Город готов к экспериментам и новым течениям, к новому юмору и новым стандартам мероприятий. О своем направлении бизнеса — "свадебном шатре", шоу-баре и перспективах направления "stand up" в интервью PrimaMedia Live рассказал директор творческого агентства Edwin Group, руководитель интернет-телевидения ЭTVTV.RU и директор шоу-бара Harlem show bar Эдвин Багдасарян.
— Хочется поговорить об event-бизнесе во Владивостоке, потому что так или иначе все ваши начинания с этим связаны.
— Наверное, очень странно, что человек с моей внешностью связан с event-бизнесом, потому что многие жители Владивостока знают таких людей, как я, несколько по другому бизнесу. Я же просто немножечко выбился из колеи наших народностей и решил все-таки заниматься праздниками, веселить людей.
— А зачем агентству Edwin Group нужно было организовывать такой проект, как ЭTVTV.RU? Проект ЭTVTV.RU скорее жив, чем мертв либо уже все?
— Мы с ребятами хотели, в большей степени, выкладывать что-то смешное для себя, и, может быть, для таких же людей, как мы, чтобы каким-то образом поднимать им настроение. И говорить о том, что 24 часа в сутки люди могут смотреть какие-то наши передачи, конечно, нельзя. При этом ЭTVTV.RU не умерло, оно еще живет. Просто нам хотелось это делать, и мы это делаем.
— А вам не кажется, что все это уже где-то было и вовсе не смешно?
— Мне очень смешно. И нам нравится то, что мы делаем.
— Вы придумываете это сами?
— Что-то придумываем мы, что-то другие люди, которые потом приходят и просят, чтобы мы выложили это в Интернет. А как это будет в будущем выглядеть, покажет время.
— Что именно является вашим основным бизнесом: праздничное агентство либо бар Harlem?
— Наш основной бизнес – это, прежде всего, наше творческое агентство, которое занимается тем или иным.
- А чем именно: дни рождения, праздники, корпоративы или…?
— Нет, конечно. Есть несколько ответвлений. Во-первых, творческие "штуки", которые мы пишем с ребятами и отсылаем каким-либо проектам, в том числе телевизионным. И такие проекты, как "6 кадров", "Товарищ Задорнов", Comedy club и другие платят нам за это деньги.
— Большие?
— Самая, наверное, дешевая шутка оценивается в 500 рублей. Написал ты, например, за "штурм" 10 шуток, и (математика очень простая) можно понять, сколько ты заработаешь на этом.
— Но если их взяли, естественно.
— Да. Однако бывало, что их брали и не платили.
— Задорнов?
— Судя по тому, что он сказал по Владивостоку, думаю, что да. Есть и другая веточка всего этого дела – это свадьбы, на которые мы продаем свою шоу-программу, подстроенную под тех или иных клиентов. Кроме того, мы стараемся снимать какие-то смешные поздравления, к примеру, каким-то директорам компаний, родителям от детей, детям от родителей и т.п. Например, звонят люди и говорят: "У моей сестры юбилей, я бы хотел ее как-то поздравить, придумайте что-нибудь". Ребята придумывают: сестра радостная, деньги в копилке. Есть еще и свадебное направление нашего бизнеса – это наш свадебный шатер, в котором люди празднуют свои мероприятия.
— А каков бюджет этого "шатра"?
— Для разных свадеб и бюджеты абсолютно разные. Были люди, которые умудрялись играть свою свадьбу за 100 тысяч рублей.
— Прошла ли эра, когда свадьбы праздновались с тамадой?
— К сожалению, нет. Хотя, если окунуться в культуру русских традиций, тамада – это человек, который не ведет мероприятие, он – хранитель свадебных традиций. И люди заблуждаются, считая, что женщина со свистком в руке, — это та самая тамада. Впрочем, все больше людей хотят играть европейские свадьбы, и европейская ментальность к нам постепенно приходит:
владивостокцы все чаще хотят проводить выездные регистрации брака, когда папа ведет дочку к алтарю, а вокруг живые цветы на фоне красивой природы, и шампанское льется рекой.
— Сколько вы уже работаете на свадебном фронте?
— Четвертый год.
— И за эти три года как изменились требования людей к организации свадеб?
— Очень сильно поменялись. Если вначале люди достаточно скептически к нашим новшествам относились, то сейчас они говорят: "Мы знаем, что это такое, и хотим, чтобы вы провели нашу свадьбу именно так и не по-другому". Можно сказать, что мы были первооткрывателями каких-то определенных вещей в нашем городе. По крайней мере, вот те смешные видео, про которые мы говорим, они именно с нашим участием пришли во Владивосток. То есть были организации, которые делали нечто подобное, но не на таком как бы потоке.
— Легко ли владивостокцы соглашаются на эксперименты при проведении свадьбы?
— Эксперимент для свадьбы, мне кажется, это сыграть свою свадьбу на Шаморе, в кафе. За последние четыре года мы как бы вышли на один уровень тех клиентов, которые играют свадьбу в хороших заведениях. Экспериментов люди боятся, потому что все же свадьба – это серьезное очень событие. Но некоторые новобрачные и их родители хотят удивить своих близких, знакомых.
Например, у нас была пара, которая со всеми гостями прыгала в бассейн прямо в одежде. Было очень круто, весело. Была пара, где у 35-летней невесты было семь платьев, которые она меняла. Смотрелось это очень здорово, классно.
И ребята выучили какой-то супертанец. Была еще свадьба в Большом Камне, где новобрачные с друзьями и родственниками ехали в длинных лимузинах. Если бы замерили их длину, может быть, попали бы даже в книгу рекордов Гиннесса. Но большекаменцы думали, наверное, что это был День города… Кстати, есть у нас в городе Миша Белецкий, который занимается автомобилем со звуком. Бубитбокс (его так люди называют). Есть люди, которые придумывают целые прицепы, хотят свадебную группу поместить туда. Но это очень редко. Как правило, заказчиками являются все-таки родители, им нужно, чтобы все было в соответствии с классическими канонами. А вот некоторые молодожены зовут к себе на свадьбу своих директоров, чтобы показать, что все здорово, рассчитывая, возможно, на продвижение по карьерной лесенке.
— Не могу не спросить про корпоративные мероприятия…
— Как правило, они все же для компаний серьезных, с точки зрения организации именно таких мероприятий. Мы же творческая группа, которую люди чаще приглашают для проведения новогодних корпоративных мероприятий или Дней компании в летний период. Но, в основном, мы не специализируемся на этом.
— Как придумываются вашим творческим агентством какие-то новые номера, штуки? Заимствуете где-то, или это действительно эксклюзив?
— У нас очень хорошие товарищи. Друг сказал: "Лучше хорошо украсть, чем плохо придумать". Естественно, существует такая вещь, как обмен опытом. То есть наши знакомые коллеги занимаются параллельным бизнесом в других городах, мы с ними периодически списываемся. Мы им даем свою информацию, которую сами придумываем, они дают свою. Иногда мы смотрим какие-то американские агентства, заимствуем немножечко, переделываем под наш формат, а, в основном, придумываем сами, конечно же.
— Так все-таки заимствуете?
— Да, и никто этого не скрывает. Заимствовать – это очень здорово.
- А мне вот интересно узнать, как тем, кто занимается корпоративными мероприятиями и вообще развлечением других людей, удается держать себя в руках, когда наступает, допустим, 22.00 — 23.00 часа, и градус заметно повышается (внутри людей особенно)?
— Мы очень легко решили эту проблему. У нас есть одно правило, прописываемое в договоре: мы работаем только четыре часа в творческой части (поздравляем своим каким-либо номером компанию), и после этого люди танцуют. Поэтому все шишки достаются нашему ди-джею… Например, вот была веселая история на свадьбе. В 22.00 подходят к нашему ди-джею и говорят: "Вы можете сделать музыку погромче?". Он отвечает: "Конечно, я сделаю музыку погромче". Подходит другой человек и говорит: "Вы можете сделать музыку потише?". Ди-джей в ответ: "Конечно, я сделаю потише". Подходит еще человек и говорит: "Вам за что деньги платят? Сделайте музыку погромче". Ди-джей отвечает: "Хорошо". И это как бы достаточно циклично. Ну, ди-джей держится, поскольку понимает, что это его работа, что нужно это делать. Это нормально, я считаю. В принципе, в этом нет ничего плохого, люди отдыхают.
— Агрессии много?
— Да, нет. У нас достаточно культурные, в принципе, люди даже и под алкоголем. Бывают, конечно, исключения. Но в целом все нормально.
— Во Владивостоке недавно прошел саммит АТЭС. Что в связи с его проведением изменилось в Приморском крае?
— Наверное, денег у людей стало побольше, и то, что, например, три года назад они не могли себе позволить, сейчас уже могут.
— Может быть, это ваши услуги подешевели?
— Нет, услуги наши дешевле не стали. Это, мне кажется, связано конкретно с деньгами у людей, которые их честно заработали.
- А что просили такого у вас необычного, чего у вас физически не было, и от чего вы отказались?
— Аллу Борисовну Пугачеву, которая на свадьбу никогда в жизни во Владивосток не приедет, несмотря ни на какие деньги.
— Еще подобные залихватские просьбы были?
— Было предложение провести свадьбу в Пекине 1 января. Но, к сожалению, мы отказали клиенту, потому что у нас, в принципе, все расписано. А во Владивостоке была замечательная свадьба, где молодожены готовы были покраситься в голубые цвета. Это вот на моей памяти, наверное, самое необычное, что просили люди.
Как правило, у людей одинаковые желания: хороший салют, красиво украшенный зал, клевый торт и какая-то группа.
Ну, вот на одну свадьбу люди заказывали ведущего из Москвы, абсолютно неизвестного, но чтобы он был из Белокаменной.
— А вообще ведущим из Москвы во Владивостоке кого-то можно удивить?
— Нет, Владивосток с точки зрения event"a достаточно сильный город. И многие наши серьезные клиенты, которым мы проводили когда-либо свадьбы, говорят, что наше агентство известно чуть ли не до Урала. Да и я знаю во Владивостоке агентства, которые, я бы сказал, составили конкуренцию многим московским агентствам. Как правило, в Москве те же самые ребята, просто там этого в 10 тысяч раз больше, а по поводу качества я не уверен, что в столице оно лучше. Если не говорить, конечно, о "звездах"…
— А конкуренция в данной сфере во Владивостоке высокая?
— Хороших компаний, которые могут конкурировать между собой, не так много. А у нас конкурентов практически нет, хотя есть люди, занимающиеся похожими вещами.
— Как делится рынок event"a, рынок свадеб? Есть ли на нем какие-то подковерные вещи?
— Клиентам, которые к нам приходят, мы никогда не говорим про кого-либо плохо. Иногда высказываем свое мнение, но такое крайне редко бывает. Вот, к примеру, братья Белецкие являются прямыми нашими конкурентами, но, тем не менее, мы всегда с ними сотрудничаем. С точки зрения аренды оборудования, или если клиенты просят, чтобы у них машина со звуком была или требуется еще в чем-то помочь, мы стараемся передавать им клиентов, когда сами задействованы в чем-то другом. Есть на нашем рынке и ребята из креатив-групп, которые занимаются похожим творчеством. И если мы заняты, то стараемся давать телефоны тех людей, в которых мы уверены. А говорить, что вот этот человек плохой или ему никогда в жизни не звоните, нет, конечно, так никто не делает. Но есть другие организации, которые считают, что они самые умные: изучают рынок, смотрят объявления и начинают каким-то образом писать какие-то такие вещи интересные. Клиент этого не понимает, скажем так, а мы видим, что человек занимается чушью на самом деле.
— Где можно найти информацию: на "фарпосте", в газетах или на каких-то сайтах?
— Я думаю, что тамаду, о котором мы здесь говорили, можно найти в "Дальпрессе" по объявлению. Мы же перед свадебным сезоном размещаем информацию на "фарпосте", иногда на PrimaMedia. Кроме того, у нас есть сайт, который мы продвигаем.
И по большому счету наши клиенты – это люди, которые "юзают" Интернет.
Есть и кинотеатр, в котором мы запускаем какую-то свою рекламу, баннеры и билборды.
— А какая реклама наиболее эффективная в еvent-бизнесе?
— Сарафанное радио и Интернет. И есть, конечно, вещи, о которых я не могу говорить, потому что они составляют секреты компании, которые мы используем. Впрочем, на данный момент, в принципе, не так много рекламы нашего творческого агентства. То есть люди уже в курсе, знают и звонят. И это очень здорово, и очень радует.
— Как оцениваете свои попытки попасть на центральное телевидение?
— Я думаю, что это были не попытки попасть на телевидение. И оценивать их должны не мы, а люди, которые там сидят и оценивают. На ТНТ нас оценили, и мы снимались там неоднократно. Если мы говорим про Comedy Баттл – это проект, в котором людей снимают для того, чтобы показать, что кто-то плохой, кто-то нехороший или кого-то надо выгнать. Это проект молодежный. И когда ты там, ты – "звезда" именно этого проекта. А что касается проекта, в котором мы участвовали на СТС, то, к сожалению, он закрылся и перестал существовать.
— Не могу понять из этого монолога, получилось или не получилось?
— Получилось что? Поучаствовать на проекте ТНТ получилось. Однако, мы хотели попасть в финал, но, к сожалению, не смогли поехать на полуфинал из-за проблемы с одним из участников.
- И будут ли попытки еще?
— Поскольку этот проект станет ежегодным, я думаю, что не только мы с ребятами, но еще и наши коллеги туда поедут.
— А вот мысль заняться продюссированием поездок каких-то местных ребят на ТНТ не возникала?
— Нет, не возникала.
— Зачем вы открыли шоу-бар Harlem на улице на Набережной, в здании гостиницы "Амурский залив"?
— Знаете, есть театр, в который ты можешь прийти что-либо посмотреть, и есть там бар, в котором ты можешь выпить, поесть и потанцевать. Вот мы попытались в шоу-баре Harlem совместить обе эти вещи. То есть, ты можешь прийти, посмотреть на что-то интересное и здесь же выпить, закусить и приятно провести время. У нас сделать это получилось, и большой очень резонанс от этого всего дела возник. Я вчера ехал на такси, и таксист мне рассказал, что, мол, москвичи открыли бар типа Comedy, и в нем собирается очень много народа. А когда таксисты говорят об этом, я думаю, значит, люди знают об этом заведении. Да, действительно, мы хотим продвигать там стендап-культуру. Каждое воскресенье в шоу-баре проходят стендап-вечеринки. Мы с ребятами пробуем в такой простой легкой атмосфере стендапить и привлекаем к этому коллег. Помните, существовал Comedy Сlub Vlad Style во Владивостоке?
— Да, было дело…
— Отжил себя этот проект. Мы попытались поговорить с теми, кто занимал в нем лидирующие позиции. Им понравилось участвовать в нашем проекте, и они с радостью это делают.
— В вашем стендап-проекте могут быть задействованы только те ребята, что участвовали в том Comedy?
— Нет-нет. Недавно 48-летний мужчина позвонил и говорит: "Здравствуйте, я знаю, что у вас свободный микрофон. Я пишу стихи". Он пришел, мы послушали его стихи, но они никакого отношения к юмору не имеют. Мы ему объяснили, что если он хочет читать стихи здесь, то стоит добавить немного юмора. Я думаю, что человек этот скоро вернется, и, возможно, мы увидим там его выступление.
— Планируете ли привоз "звезд" всероссийского стендапа?
— Да, будут приезжать и "звезды" Comedy Club Production, и "звезды" проекта "Стендап", который недавно появился на телеэкранах. Думаю, что, может быть, в шоу-баре будут выступать и известные сатирики…
— Но сатирики наши и стендап — это, как говорится, две большие разницы…
— Если сравнивать, например, культуру стендапа, которая была изначально в Америке, чем она отличается от того, что делал господин Райкин?
— У господина Райкина было больше заготовок, и у него были огромные рамки, с которыми он тьфу-тьфу-тьфу, справлялся.
— Да. Но, если в целом взглянуть на то, что делал господин Райкин, его в каком-то виде тоже можно назвать стендапом, то есть в сравнении с Эдди Мерфи. Не самый лучший пример, конечно, но, тем не менее, у него были и заготовленные монологи, и он старался стендапить. Разные стили, разные направления, но все же они схожи.
— Выросли ли ребята от заготовленных номеров на достойном уровне, со смешными шутками, для того чтобы общаться с залом, с людьми?
— В нашей стране есть всего один человек, который действительно делает это качественно, это господин Павел Воля. Я видел вживую, как он выступает, как снимается в проектах. Он занимается этим с 2000-х годов, с КВН все пошло.
Даже сам Мартиросян говорит, что "стендап" — это достаточно сложное направление в юморе, и пока в нашей стране лучше всего получается это у господина Воли.
И говорить, готовы ли наши ребята к этому, сложно сейчас. Мы пробуем, для нас это что-то новое. Посмотрим, как город это будет принимать.
— А город готов принимать?
— Честно сказать, когда мы начали говорить о том, что будет в нашем баре, что будет "стендап", очень много было звонков, очень много желающих попасть на это шоу. И вечеринка, которая была 24 ноября, собрала полный зал: было 300 человек. Это говорит о том, что люди соскучились по такому виду творчества и хотят его видеть. И если это будет здорово и качественно, то, я думаю, что людям это понравится.
— Ну, и кто эти стендапщики?
— Это ребята из нашего агентства и из Comedy Владивостока, а также какие-то приглашенные люди, которые занимаются творчеством, и, скорей всего, имели отношение к владивостокскому КВНу.
— По собственному наблюдению, каков уровень их стендапа?
— Мы пытаемся выйти на ту планку телевизионного формата, которую мы хотим отснимать и отсылать на Comedy TV (то есть такое кабельное телевидение), где можно было бы это показывать. Был проект "Смех без правил" и еще какие-то подобные проекты. И, по сути, в них участвовали такие же ребята, как и мы, а потом они становились резидентами Comedy Club.
— Помимо стендапа, что еще есть в шоу-баре Harlem?
— Есть конкурсная часть, конкурсная основа, которой нет в других заведениях. Каждые выходные в нашем шоу-баре разыгрываются деньги с помощью чемпионата "Камень – ножницы – бумага", то есть приходит человек, играет и спокойно получает 30 тысяч рублей. Кроме этого, мы снимаем видео с клиентами и показываем все это людям. Есть группы, которые мы собрали на базе бара, в том числе легендарная группа "Под плюс", которую придумали мы с ребятами. Эти ребята абсолютно не умеют петь, но у них очень позитивная клевая энергия, и люди очень здорово реагируют на это. Каждые выходные также у нас присутствует аниматор. Это может быть полицейский, который разливает алкоголь людям, или конь, который с ними танцует, либо капитан Америка, который ездит по городу. Такие вот штуковины.
— Еще что вы хотите сделать?
— Есть такой проект "Битва голосов", который ребята придумали. Мы планируем, что тот, кто его выиграет, поедет на проект Первого канала "Голос". А ребята, которые выйдут в финал, будут петь караоке с гостями, которые придут посмотреть этот проект. Кстати, американское караоке в нашем баре вот-вот появится. Это не тот формат караоке, который мы привыкли видеть в таких заведениях нашего города, как Zuma или караоке-салон. Тут смысл в том, что человек, который хочет спеть караоке, обязательно выходит на сцену, к нему выходят два наших героя, которые начинают делать из этого человека "звезду". Соответственно, перед глазами человека висит плазма, на которой высвечивается текст, ребята дурачатся вместе с ним, и кажется, что человек, вышедший на сцену, умеет петь, что он "звезда". Я думаю, что это тоже понравится нашему городу и будет достаточно интересно.
— Вы – не рестораторы, поэтому, когда открывали бар, наверное, столкнулись с массой проблем или все прошло без сучка, без задоринки?
— Дело в том, что мы занимаемся этим бизнесом около четырех лет и очень много посетили курсов, связанных с ресторанной деятельностью. К тому же, в реализации проекта Harlem принимали участие наши соучредители, наши друзья, которые имеют прямое отношение к ресторанному бизнесу. У них очень много подобных заведений за границей. И мы открывали творческую часть, а они всю внутреннюю часть.
— На все три направления (ЭTVTV.RU, Edwin Group, шоу-бар Harlem) сил-то хватает?
— Честно говоря, действительно, очень тяжело. И чтобы не страдало качество, мы собираемся расширять штат. К сожалению, талантливых людей во Владивостоке не так много, как хотелось бы, но они есть, они появляются.
И еще есть одна проблема: она состоит в том, что талантливые люди и ответственность – это две несовместимые вещи. Очень сложно найти талантливого человека, который был бы и достаточно ответственным.
— А развивать эти три направления вы собираетесь за счет вашей творческой группы или приглашенных ребят?
— В первую очередь, за счет своих ребят. Мы, кстати, были одни из первых, кто привез во Владивосток "уличную магию". У нас 23 ноября выступали ребята из Москвы: показывали фокусы в стиле Дэвида Блейна. И народ очень круто реагировал. В будущем мы планируем сюда коллектив из 11-ти барабанщиков, которые вместо палочек "стучат" огурцами и всякими прочими штуковинами. И это смотрится очень круто.
— Вы сможете отойти от творческой составляющей работы?
— Нет, хотя у нас, конечно, есть арт-менеджеры, занимающиеся, прежде всего, административной частью.
— А есть творческие ребята, которые сами могут вести Harlem?
— Нет, таких ребят, которым мы могли бы доверить это, пока нет.
— Что за "провис" будет в начале следующего года? Это всегда так в event-бизнесе?
— Нет, это не "провис". Просто мы устраиваем себе отпуск с января по март: те, у кого есть деньги, куда-то уезжают, а остальные отдыхают во Владивостоке.
— Что ждет жителей Владивостока от Harlem бара, от Edwin Group?
— Возможно еще какое-нибудь телевидение. Очень сложно говорить, мол, ждите от нас золотых коней или апельсиновую лису. Мы делаем то, что людям нравится, что-то пробуем еще делать.
— А часто случалось, что людям из того, что вы им предлагали, не нравилось?
— Нет. Таких людей было немного.
— И почему им ваше творчество не понравилось?
— У нас был такой случай с рестораном "Метелица" в Уссурийске. Наши ребята провели там Хэллоуин, но посетители остались недовольны. Почему? Ресторан этот находится, как я понимаю, в каком-то криминальном районе, в середине программы в него зашли ребята в спортивных костюмах и развязали драку. Затем забрали у администратора бутылку водки, не оплатили счет, с кем-то выясняли отношения. Может ли после всего этого посетителям понравиться наша программа? То есть бывают, скорее, такие недопонимания, хотя мы стараемся делать свою работу хорошо и дорожим каждым своим клиентом.