Труднопредсказуемые сейчас изменения могут произойти в российской экономике к концу 2015 года, считает первый вице-президент ГК "В-Лазер" Сергей Митрофанов. По мнению эксперта, макроэкономическая ситуация так или иначе принудить приморцев начать жить по средствам, перейдя на адекватный уровень употребления, однако стремление сохранить "докризисные" привычки и траты все еще очень сильно у населения региона. РИА PrimaMedia публикует оценку-прогноз Сергея Митрофанова, подготовленный специально для информационного агентства.
- Сейчас появятся такие эффекты, которые заставят нас к концу года проснуться в совсем другой экономике. И предсказать эту "другую экономику" очень сложно. Например, вы заметили, что у нас в начале года очень необычно опустели улицы Владивостока, и пробок почти не стало? Был период в полтора месяца, когда не только во Владивостоке, но и в Москве ослабли пробки. И одновременно - если вы посмотрите по индексу цен на бензин - этот бензин радостно пошел вверх. АЗС попробовали поднять цены - и сразу снизился спрос.
Бензин - это просто наглядный пример.
Но вы обратите внимание - некоторые цены просто невозможно поднимать.
Например, у нас в сети средний индекс цен поднялся очень резко в декабре 2014 года, а сейчас у нас цены ноября. То есть мы цены прогнали на 40% вверх, а потом - на 30% вниз.
Но, в принципе, люди откажутся от некоторых вещей. Например, я думаю, уменьшится поток по зарубежным путевкам на Бали, Пхукет, и в значительной степени для того, чтобы здесь поддержать потребление на привычном уровне. Вот у нас сколько семей содержит по два автомобиля? И как вы думаете, сколько из них откажутся от этого удовольствия в 2015 году?
Многие люди скорее перестанут кредиты возвращать, чем откажутся от второго автомобиля. Люди изо всех сил цепляются за свои привычки, совершенно необоснованные привычки, от которых надо отказаться.
И в ближайшее время будут упорно за них цепляться, отказываясь от того, что не является для них жизненно важным, например, от зарубежных путевок. А если внимательно разбираться, то есть еще есть много разных вещей, от которых потребитель может отказаться.
Сейчас трудно предсказать, как это все будет происходить. И главное – какая макроэкономика будет. Но это будет совсем другая макроэкономика, и нам надо к новым привычкам привыкать – болезненно.
Недавно я был в Варшаве, и у меня первое впечатление сложилось, что стоимость среднего легкового автомобиля там в три раза меньше, чем во Владивостоке. А между прочим, ВВП на душу населения в Польше - почти 19 долларов на человека. А до обрушения курса рубля у нас ВВП на душу населения был в районе 15 долларов. Это логично или нет?
ВВП в России на душу населения меньше, и во Владивостоке - тоже. Если считать наш региональный продукт и доход, то на Дальнем Востоке доходы у людей ниже, чем в среднем по стране, даже если исключить Москву и Санкт-Петербург из статистики.
Это логично, что у нас автомобили в три раза дороже, чем в Варшаве? С моей точки зрения – нелогично.
Придется от чего-то отказываться.
У нас за эти годы накопилось много того, от чего можно отказаться безболезненно. А пока у нас как в анекдоте: "Семья у последней черты бедности – третий автомобиль для старшего сына содержать невозможно".
Но я уверяю вас, что это – еще не последняя черта, - считает Сергей Митрофанов.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Дмитрий Алексеев – мнение на РИА PrimaMedia: Кризис – лучшее время для апгрейда бизнеса
Уже не до жиру: Владивосток и владивостокцы - в объятиях кризиса
Дорогое Приморье: как изменилась потребительская жизнь приморцев с начала 2015 года