Владивосток в новом российском кино: от криминальных "спецов" до мутантов-людоедов
Современный отечественный кинематограф не забывает о столице Приморья, снимая здесь и полнометражные фильмы, и сериалы (ФОТО, ВИДЕО)
Владивосток привлекает внимание как известных режиссеров, так и местных кинодеятелей. Если последние создают из нашего города площадку для хоррор-фильмов и криминальных историй, то российские кинематографисты чаще видят Владивосток провинциальным городом одиноких людей. ИА PrimaMedia представляет вашему вниманию кинообзор о первых пробах владивостокских режиссеров и сериальных войнах.
Бедные, но лихие 1990-е
В 1990-е годы большинство фильмов снималось быстро и с небольшим бюджетом. Доехать до Владивостока съемочным группам из центральной России в этих условиях не представлялось возможным. Именно поэтому большинство появлений приморской столицы в это время в кино – это лишь упоминание города в том или ином контексте, либо, в лучшем случае, появление в небольшом эпизоде.
Упоминаний нашего города в кинолентах целое множество. Они иллюстрируют легенды и мифы о Владивостоке, которые существуют в российском сознании. В 1990-е столица Приморья, например, упоминается в фильме Павла Лунгина "Линия жизни" (1996), в фильме Владимира Машкова "Сирота казанская" (1997) и у Дениса Евстигнеева в фильме "Мама" (1999). Если в последних двух – это стандартное упоминание порта Владивосток, откуда прилетают герои (один судовой кок, другой – музыкант), то в фильме Лунгина город фигурирует в неожиданном контексте.
В "Линии жизни" это выглядит импровизацией актера Сергея Степанченко, который играет персонажа по прозвищу Пеле. Известно, что Степанченко родом из Приморья, и когда он произносит эмоциональный монолог в середине картины, то упоминает футбольный клуб "Луч" (Владивосток), где он якобы играл.
Образ далекого города использовали и в культовой картине Владимира Досталя "Облако-рай", вышедшей в октябре 1991 года.
В киноленте изображена глухая провинция. Чтобы растормошить спящих земляков, главный герой Коля придумывает историю, будто бы собирается уехать во Владивосток. Он моментально становится местным героем. В финале картины Коля пытается объяснить, что он пошутил, но ему никто не верит. Земляки организуют ему шикарные проводы, собирают чемодан, сажают на автобус до районного центра, и Коля уезжает во Владивосток.
Культовая картина Владимира Досталя "Облако-рай", Фото с места события из других источников. Автор фото: скриншот видео
В 2005 году Николай Досталь снял продолжение "Облака-рая". Действие сиквела "Коля – перекати поле" происходит 10 лет спустя, когда Коля возвращается в родной город. Он действительно доехал до Владивостока, где прожил все это время, плавал на судах пароходства, приобрел автомобиль Toyota, на нем и приехал домой. А там его ждал неприятный сюрприз: девушка, с которой он встречался, родила сына, и, не дождавшись его, вышла замуж за другого. Пришлось Коле опять придумывать новую историю, чтобы выпутаться из неудобного положения. Он оставляет все сыну, включая автомобиль, и снова уезжает во Владивосток.
Сиквел "Коля – Перекати поле", Фото с места события из других источников. Автор фото: скриншот видео
В начале 90-х боевики как жанр были на пике своей славы. В них главными героями зачастую становились бывшие афганцы или десантники. Вот и в фильме "Риск без контракта" (1992) режиссера Игоря Муругова главный герой бывший афганец, а ныне профессиональный каскадер Сергей Громов. В свободное от работы время он зарабатывает перегоном машин.
Однажды ему предлагают перегнать автомобиль из Владивостока в Москву и он тут же соглашается. В дороге он обнаруживает, что под обшивкой автомобиля спрятана большая партия наркотиков. Бандиты уже на хвосте, и ему приходится применять свои профессиональные навыки. Владивосток в этом фильме не просто упоминается, в нем происходит часть действий фильма.
Полноценная съемка, которая проходила во Владивостоке в 1990-х, хоть и в качестве эпизода, встречается в фильме "День полнолуния" Карена Шахназарова (1998). Это самый неоднозначный фильм режиссера, снятый в виде мало связанных между собой новелл. Точнее, связывает их одно – случайное пересечение персонажей в пространстве и во времени.
Владивосток появляется в фильме так же неожиданно, как и остальные кадры в киноленте. Водитель налаживает радиоприемник, радиоведущий говорит "В Москве полночь, а во Владивостоке — семь утра". Перед нами встает панорама утреннего города, а в квартире спального района Владивостока девушка танцует под песню "Семь тысяч над землей", звучащую из радиоприемника.
Одинокие провинциальные владивостокцы в кино
Создатели фильма "Ирония судьбы. Продолжение" (2009, режиссер Тимур Бекмамбетов) сделали одного из главных героев картины владивостокцем. Жених младшей Нади Шевелевой (Елизавета Боярская) Ираклий Измайлов (Сергей Безруков) приехал в Санкт-Петербург из столицы Приморья. Определенная правда жизни в этом есть – владивостокцы в столицах, как и другие провинциалы, пробивают себе дорогу в жизнь упорством, настырностью и невероятной работоспособностью.
Правда, в финале картины Ираклий, сломленный неудачей в личной жизни, которая произошла у него в злосчастную новогоднюю ночь, отправляется в аэропорт и говорит: "Полечу-ка я во Владик, там уже утро наступило".
В 2009 году Владивосток посетил один из лучших молодых российских режиссеров Николай Хомерики, который назвал наш город "идеальной натурой для кино". Чтобы доказать свои слова, он снял во Владивостоке фильм "Сказка про темноту" с Алисой Хазановой в главной роли. Фильм взял призы на "Кинотавре" и других кинофестивалях, а также был показан в программе "Особый взгляд" в Каннах. Николай Хомерики убежден, что во Владивостоке можно найти абсолютно любую натуру для любого кино, и, кажется, он прав.
"Сказка про темноту". Фото: Скриншот видео
Фильм повествует об одинокой женщине Ангелине, которая живет во Владивостоке на берегу Японского моря. Единственное, что занимало ее долгое время – любовь к работе. По работе Ангелина много общается с трудными детьми, и однажды ее маленький подопечный простодушно говорит Геле, что она уже немолода. Это момент истины для героини, слова мальчика — словно вызов для нее, и она решает порвать со своим одиночеством.
Действие нового российского фильма режиссера Андрея Волошина "Скорый "Москва — Россия" (2014) также развернулось во Владивостоке. Главные герои на поезде "Москва — Владивосток" добираются до столицы Приморья в семидневный срок. В главных ролях снимаются Сергей Светлаков, Иван Ургант и Майкл Мэдсен. Герой фильма Сергей хочет стать "звездой ютуба", и набрать миллион просмотров своего видео. Для того чтобы осуществить свою мечту, он решается на авантюру: в кратчайшие сроки добирается до Владивостока и делает фотографию с амурским тигром.
"Скорый "Москва-Россия", Фото с места события из других источников. Автор фото: скриншот видео
В столицу Приморья Сергей отправляется на скором поезде "Москва — Владивосток". Путешествие по всей России выходит довольно непредсказуемым и полным удивительных открытий.
С 1 по 17 августа 2015 года во Владивостоке проходили съемки кинофильма Александра Андрющенко "Напарник". В первый же съемочный день киношники "наделали шуму", снимая сцены погони в самом центре города, задействовав при этом полицейские машины и местных жителей.
Далее съемки проходили на Золотом мосту, на набережной Цесаревича, возле и внутри исторических зданий, например, на Пушкинской. Съемки "Напарника" растянулись по всему Владивостоку: от смотровой площадки Орлиной Сопки до бухты Патрокл и просторов Русского Острова. К тому же ключевые сцены "Напарника" были отсняты в Медицинском центре ДВФУ.
Съемки Напарника во Владивостоке. Фото: Юлия Никитина, РИА PrimaMedia
В городе были замечены исполнители всех главных ролей: Сергей Гармаш, Андрей Назимов, Лиза Арзамасова, Ксения Лаврова-Глинка и Ян Цапник. В свободное от работы время они гуляли по Владивостоку, по кампусу ДВФУ, где все это время жили, ездили на морские прогулки и лакомились морепродуктами. "Напарник" много рекламировался как первый российский фильм, главный герой которого полностью сконструирован с помощью компьютерной графики и цифровых технологий. Впервые в истории кино популярные актеры объединились, чтобы вдвоем сыграть одного нарисованного персонажа. Главным героем фильма стал "малыш", одолживший голос и мимику Сергея Гармаша и тело Александра Петрова.
На "Меридианах Тихого" в сентябре 2017 года лента стала одним из двух фильмов-открытий, ее показали 9 сентября. Спустя несколько дней картина вышла во всероссийский прокат. Успеха у зрителей картина не снискала — уже на второй неделе проката сборы фильма упали на 57 процентов, что является показателем провала ленты. Кроме того, ранее
Съемки Напарника во Владивостоке. Фото: Юлия Никитина, РИА PrimaMedia
Осенью 2016 года во Владивостоке прошли съемки фильма "На районе". На производство картины требовалось 65 млн рублей, из которых 25 млн продюсер планировал взять у министерства культуры. Главную роль в фильме исполняет известный актер Данила Козловский, а режиссером выступает его возлюбленная, выпускница ДВФУ Ольга Зуева.
По задумке "На районе" — криминальная драма про двух друзей-бандитов, работающих на криминального авторитета. Дата премьеры фильма в России еще не объявлена.
Съемки фильма "На районе", 2016 год. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia
Made in Vladivostok
В 1993 году оператор Приморского телевидения Глеб Телешов неожиданно выступил в роли режиссера и отснял на местном материале фильм Subs ("Подземные"). Эта черно-белая полнометражная лента, снятая на кинопленку времен Второй мировой войны, получила Гран-при кинофестиваля "Молодость" в Киеве (1995) и была отмечена на кинофестивалях в Берлине, Иерусалиме и на Midnight sun festival в Финляндии. За основу сценария взяли новеллу Джека Керуака.
Съемки кинокартины проходили в самом Владивостоке, на Шаморе и во владивостокском рок-клубе. Некоторые места съемок трудно идентифицировать, в кадре чаще всего ночь, кирпичные высокие стены, деревья, фонари и много моря. Актеры почти ничего не говорят, вдалеке слышны беседы, внутренние мысли героя, редкие монологи и много музыки: джаз, фламенко, рок. Subs представляет собой невероятное перемещение между несколькими десятилетиями истории.
"Сабс" представляет собой невероятное перемещение между несколькими десятилетиями истории, Фото с места события из других источников. Автор фото: скриншот видео
Съемки фильма шли с 2010 по 2013 год, начинался он как небольшой любительский фильм. Позднее, в 2011 году, был создан тизер, ставший довольно популярным на YouTube — 250 тысяч просмотров за две недели. Тогда еще создатели киноленты и не думали, что в 2012 году этот ролик поможет принести фильму победу в зрительском голосовании на кинопремии фильмов ужасов "Капля" в номинации "Лучший отечественный хоррор-фильм года". На кинопремии авторы получили возможность проконсультироваться с несколькими авторитетными фигурами отечественного кинорынка, которые обозначили слабые стороны фильма.
В итоге было принято решение переснять фильм "с нуля". Сценарий был полностью переработан: за основу взяли только основную сюжетную линию. Персонажи были детально проработаны, сменилась большая часть актерского состава и оператор.
— Для меня "Проект: Панацея" — фактически детище. На съемки и работу над материалом ушло порядка трех лет. Снимали просто для себя, никто не думал, что фильм может попасть на широкий экран, — рассказал Георгий Саенко.
Кадр из фильма "Проект: Панацея". Фото: скриншот
Допремьерные и закрытые показы кинокартины "Проект: Панацея" состоялись во Владивостоке в начале 2014 года, сегодня фильм доступен для широкой публики на просторах Сети.
Создатели "Панацеи" работают над новым фильмом под названием "Синдром Каина", и несколько лет назад выпустили тизер. Как следует из странички хоррора в Facebook, съемки продолжаются до сих пор.
Еще одним местным кинооткрытием может стать приключенческий триллер "Смертельное желание" молодого режиссера Константина Селезнева. Сценарий к фильму Константин писал сам.
— Идея возникла из-за избытка насилия в обществе. Я очень переживаю, когда вижу публикации в СМИ о подобных преступлениях, и в один момент решил выплеснуть все свои переживания на бумагу, а теперь и на экран, — объяснил Селезнев.
Сюжет фильма рассказывает о молодом юноше, который после трагической смерти любимой девушки ставит перед собой цель выполнить параноидальную миссию. Но выполнение этой миссии идет в разрез с планами преступной группы, действующей в городе. Главный герой отважно принимает смертельный вызов.
Действие киноленты происходят в районах Владивостока, а также в поселке Заводском и на острове Русском. Съемки кинокартины завершились в 2015 году, в феврале этого года вышел трейлер, продолжается монтаж и озвучка.
Владивосток в российских сериалах
С тех пор, как наступила эра российских сериалов (примерно с конца 1990-х), ставки Владивостока в кино резко выросли. Столица Приморья часто упоминается или мелькает в сериальных хрониках. Это касается не только мыльных опер на современные темы, но и исторических многосерийных картин, а также экранизаций классических произведений.
Так, Владивосток появляется в сериале по роману Пастернака "Доктор Живаго" (2005), в сериале по роману Солженицына "В круге первом" (2006), в сериале по произведениям Варлама Шаламова "Завещание Ленина" (2007), а также в популярных сериалах "Папины дочки", "Счастливы вместе", "Курсанты" и других.
В 2009 году о Колчаке был снят сериал "Адмирал", где действие одной из серий происходит во Владивостоке. Известно, что в течение своей жизни Колчак не менее пяти раз посещал город, причем в ее ключевые моменты.
Сериал "Пираньи", снятый по заказу Роскомрыболовства о борьбе с браконьерами и рыбной мафией. Фото: скриншот видео
В том же году на экраны вышел сериал "Исаев", снятый по мотивам двух произведений Юлиана Семенова: "Бриллианты для диктатуры пролетариата" и "Пароль не нужен". Естественно, что часть действий сериала происходит в Ревеле, а часть – во Владивостоке. Но, к сожалению, в отличие от советских времен, когда фильм "Пароль не нужен" снимали на истинной натуре, в "Исаеве" в целях экономии Владивосток снимали в Севастополе. Это не прибавило популярности сериалу в стране и особенно в Приморье.
Нельзя не упомянуть сериал "Пираньи" (2011) производства продюсерского центра Сергея Жигунова. Это криминальный многосерийный фильм, снятый по заказу Роскомрыболовства о борьбе с браконьерами и рыбной мафией.
В каждой из серий рассказывается об операциях на Дальнем Востоке, в Астрахани, Мурманске и других. Одна из серий посвящена Владивостоку, главные роли в ней исполняют известные актеры Ирина Апексимова и Евгений Сидихин. В съемках также приняли участие местные артисты — одну из ролей в фильме исполнил режиссер Театра молодежи Сергей Руденок.
Приморские кинодеятели тоже снимали сериалы, ярким примером местной сериальной истории является "Спец" (2005). Его снял известный в криминальном мире Уссурийска как "спец", то есть специалист по автомобильным подставам, Виталий Демочка.
Сериал "Спец", Фото с места события из других источников. Автор фото: скриншот видео
— Мы знаем все это изнутри, — рассказывал в одном из интервью изданию The Washington Times Виталий Демочка на пике своей кинематографической популярности. — Мы просто решили показать нашу жизнь на экране.
Картина стала очень популярной, и по воскресеньям во время показа ее на одном из местных каналов жизнь в городе останавливалась. Однако производство фильма пришлось прекратить, так как 10 членов труппы были заключены в тюрьму по ряду преступлений, связанных со своей основной деятельностью.
Владивосток попал в сюжетную линию сериала "Мамочки", который вышел на телеканале СТС осенью 2015 года. В основе сюжета — история о женской дружбе и кардинальном преображении жизни после появления детей. Три неразлучные подруги проходят эти изменения и стараются не только сохранить дружбу, но и не потерять собственное "я".
В 13-й серии главный герой картины Роман по предложению друга собирается во Владивосток, чтобы отправиться в моря, но до города ему добраться так и не удается.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Владивосток в кино СССР: от "немых" корейцев и утопии для Сталина до социальной драмы 90-х