Бывает спектакль хороший, а публика не идет. И почему – не понятно. Очень многое зависит от названия. Например, на спектакле "Дюймовочка" всегда много народу. А на "Соловье" - в десять раз лучше спектакль - мало народу. Дело в популярных названиях.
- Что бы вы пожелали родителям детей?
- Чтобы они доверяли вкусу театра, выбору театра. Мы всегда с ними стараемся быть вежливыми, дорожим каждым зрителем. Все их пожелания мы стараемся реализовать. И они в театре главные, ведь мы для них работаем. Четыре раза посетить театр в год – это не так много. Ну и звонить нам можно: спрашивать, что за спектакль. Мы все разъясним. У нас есть сайт - primpuppet.ru - на нем гостевая книга, можно и там задавать вопросы.