С 1 января запрещено: новая жесткая норма ЖКХ для жильцов квартир
03:11
Владивостокский проект "Мой тренер - мой наставник" признан лучшим в России
29 декабря, 20:07
Новые правила назначения надбавок к пенсии с 2025 года – для всех, у кого стаж от 30 лет
29 декабря, 19:11
Мошенники атакуют: в Приморье мужчина потерял 1,3 млн, следуя "инструкциям спецслужб"
29 декабря, 18:30
Итоги года: Владивостокская ТЭЦ-2
29 декабря, 18:30
Нищета Тельцов, сделка Дев и истерия Рыб: подробный гороскоп на 30 декабря
29 декабря, 18:30
Десятка, Двойка, Шестерка - пикантный прогноз Кубков на новую любовь в 2025 году
29 декабря, 18:00
В Приморье в городе президентского внимания делают дизайн-код
29 декабря, 17:34
Буйный прилив купюр: как войти в Новый год Козерогам, Водолеям и Рыбам - расклад
29 декабря, 17:30
Ресторан "Тесто" — горячо, тепло и с любовью
29 декабря, 16:48
Итоги года: Приморский филиал "Ростелекома"
29 декабря, 16:31
ТОП недели от ИА PrimaMedia: горнолыжные базы, безумие цен, самая дорогая "птичка" и КРТ
29 декабря, 16:30
В России запускается реестр работодателей, практикующих нелегальную занятость
29 декабря, 15:54
Власти Приморья выделили 70 млн рублей на покупку новых дорожных камер
29 декабря, 15:30
Итоги года: "Владивостокский морской торговый порт"
29 декабря, 14:44

Реальные доходы населения Приморья снизятся в 2015 году на треть - Евгений Бочаров

Депутат ЗС ПК рассказал о ситуации в бюджетной сфере и экономике (ВИДЕО)
18 декабря 2014, 16:50 Бизнес
Депутат ЗС ПК Евгений Бочаров РИА PrimaMedia
Депутат ЗС ПК Евгений Бочаров
Фото: РИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Реальные доходы жителей Приморского края в 2015 году снизятся на треть. Рост цен в регионе уже составил от 13 до 30% на отдельные виды товаров, в то время как в краевом бюджете предусмотрена индексация зарплат на уровне 5,1%. В то время как уже сегодня по заявлениям Центробанка ясно, что инфляция в текущем году составит минимум 10%. Об этом в интервью РИА PrimaMedia рассказал член комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам Законодательного собрания, депутат фракции КПРФ Евгений Бочаров. Парламентарий объяснил, что происходит в бюджетной сфере и экономике региона.

- Евгений Валентинович, состоялось заседание ЗС ПК, на котором главном вопросом стало принятие бюджета на 2015 год и плановые период 2016-2017 гг. Власти сделали то, что изначально озвучивали и вы – увеличили дефицит. Собственно говоря, расскажите об основных параметрах и довольны ли вы бюджетом? 

- Бюджетом мы недовольны. Это не ежеминутная позиция КПРФ, что КПРФ недовольна бюджетом. Реалии таковы, что бюджет 2015 года в тех условиях, в которых сегодня находится и российская экономика, и экономика края, не может удовлетворять не только депутатов, но и никого из жителей Приморья. Почему? Действительно, в бюджете есть незначительное увеличение доходной части. Но мы полагаем, что доходную часть бюджета можно было увеличить. Полагаем, что неправильно посчитан фонд оплаты труда, потому что, по данным приморского краевого управления статистики, у нас средняя зарплата по итогам года составит даже более 33 тысяч. И с учетом 1 млн работающих, фонд оплаты труда по расчетам краевой администрации занижен, на мой взгляд минимум на 80 млрд рублей. Что, соответственно, позволило бы дополнительно увеличить доходную часть бюджета за счет налога на доходы физических лиц минимум на 8-10 млрд рублей.

Вместо этого мы опять увеличиваем дефицит. Процесс увеличения дефицита не является таким уж болезненным, это нормальное явления для бюджета. Но когда мы заранее закладываем дефицит и не работаем над увеличением собственной налоговой базы, думаю, что это неправильно. Что касается расходной части бюджета, мы полагаем, что нельзя делать из бюджета документ латания дыр. Край должен развиваться, должен идти вперед.

К моему большому сожалению, за период со второго квартала 2012 года, когда Владимир Миклушевский вступил в должность губернатора, все основные показатели, связанные и с экономикой, и с демографической политикой в крае, и миграционной политикой, снизились. Это все можно проследить на сайте приморского управления статистики.

Если сегодня говорить о расходной части бюджета, то, в первую очередь, тревожит снижение расходов на сельское хозяйство по сравнению с прошлым годом почти на 400 млн рублей. В условиях тех санкций, в которых мы находимся сегодня, я считаю, что это неправильно.

Мы должны поддерживать своего производителя, мы должны обеспечить нормальное сельскохозяйственное производство на территории края. А это невозможно без дополнительных капиталовложений. Это просто повезло Приморью и России, что Китай не ввел никакие санкции, а то мы уже точно сидели бы на голодном пайке.

Поэтому, я полагаю, это колоссальная ошибка. Второй момент, который не может не тревожить – снижение расходов на сферу ЖКХ. В сравнении с прошлым годом идет уменьшение почти на 1,5 млрд. Если рассмотреть, что в контексте расходной части увеличиваются расходы на закупку топлива, на компенсацию для "Примтеплоэнерго" тех расходов, которые связаны с увеличением расходов на топливо, то по сути больше чем на 2 млрд уменьшается.

- А какие здесь направления по ЖКХ недополучают? Где сокращение произошло?

- Сокращение произошло везде, но самое большое – в сфере коммунального хозяйства. То есть это ремонт домов, сетей, теплосетей, водопроводных сетей. Многие могут сказать, что создали фонд реформирования ЖКХ, который возьмет на себя эту функцию. Но, к сожалению, фонд реформирования ЖКХ, региональный оператор, он эти функции в отдельных муниципальных образованиях не выполняет. Могу привести пример по Фокино. Изначально планировалось, что город получит на 2015 год 71 млн рублей, который фонд ему соберет. В итоге фонд ему выделяет всего 26 млн рублей. Такая же ситуация наверняка во многих муниципальных образованиях, потому что когда с главами говоришь, они в полном недоумении, как проводить реформирование жилищно-коммунального комплекса без каких-либо финансовых средств. Серьезно коснулось сокращение сферы здравоохранения – больше чем на 2 млрд. Вопрос спорный, так как многие говорят, что мы еще не знаем какими будут параметры федерального бюджета, какие придут деньги из федерального центра к нам. Но даже по местным региональным тратам минимум 700 млн недополучает сфера здравоохранения в 2015 году. Вызывает вопросы снижение расходов на массовый спорт.

- Владимир Путин во время недавнего визита в Приморье сказал же, что нужно развивать массовый спорт…

- У нас по-прежнему выделяются деньги на спортивные клубы. Не знаю насколько это нужно. У них, на мой взгляд, достаточно спонсоров, чтобы обойтись без привлечения финансов со стороны края. Но идет снижение на 150 млн рублей на массовый спорт. И самое главное – тенденция не меняется. Ежегодно в проекте бюджета финансирование массового спорта уменьшается минимум на 100 млн. С таким подходом, о каком здоровом поколении или приобщении нации к спорту можно говорить?

Что положительного в бюджете есть? Увеличены расходы на социальную политику и социальную поддержку граждан на 2 млрд рублей. В первую очередь, я связываю здесь увеличение с теми деньгами, которые пойдут на компенсации "Примтеплоэнерго" в виде социальных выплат каждому гражданину, которые начисляются в период прохождения отопительного сезона.

Что не учтено в бюджете? Я выступал по этому поводу на заседании ЗС ПК. 

Мы почему-то уходим от проблемы индексации заработной платы и индексации размера тех пособий, которые государство выплачивает, в том числе, на поддержку детей. Уже сегодня ясно по заявлениям Центробанка, что инфляция составит минимум 10% в текущем году. Чтобы реальные доходы граждан не упали, мы должны провести и индексацию заработных плат и размера пособий минимум в 12-15%.

Но, тем не менее, в проекте бюджета предусмотрено всего 5,1%. Если взять, что рост цент в крае уже составил от 13 до 30 % на отдельные виды продуктов, то я полагаю, что реальные доходы населения в сравнении с 2014 годом в 2015 году снизятся на треть, а, возможно, и больше. Мы не знаем тех тенденций, которые будут происходить в экономике и России, и края в 2015 году. Далее я полагаю, что бюджет все-таки не является именно тем социально ориентированным, о котором сегодня говорят. Потому, что именно социальная сфера у нас недополучает максимум того, что только можно недополучить. За долгие годы впервые мы заканчиваем 2014 год с довольно внушительным дефицитом бюджета. Нельзя сказать точную сумму…

- Порядка 10 млрд?

- Нет, с учетом переходящих чистый дефицит не будет более 3-4 млрд рублей, но такого тоже не было никогда. Ранее у нас бюджеты были с профицитным исполнением с учетом переходящих остатков, но почему-то всегда урезалась социальная сфера. И, конечно, основная проблематика – край никак не нацелен на развитие экономики. Уже сегодня наконец-то у нас премьер-министр созрел для того, что нужно уходить с нефтяной иглы, от нефтяной зависимости. И президент то же самое озвучил. Поэтому без улучшения реального сектора экономики нам не светит абсолютно никакого движения вперед. А край будет падать и дальше в эту пропасть, пока не достигнет дна. Поэтому 2015 год будет очень тяжелый в вопросах бюджетной политики, а 2016 пока еще трудно даже спрогнозировать.

- Вы затронули вопрос по фонду оплаты труда, с тем, что там не заложена реальная сумма. Из расчета, который вы проводили, какой станет в следующем году средняя заработная плата?

- Не могу сказать, какой она станет. Но могу сказать, что, исходя из того фонда оплаты труда (257 млрд рублей), который представлен краевой администрацией, из расчета, что у нас по экономике работает в крае почти 1 млн человек, то средняя зарплата не превысит 22 тысячи рублей. Я на заседании ЗС ПК об этом сказал. Мы должны признать: или мы снижаем зарплату, или у нас неправильно управление статистики выставляет статистическую отчетность. Но не думаю, что там сидят непрофессионалы. 

- Какова реакция со стороны администрации? 

- Сегодня промолчали. Хотя не нужно быть математиком, чтобы умножить 33 тысячи на 1 млн и разделить на 12 месяцев и понять, сколько будет месячный фонд оплаты труда. 

- В следующем году планируется взять кредиты у коммерческих банков на покрытие дефицита. Банки ставки не завышают сейчас? 

- Брать кредит в условиях, когда рубль подешевел до максимума за последние 6-7 лет, я считаю, неоправданно. Банки сегодня под дешевые проценты никому ничего не дают. Планируется заимствование 4,6 млрд рублей у банков. Пока это только 4,6 млрд. Конечно брать их под такие проценты, под которые их дают банки даже бюджету Приморья, невыгодно. Нужно посчитать, сколько мы будет только процентами платить. Я считаю, что нужно жить по средствам. Нужна жесткая экономия бюджетных средств и жесткий контроль за их использованием, чего сегодня, к сожалению, в Приморье не наблюдается.

- Затронули животрепещущий момент по региональному оператору по капремонту. Неоднократно к нам поступали обращения, что люди либо не могут оплатить квитанции, либо с них взимают комиссию, либо что-то еще. В вашем округе обращаются жители по таким проблемам, и как решаете вопрос?

- Я бы отметил, что у нас вообще слабая информация в вопросах действий этого регионального оператора. Ведь о законе, который принимали в свое время в Приморье, и который сейчас определяет деятельность регионального оператора, формирование счетов, люди просто не знают.

Я такой же житель и живу в обычном доме. И не так давно меня соседи попросили прийти разъяснить это все. Разъяснил, и люди поняли. Но у нас сегодня что? Граждане могут сами решить – поступают все деньги на счет регионально оператора, или же дом проводит общее собрание и принимает решение, что будет отдельный специальный счет этого дома. Но опять же в законе написана очень интересная фраза, что владельцем этого счета будет ве равно региональный оператор.

Оговорюсь, что мы одними из первых принимали этот закон, и много есть вопросов, которые мы будем урегулировать. Например, ТСЖ. Если дом имеет 30 квартир, то дом может быть владельцем счета. А если более 30 квартир, то владельцем счета может быть региональный оператор. Парадокс. Хорошо, на мой взгляд, хоть УК пока в стороне и не могут быть владельцами счетов, потому что представляю, сколько желающих было бы создать новую "управляйку" с фондом уставным 10 тысяч рублей и получить миллионы на счета.

Насколько будет эффективной программа регионального оператора, я пока не берусь судить. Но вот пример собственного дома. Наш дом включен в программу 2037 году. Люди, которым сейчас 60-70 лет, даже близко не увидят этого капремонта. Поэтому они не понимают, за что сейчас платят деньги…

Ни для кого не является секретом, что ежегодно будет повышение с 1 кв метра: если сейчас 6,57 рублей, то в 2016 году это уже будет 8,5 рублей.

Возникают вопросы, куда будут направлены эти деньги, если сейчас ситуация в муниципальных образованиях складывается такая, что не получают муниципалитеты тех денег, которые собирают. 

- Можно вернуться к бюджету. Дефицит в следующем году получается ставит 7 млрд 230 млн рублей.

- Это пока.

- В чем и вопрос. Почему так часто меняются параметры бюджета и дефицит в частности?

- Бюджет мы рассматриваем, по сути, каждое заседание. Редко когда мы не рассматриваем в каком-то месяце бюджет. В этом году, по-моему, девять раз уточняли бюджет. В этом нет ничего страшного. Это рабочий документ, с которым нужно работать, нужно перераспределять. Но я бы вот на чем акцентировал внимание: не нужно искусственно создавать дефицит бюджета. Нужно отслеживать программное исполнение. У нас сформировано сегодня 17 госпрограмм, которые действуют на территории края.

Если все мероприятия известны, то необходимо отслеживать, как они исполняются. У нас в крае создан департамент финансового контроля. Совсем недавно. Я задал вопрос: что он наконтролировал? Сколько денег не сгорело или условно мы сэкономили от деятельности этого департамента? Если он просто как статистический орган раз в квартал собирает информацию, а на фоне его анализа никаких действий не принимается, то зачем такой департамент нужен? Лишние траты. Что касается самого дефицита бюджета, еще раз повторюсь, что ничего тут страшного нет. Самое главное – должен быть учет и контроль. То есть опять к ленинским принципам пришли. Другого ничего нет. Поэтому я вижу только такую жесткую учетную политику, которая проводилась в крае. Мне непонятно, почему она очень сильно изменилась в течение последних полугода. Но ведь была действительно жесткая бюджетная политика.

- С чем это может быть связано?

- Много причин. Может быть, смена первых вице-губернаторов, которые отвечают за бюджет, повлияла. Может ряд еще каких-то факторов. Об этом можно говорить тогда, когда мы увидим четкое исполнение бюджета 2014 года. Сегодня были изменения в бюджет 2014 года. И из года в год у нас одни и те же департаменты не в состоянии освоить одни и те же средства. А для чего мы держим директоров этих департаментов? Если человек не может осваивать бюджетные средства, значит, на следующий год ему их нужно урезать в том объеме, в котором он их не освоил. Или менять директора департамента. А когда у нас просто меняются директора, и никто не несет за это никакой ответственности, это тоже неправильно.

- Градостроительство, например.

- И градостроительство, и дорожный департамент. Пример приведу. ЗС ПК приняло решение об увеличении транспортного налога в 1,5 раза. Кстати, не так как в СМИ многих освещается, что это ни коснется подавляющей части жителей Приморья. Машины до 100 л/с здесь у единиц. А все остальное увеличивается, действительно, в 1,5 раза. Дает прибавку в бюджет в 450 млн рублей. Я задаю вопрос: зачем нам увеличение дорожного фонда на 450 млн, если в этом году 511 млн рублей оказалось не освоено? В следующем году их 1 млрд окажется не освоенным. Поэтому нужна жесткая позиция к освоению бюджета.

- А не осваивают почему? У нас дороги ремонтировать не нужно?

- То, что происходит с нашими дорогами после последнего снегопада, это вообще нонсенс. Я такого не помню ни в один год своего проживания в крае, когда 10 дней прошло, а дороги не чищены.

За Владивосток выезжаешь, и картина абсолютно другая. В городе центральные дороги чище, но за пределами города они не чищены вообще.

Как в известной песне: "Не плачьте люди, скоро лето. Все растает". А летом будут обещать, зима наступит и все выровняется. Дороги нужно ремонтировать, но дело в другом. Те копейки, которые выделяются из дорожного фонда бюджета муниципальных образований, сегодня не способны решить проблему ни в одном муниципальном образовании. Поэтому от фракции я предлагал внести изменения и часть транспортного налога оставлять на территории муниципальных образований. Чтобы людям было понятно, за что мы платим деньги. Дороги не делаются. А сегодня, во-первых, копейки идут на дороги, и даже в этих копейках софинансирование идет 30 на 70%. Не каждое муниципальное образование сегодня способно софинансировать государственную программу. Последние реализуются очень и очень плохо на территории края.

- Поднимался вопрос о качестве дорожного полотна. Поступало от депутатов предложение увеличить гарантийный срок при заключении договора с подрядчиком. Насколько это перспективно и пойдут ли подрядчики на такие условия?

- Дело в том, что все зависит от подрядчика. Если подряды распределяются между своими, то никто никогда ни на что не пойдет. А точнее им будет все равно, потому что деньги освоили, и все – конторы нет. Мы можем и 10 лет гарантии поставить, и 20 и 50, а нет предприятия. Оно уходит с рынка после того, как выполнило те или иные работы, чтобы не нести ответственности.

Здесь принципиально важен подход к тому, что должна быть ответственность у должностных лиц. Я имею ввиду директора департамента дорожного хозяйства, директора "Примавтодора", потому что он сегодня один и не может выполнить все эти работы, у него просто нет мощности. Он вынужден заключать договоры с какими-то подрядчиками. Вот они должны нести ответственность. Причем персональную. А у нас что? За последние полгода поменялось… Сейчас третий директор департамента дорожного хозяйства. Дороги от этого, что ли, лучше стали? 

- Вопрос по налоговым моментам. Не так давно ЗС ПК со скрипом приняло закон об обнулении налоговых ставок для так называемых гринфилдов. Помню, что трижды переголосовывали. И губернатор потом пришел на заседании лично. Проголосовали, время прошло, и буквально в прошлом месяце во Владивостоке провел совещание полпред президента в ДФО Юрий Трутнев и сказал, что почему-то на ДВ эти льготы так и не заработали. Есть такая проблема по всем регионам. В чем проблема в Приморье?

- Мы изначально предупреждали, что это мертворожденный ребенок. Нельзя одними обнулениями налогов привлечь серьезного инвестора. Он должен видеть инвестиционный климат, привлекательность для своего бизнеса. Мы же этих инвесторов не ищем. Пытаемся что-то охватить необъятное, по итогу ничего. Правильно заметили, что принят закон – 150 млн в течение года инвестор вкладывает и налог на прибыль обнуляется, и налог на имущество размере 0%. Эту сумму мы уменьшим до 50 млн. У меня вопрос возникает, какое серьезное производство с высокотехнологичными рабочими местами, что подразумевает именно закон, можно организовать сейчас за 50 млн рублей?

- А за сколько можно?

- Я еще тогда говорил, что минимум 300 млн должны привлекать, когда доллар был в два раза ниже. А что можно создать за 50 млн рублей? Мы должны создавать предприятия, которые действительно обеспечат рабочими местами людей. У нас же в законе нет механизма отслеживания работы этого предприятия. Что толку, что создаст он завтра за 50 млн это предприятие и будет прогонять через него просто свои прибыли с других предприятий. Эта схема нормально работает, мне в Москве рассказали как это делается, все элементарно.

Если мы для этого создаем предприятия, то это одно. Но край от этого ничего не получит. Второе, что меня смущало и смущает, особенно на 50 млн. Я буду об этом говорить. Мы убиваем своего производителя, который есть. Мы предлагали – я вносил эти поправки, губернатор их отклонил – предоставить своему действующему бизнесу предложить такие же льготы. Вкладывайте такие же деньги. Причем мы конкретно оговаривали условия о создании не менее тысячи рабочих мест с зарплатой средней по экономике. Создал – получай такие же налоговые льготы. Предприятие работает, не платит налоги, создает новые рабочие места, а сэкономленные на налогах средства пускает дальше на развитие. И такое предприятие уже никуда не уйдет с этого рынка. А сегодня, если мы принимаем и примем такие законы о снижении до 50 млн, то убиваем своего производителя. Берем условно сельхозпроизводителя. Приходит китаец, вкладывает 50 млн, у него налогов никаких. Он опускает цены на сельхозпродукцию, а тот, кто работал годами-десятилетиями, просто будет обанкрочен, потому что он не сможет поддерживать ценовую политику, как тот предприниматель, который не имеет налогового обложения.

- Как-то учесть можно будет это, если сейчас вернулись к рассмотрению этого проекта? 

- Голосуют депутаты. Причем все и все понимают. Но голосуют не всегда так, как понимают. Думаю, все поняли, о каких депутатах я веду речь. Сама идея неплохая, но с инвестором надо работать. Не так, что ты придешь и вложишь. Вот сейчас у нас строится интересный проект в Надеждинском районе, пока это проект – Сухой порт. Экономика где? Ну, будет мы получать налоги от земли в перспективе, НДФЛ, а производства то нет. Мы сегодня доживаем, кто бы что ни говорил, на советских мощностях, на всем том, что было заложено в далекие годы индустриализации, развивалось в "эпоху застоя". Если б не это, мы бы сегодня на ногах бы не стояли. Предприятий то нет, по сути. Промышленности на территории края нет.

- Там же планируется создание и ТОРов…

- Что касается ТОРов, то все услышали очень мутное слово – ТОР: территория опережающего развития. У нас создание ТОРов переходит в плоскость того, о чем мы с вами ранее говорили – обнулить налоги и станет жить хорошо. Да с какой бы радости! Ведь нет никого, кто туда приходит, чтобы эту территорию развивать. Самая главная проблема в крае в том, что в крае нет стратегии развития.

Я помню, в 2012 году губернатор представлял программу социально-экономического развития Приморья, за которую, кстати, заплатили 80 млн рублей. 20 ученых ее писало. Уже тогда было понятно, что это не осуществимо. С таким же успехом можно было собрать всех глав муниципальных образований, спросить, что ты хочешь сделать на территории и сделать это абсолютно бесплатно. Где эта программа, почему она не реализуется? Она не плохая, просто она неисполнима.

 Нужно делать реальную программу стратегического развития края на 20 лет. У нас же что? Мы принимаем бюджет каждый год с перспективой на два года вперед. Если сейчас посмотреть на исполнение бюджета 2014 года и на то, что предлагали нам принять в 2012 году, то это небо и земля. Когда погрешность по цифрам, извините, в 30-40 млрд… Кто готовит эти документы? Отсюда и планирование не идет. Была система в СССР – госплан. Но там все сходилось. А у нас я посмотрел бюджет 2015 года, сравнил цифры, которые представляли, сейчас 82 млрд, а когда мы принимали бюджет 2014 года, было 52 млрд. 30 млрд за год откуда взялось? Вот так у нас всегда.

- У нас есть объекты, которые все строятся и строятся, еще с саммита. А бюджет на них все выделяет и выделяет средства, где-то гарантии. Но вроде бы обещают, что 1 января 2015 года первый "Хаятт" запустят, хотя должны были еще в 2012 году запустить. Доколе? Что-нибудь в следующем году планируется закладывать на те же "Хаятты" или опять внезапно всплывет?

- "Хаятт" как и любой другой недостроенный объект саммита… Мы из 63 объектов саммита которые планировались на момент окончания саммита закончили что-то около 25 или 27. Что касается "Хаяттов", то тоже самое. Не "какого декабря будем ленточку резать" нужно спрашивать, а декабря какого года. Потому что это действительно долгострой, который перерос уже все возможные временные рамки. Я это связываю не с тем, что его построить не могут….

- А с тем, что там президент пока не побывал?

- Знаете, у президента много таких "Хаяттов" по стране. Идет нормальная борьба группировок за бюджетный пирог, так скажем. Что никто не знал, что у нас океанариум два года не запущен? Все знали, однако дело уголовное было запущено только после того, как президент приехал. Так что президент должен теперь по всем объектам саммита ездить, чтобы уголовные дела возбуждать? Для этого у нас есть соответствующие органы, которые должны эти проверки проводить. Что касается "Хаяттов", я думаю, что выделения будут на следующий год. Почему не в этом году? Потому что столько уже выделили денег, что даже депутаты от "Единой России" уже не голосовали бы за выделение денег на достройку "Хаяттов". Насколько эффективно эти деньги потрачены? На мой взгляд, слишком дорогие уж эти гостиницы. Столько доходов в бюджет края от продажи они не принесут. Их никто не купит за те деньги, чтобы оправдать то, что туда вложено.

- Особенно в условиях кризиса.

- Конечно, кому они нужны.

17456
43
7