Жизнь с изнанки: чем живут бродяги Владивостока
Бывшие военные, бизнесмены, музыканты и строители учатся выживать на улице (ФОТО)
Есть в календаре совсем не праздничная дата - 2 октября обозначен как День бездомных. И, хотя многих из нас эта тема никак не касается, тем не менее каждый в своей жизни хоть раз сталкивался с попрошайками, бомжами или бродягами. У большинства людей они вызывают отвращение, у некоторых - жалость, в литературе их называют "отбросами общества". Но и в их среде жизнь кипит, имеются свои правила и обычаи, однако есть и те, кому удалось подняться со дна. Репортаж РИА PrimaMedia покажет изнанку жизни и расскажет о тех, кто сегодня пытается выжить на улицах Владивостока.
Нельзя сказать, что Владивосток - это город нищих и попрошаек. Тем не менее, за последние 20 лет в столице Приморья четко вырисовались границы обитания бродяг. Они кучкуются недалеко от продуктовых рынков (на Спортивной, Луговой, Второй Речке), потому что там можно поживиться чем-нибудь съестным или подсобить за пакет картошки. Бродяги в образе попрошаек облюбовали центр - именно в районе подземного перехода на Светланской, в районе остановки ДВГТУ, на Набережной спортивной гавани они могут монетизировать свой творческий потенциал. Обычно они в накладе не остаются, ведь человек по природе жалостлив.
Но героями этого репортажа стали как раз люди более незаметные, живущие в подвалах домов по соседству с нами. Среди них много бывших - инженеров, строителей, электриков. Встретились даже бывшие офицеры, бизнесмены и музыканты. Это те, кто просто живет на улице. Общество называет их бомжами, а благотворительные организации ежедневно пытаются накормить или помочь в адаптации и социализации.
Ешь, пей, молись!
- Кому добавки? Кто еще хочет горячего? Может, вам хлеба? – прорезают толпу голодных выкрики человека, стоящего на раздаче еды.
Десяток потрепанных жизнью людей принимает у волонтеров благотворительного проекта "Пища жизни" одноразовые тарелки с горячим супом. Кто-то берет с благодарностью, кто-то – потупив глаза. Радует то, что в толпе агрессивных нет.
Каждые вторник, пятницу и воскресенье неравнодушные молодые люди кормят бездомных, Фото с места события собственное. Автор фото: Виктория Антошина
Справка: Во Владивостоке проект "Пища жизни" появился 1 июня 2013 года. Каждые вторник, пятницу и воскресенье в 14.00 неравнодушные молодые люди кормят бездомных. Меню – самое непритязательное: овощной суп, бездрожжевой домашний хлеб и компот из сухофруктов.
Можно предположить, что волонтеры лишь усугубляют положение бездомных - бесплатная еда расслабляет людей, не мотивирует начать жизнь заново. Однако, руководитель владивостокской организации "Пища жизни" Степан Степанов уверен, что их деятельность идет на пользу бродягам.
- У бедного человека после того, как он поест, появляется желание измениться. Есть силы и настрой, чтобы начать искать работу, восстанавливать документы. У бродяг ум успокаивается - они сами об этом говорят, - рассказывает Степан, искренне веря в свое дело. – Когда человек голоден, ему здравые мысли просто в голову не лезут.
Вегетарианский наваристый суп, бездрожжевой домашний хлеб, компот – скромный, но сытный рацион бродяг, Фото с места события собственное. Автор фото: Виктория Антошина
В качестве положительного примера Степан привел человека, который смог изменить свою жизнь. Бывший бомж сумел выбраться из этой социальной ямы, начал работать и даже дорос до охранника супермаркета.
- Рассказывал, что восстановил потерянные в пьяном угаре документы, арендовал дом. Теперь за бесплатной едой он больше не ходит – сам себя кормит. У него был трезвый разум и сытый желудок, чтобы осознать, что нужно двигаться дальше. Понятно, что не у всех возникает желание менять свою жизнь. Но я продолжаю этим заниматься благодаря тому, что увидел, как смог измениться хотя бы один человек, - вспоминает Степан.
За время беседы к нам подошел пожилой человек в заношенной одежде. В одной руке – аккордеон, в другой – поводок с дворнягой-щенком. Впалые щеки свидетельствуют о том, что мужчина недоедает. Тем не менее, бомж не набросился на еду. Проходя мимо волонтеров, он с благодарной улыбкой кивнул, мол, спасибо. И только потом пошел за супом.
- Это бывший музыкант, хотя он и сейчас кормится за счет игры на аккордеоне. Живет в доме-вагончике возле трамвайного кольца, что за Главпочтамптом, - объяснил Степан. – Раньше он приходил просто поесть, теперь же стал помогать волонтерам.
Раздача еды проектом "Пища жизни", Фото с места события собственное. Автор фото: Виктория Антошина
Кстати, в районе ЖД вокзала памятное место для бродяг - здесь раньше кормили бездомных служители храма Успения Божией Матери. Они и сейчас раздают еду, правда, реже и по другим дням.
Кстати, благотворительный проект "Пища жизни" никакую финансовую или любую другую помощь от властей города или края не получает. Волонтерам, которые хотят и умеют помогать бездомным, просто нереально достучаться до бюрократов-чиновников. Единственные, кто идет на контакт с молодыми активистами, это специалисты Приморского центра социального обслуживания населения.
- У нас общие принципы и цели. Мы советуемся друг с другом, помогаем, но существуем друг от друга отдельно, - отметил Степан.
У бездомных можно встретить жалостливые, безразличные, тяжелые, всеобязывающие и горделивые взгляды, Фото с места события собственное. Автор фото: Виктория Антошина
О том, какая судьба постигла каждого бездомного, пожалуй, можно определить по глазам. Недаром говорят, что они – зеркало души. У одних взгляд гордый, даже агрессивный, у других – кроткий, будто извиняющийся, у третьих - пустой, как бутылка водки в руке.
Например, глаза бывшего афганца, который к нам подошел поговорить о жизни, выдавали в нем добродушно-нахальную натуру.
- Когда-то я закончил Дальневосточный политехнический институт. Потом шесть лет воевал в Афганистане. У меня есть трехкомнатная квартира, в которой мы живем с внучкой вдвоем. Кроме меня у нее никого нет, - рассказал свою историю "афганец" Юрий Кузьменко по прозвищу "Петрович", бодро уплетающий суп.
Пока доедал, поведал о себе все, что мог - и что дом есть, и деньги бывают, и пообедать приходит "просто на халяву".
- Когда деньги есть, я могу и в кафе отобедать. Но здесь иногда бывает так вкусно! Главное в жизни – разносторонняя пища. Одно и то же каждый день тебе быстро надоест, а хочется и борща, и каши манной, - нараспев говорит Юрий Петрович. И, столь же неожиданно как начал, заканчивает свой рассказ:
- Я вдовец, но в октябре женюсь. Мужчина в жизни должен успевать все, и уметь делать все, кроме как рожать.
Бездомные хлебают суп, Фото с места события собственное. Автор фото: Виктория Антошина
Бомжи под "бюджетным солнцем"
С такими людьми как Петрович серьезно работает социальный отдел "Приморского центра социального обслуживания населения", в частности – отделение срочной социальной помощи. Полномочий и возможностей у социального центра больше, чем у благотворительной организации "Пища жизни". Одна из главных задач - адаптация в обществе бездомных и бродяг, многие из которых – алкоголики и наркоманы.
Приморский центр социального обслуживания населения помогает наладить бомжам связи с родственниками, которых зачастую ищут сотрудники центра совместно с УФМС по всей России и ближнему зарубежью. Ведь многие их подопечные либо ничего и никого не помнят из-за травм, полученных по пьянке, либо связно говорить не могут из-за алкогольной интоксикации.
Центр социального обслуживания также дает бездомным одежду, питание, многих пытаются трудоустроить, кому-то обеспечить крышу над головой. Обычно всех направляют в дома-интернаты, но без определенного набора документов даже эти заведения не принимают.
- Мы восстанавливаем бездомным документы, которые они либо пропили, либо потеряли. А это целый пакет: паспорт, пенсионное свидетельство, ИНН. Кроме того, при необходимости мы оформляем им инвалидность и добиваемся положенных льгот. На процедуру восстановления всех документов уходит почти год. Кроме того, мы даем им временную регистрацию, тогда у них есть шанс устроиться на работу, - сообщил заместитель директора центра социального обслуживания по ВГО Александр Чернышов.
Заместитель директора центра социального обслуживания по ВГО Александр Чернышов, Фото с места события собственное. Автор фото: Виктория Антошина
А бездомных, которым необходима более полная адаптация и социализация, отправляют в Шкотовский район. Там, в селе Романовка, есть Центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства, рассчитанный на 50 человек. Путевки в это спецучреждение выдает департамент труда и социального развития по Приморскому краю.
- Мы отправляем в центр людей, которые в связи с возрастом или по состоянию здоровья не могут обслуживать и обеспечивать себя самостоятельно. На данный момент центр заполнен под "завязку", еще 12 человек находятся в очереди на заселение, - рассказала начальник отдела организации соцобслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов департамента труда и социального развития Приморского края Елена Ничипорук.
На питание, проживание, медицинское обслуживание, восстановление документов и родственных связей тратится около 32 тысяч рублей в месяц, с учетом зарплаты персонала и оплаты коммунальных услуг учреждения.
- Часто к нам обращаются жители с просьбой разобраться с мешающим им бездомным человеком, убедить его поменять образ жизни. Нам важно не просто убрать человека с улицы, а оказать ему реальную помощь. Ведь многие после шкотовского центра возвращаются к старому образу жизни, несмотря на то, что их подготовили к нормальной жизни, - отме6чает собеседница агентства.
Хотя после адаптации в этом "релакс-центре" для бомжей, бездомные инвалиды могут поселиться в специальных домах-интернатах, которых в Приморье 16 штук. Они могут принять в общей сложности на 4175 человек. Но в них просто так не попадешь - огромные очереди, и ожидать своего места под "бюджетным солнцем" можно 3-4 месяца.
А до этого бездомным предоставляют приют разные благотворительные организации, с которыми сотрудничает департамент труда и соцразвития Приморского края.
Сопка "Гордыни"
Как правило, все благотворительные приюты для бомжей похожи на религиозные общины. Благотворительный центр "Росток" - один из христианских приютов. Его сооснователь – Алексей Филатов, профессиональный художник-живописец, сначала помогал в реабилитационных центрах алкоголикам и наркоманам. Потом понял, что помогать людям избавиться от зависимостей легче, чем от плохого образа жизни.
- С 2008 года мы помогаем бродягам. Они совсем не похожи на наркоманов и алкоголиков – это такой странный народ. Мне кажется, основная причина того, что они оказываются на улице – их гордость, - предполагает Алексей. - Некоторые из них имеют высшее образование: к таким вообще трудно найти подход. Такие они важные, ничего в жизни не имеют, но очень важные.
Приют для "бомжиков" располагается на одной из сопок города, Фото с места события собственное. Автор фото: Виктория Антошина
Приют для бездомных располагается на одной из сопок города. Высота, которую надо преодолеть, символизирует не только физический подъем, но и духовный.
На самом верху стоят два обветшалых дома: верхний и нижний. В одном живут 15 человек, в другом - 31.
- Мы никого не выгоняем, поэтому наш приют превращается в безразмерный. Зимой особенно тесно. Они приходят обмороженные, больные. Или к нам бомжа привозят, а это овощ, труп почти. Зимой ампутировали ему ноги в больнице, подлечили - и все, надо выгонять. В больницах же ограниченный срок пребывания. Скорая помощь не звонит нам и не спрашивает, есть ли у нас места – они просто привозят к нам людей и оставляют под нашим домом, - с долей безысходности в голосе вспоминает Алексей.
В тесных домах – десятки спальных мест: тут любому достанется если не кровать, то матрац уж точно. Несмотря на такое количество людей, в домах чисто и опрятно.
В тесных домах, почти бараках – десятки спальных мест: тут любому достанется если не кровать, то матрац уж точно, Фото с места события собственное. Автор фото: Виктория Антошина
У руководителей приюта принципиальная позиция - для людей трудоспособных пребывание в приюте ограничено.
- Адаптировался, привел себя в порядок за шесть или девять месяцев – иди устраивайся на работу, живи. Мы можем предложить только какую-нибудь простую работу: дворником, например, или грузчиком. На первое время и это станет хорошим шансом встать на ноги. Но этот вариант, скорее, исключение. В 70% случаев бездомный – это инвалид. Эти люди практически не способны реабилитироваться. Часть из них мы стараемся определить в дома-интернаты, которые их содержат годами, - рассказал собеседник агентства.
Живет благотворительный приют лишь на пожертвования верующих людей и на доход от заработка самих бомжей-работяг - он составляет около 1%.
У руководителей приюта принципиальная позиция - для людей трудоспособных пребывание в приюте ограничено, Фото с места события собственное. Автор фото: Виктория Антошина
- Несмотря на то, что "Росток" является религиозной организацией, мы не требуем от наших постояльцев принять веру. У нас существуют определенные требования и распорядок дня, однако верить в бога никто не заставляет, - уверяет руководитель центра.
За распорядком же дня старший по дому следит с особым рвением.
- Эти люди противятся, считая, что они вправе жить, как хочется, сами могут бросить употреблять алкоголь, наркотики, но на самом деле они ничего не могут, - считает Алексей.
Приют на сопке – это целое поселение людей, гордыней сброшенных на самое дно жизни, Фото с места события собственное. Автор фото: Виктория Антошина
Жилец приюта "Росток" 44-летний Дмитрий Иванов в наркотическом опьянении попал в страшное ДТП. Собирали по кусочкам, пришлось даже делать трепанацию черепа. Теперь он плохо видит, а руки потеряли прежнюю ловкость. Теперь он вот уже девять месяцев проживает на этой сопке. Несмотря на инвалидность, мечтает устроиться на работу, а пока помогает в приюте как волонтер.
- Я пил, кололся, воровал и даже успел посидеть на зоне: жизнь была бурная. Потом что-то щелкнуло в голове, пришел сюда, чтобы изменить свою никчемную жизнь, стать другим человеком. Здесь почему-то не тянет ни на выпивку, ни на другой какой грех. Сейчас хочется делать что-то доброе, помогать. От этого становится радостно. Такого ощущения не было раньше ни в наркотиках, ни в алкоголе. Была 5-минутная эйфория, но такого ощущения – никогда. И теперь я чаще стал вспоминать семью. Это вам покажется нереальным, но у меня была жена, есть дочка, с которой я теперь поддерживаю связь, - ударился в воспоминания бездомный.
Лишь в 3-5% случаев люди с тяжелой судьбой находят, примиряются со своими родственникам и возвращаются в семью, Фото с места события собственное. Автор фото: Виктория Антошина
Кстати, по данным статистики, бомжи редко примиряются со своими родственниками и возвращаются в семью - всего в 3-5% случаев.
Хотя бы успеть помыть...
- Я не знаю, кому больше везет: тем, кому за 40, и они еще живы, или тем, кто еще молод, но уже умирает физически и духовно, - рассуждает Алексей. - Два года назад нам привезли двух парней, им было по 30 лет. Мы их успели подстричь, помыть – привести в порядок. Один умер через два дня, другой - через четыре. У них был цирроз печени и никто не успел бы им уже помочь.
Бомж – это существо неопределенного возраста и неопределенного пола, Фото с места события собственное. Автор фото: Виктория Антошина
Молодежь обычно в стенах приюта надолго не задерживается. Люди приходят в себя, трезвеют и вновь уходят. Примерно 40% встает на путь исправления, а 60% возвращается на улицы.
Именно эти 60% в ближайшем будущем окажутся немного в другой организации - в приюте-хосписе "Путь к свободе". Там находятся самые безнадежные, которым уже никто не сможет помочь - ни государство, ни религиозные организации. В последний приют направляют самых тяжелых, оставшихся в полном одиночестве. Там они и умирают под присмотром волонтеров.
Для тех, у кого до последнего вздоха сохраняется чувство безмерной гордыни, существует приют-хоспис "Путь к свободе", Фото с места события собственное. Автор фото: Виктория Антошина
клинический психолог, заведующая центром психотерапии и медико-социальной помощи клинико-диагностического центра Владивостока
Автор фото: РИА PrimaMedia
Есть ряд причин, событий, которые приводят человека к такому образу жизни. Работу теряют многие, но не все становятся впоследствии иждивенцами. Кто-то встанет и пойдет дальше, а кто-то, не увидев другого выхода, адаптируется именно к улице.
Я думаю, что они испытывают не столько гордость, сколько в них присутствует гордыня. А еще потребительское отношение – легко, когда ответственность постоянно лежит на ком-то другом. Среди них есть глубоко асоциальные, деградировавшие, спившиеся люди. У таких личностей происходят грубые процессы в мозгу – нервные клетки разрушаются под воздействием регулярного употребления определенных веществ. Человек не всегда может отдать адекватный отчет своим действиям, правильно воспринять реальность. Свойство человеческой психики таково, что он может адаптироваться к любой ситуации и, если более полугода человек живет на улице, значит, произошла та самая адаптация и выдернуть его из этого образа жизни уже тяжело.
Можно предположить, что человек свободолюбив. Но не обязательно жить на улице, чтобы чувствовать себя свободным - это абсолютно не связанные вещи. Может быть здесь есть какой-то ореол романтики. Как Диоген, который жил в бочке и единственное пожелание у него было к Македонскому: "Уйди, ты мне загораживаешь солнце". Но таких в современной жизни, скорее всего, небольшой процент.