Экипаж танка, слева направо: Петр Локотков, командир башни, Владимир Орел, механик-водитель (погиб на фронте 8 января 1944 года), Исаак Попик, пулеметчик-радист (погиб на фронте 27 января 1945 года)
Фото: Архив Музея им. Арсеньева

Боевая техника из Приморья в Великой Отечественной: что строили на деньги Фонда обороны

Приморцы не только сооружали танковые колонны, боевые катера и самолеты, но и воевали на них

Владивосток получил почетное звание "Город Воинской Славы" не случайно. Не последнюю роль в этом играл и тот факт, что во время Великой Отечественной войны жители города и края оказали неоценимую помощь фронту. Танки, боевые катера и самолеты, построенные на деньги приморцев и безжалостно разившие фашистов и их союзников, носили имена героев-фронтовиков или назывались в честь целых предприятий, отраслей промышленности или советских организаций. В канун годовщины Великой Победы РИА PrimaMedia предлагает очерк о том, как приморцы строили боевые машины, набирали в них экипажи, отправляли воевать и встречали победителей после войны.

Множество свидетельств о жизни Владивостока военного времени хранится в музее им. Арсеньева. Кроме того, восстановлением истории этого периода активно занимается институт истории ДВО РАН.

Тыл — фронту

Подсчитано, что на фронтах Великой Отечественной сражалось более 200 тысяч приморцев, из них 45 тысяч не вернулись домой. Наши земляки защищали Москву и Ленинград, сражались в Сталинграде и на Курской дуге, форсировали Днепр, освобождали Украину и Беларусь, штурмовали Берлин. Фронтовики из Приморья удостоены 230 тысяч боевых наград, 104 из них присвоено высокое звание Героя Советского Союза. 16 человек стали полными кавалерами ордена Славы.

Владивостокцы днем работали, а по вечерам учились воевать, Фото с места события из других источников

Владивостокцы днем работали, а по вечерам учились воевать, Фото с места события из других источников. Автор фото: из фотофонда Государственного архива Приморского края

Однако не только боевыми подвигами ковалась победа. Каждый житель края, оставаясь дома, работая на своем месте, вносил свой вклад в обеспечение армии. Приморье стало надежным тылом, обеспечивавшим фронт вооружением, продовольствием и транспортом.

"Дальневосточники одними из первых пришли на помощь Отчизне в трудную минуту. Уже 7 июля 1941 года в Приморской краевой конторе госбанка был открыт специальный счет, на который поступали средства в фонд обороны. По предложению трудящихся началась дополнительная подписка на заем третьей пятилетки (выпуск четвертого года), отчислялся двух-, трех-, пятидневный заработок, сдавалась сельскохозяйственная продукция, драгоценные металлы", — пишет старший научный сотрудник сектора истории Дальнего Востока 20-50 годов Института истории ДВО РАН Галина Ткачева.

Согласно ее исследованию, в фонд владивостокцы несли все свои ценности: откуда-то взявшееся золото, монеты царской чеканки, драгоценности. Это была чистой воды инициатива снизу. Дошло до того, что власти не знали, что со всем этим добром делать и даже спрашивали совета у Москвы, откуда пришла директива продолжать собирать, "а после разберемся".

Госбанк во Владивостоке, 1930-е годы

Госбанк во Владивостоке, 1930-е годы. Фото: Из фондов музея им. А.К. Арсеньева

"Продолжением традиций стали всесоюзные, отраслевые и местные воскресники. Более 425 тысяч приморцев приняли участие в четырех всесоюзных воскресниках, перечислив в фонд обороны 4,5 млн рублей. Всего за годы войны добровольные поступления в фонд обороны составили (подсчитано на основании документов госбанка СССР) по Приморскому краю 220,5 млн рублей денежных взносов и 265,1 млн рублей облигациями госзайма (по курсу 1941-1945 годов)", — пишет Ткачева.

Танки, самолеты, корабли

Одновременно с патриотическим движением по созданию фонда Обороны, сообщает историк, возникла инициатива по сбору средств на вооружение и боевую технику для Красной Армии. В октябре — ноябре 1941 года начался сбор средств на строительство бронепоезда "Приморский комсомолец" (собрано свыше 4 млн рублей), а с ноября 1942 года, по призыву горняков Артема, — на постройку эскадрильи бомбардировщиков "Советское Приморье" (к февралю 1943 года собрано 57,7 млн рублей). Вскоре по призыву рабочих Дальневосточного пароходства было собрано 4,2 млн рублей на танковую колонну "Приморский комсомолец" и сформировано 20 экипажей из числа лучших комсомольцев.

Танк Т-34, Фото с места события собственное

Танк Т-34, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia

Построенные на средства жителей Артема торпедные катера "Артемовец" и "Трудящиеся Артема" были переданы Краснознаменному Балтийскому флоту. Нередко, внося сбережения на строительство боевой техники, дальневосточники просили передать ее своим землякам, родственникам, коллегам или назвать именем отличившегося в боях воина.

Пока очень мало известно о судьбе других приморских танковых колонн. "Горняк Приморья" строился на деньги, которые также собирали артемовцы. Сотрудники НКВД края назвали свою колонну "Чекист Приморья". Еще одна группа танков "Рыбак Приморья" была создана на деньги рыбодобывающих предприятий. Но самой известной из всех танковых колонн нашего края, пожалуй, сейчас является колонна "Приморский комсомолец".

В фондах Приморского государственного музея имени В.К. Арсеньева хранятся фотографии, документы, награды участников танковой колонны "Приморский комсомолец". Это в честь их подвига установлен памятник – танк Т-34 возле Приморского краевого Дома молодежи.

Возложение венков к памятнику приморским танкистам, Фото с места события собственное

Возложение венков к памятнику приморским танкистам, Фото с места события собственное. Автор фото: Анастасия Глованушкина. РИА PrimaMedia

17 января 1943 года газета "Красное знамя" напечатала обращение комсомольцев Дальневосточного морского пароходства к молодежи края с призывом собрать средства на строительство танковой колонны "Приморский комсомолец":

"Мы, молодые моряки Дальневосточного морского пароходства, собрали более 300 тысяч рублей на строительство бомбардировщиков "Советское Приморье". Но мы решили на этом не останавливаться... Мы призываем вас, комсомольцы, молодые приморцы, поддержать наше предложение и принять активное участие в сборе средств на строительство танковой колонны "Приморский Комсомолец". Пусть бомбардировщики "Советское Приморье" в воздухе, а грозная танковая колонна "Приморский Комсомолец" — на земле помогут Красной Армии быстро очистить советскую землю от гитлеровских мерзавцев".

Молодежь активно откликнулась, перечисляя деньги, в том числе, заработанные на воскресниках. За два месяца собрать удалось 7 млн рублей.

В ответ на письмо секретаря Приморского крайкома ВЛКСМ в Москву, товарищу Сталину, было получено разрешение подготовить для колонны 20 танковых экипажей из числа комсомольцев Приморья. Начался прием заявлений, которых поступило несколько сотен (даже девушки хотели стать танкистами). Однако отобрали всего 63 человека. Вести танки в бой доверили молодым парням из Владивостока, Артема, Сучана (нынешний Партизанск), Уссурийска и Ольгинского района.

2 мая во Владивостоке состоялись проводы. Будущих танкистов отправили учиться на Урал в город Нижний Тагил.

Мы здесь, они — там

Четыре месяца молодые ребята учились в танковой школе и работали на военном заводе на сборке танков. Из письма Исаака Попика, бывшего студента Владивостокского судостроительного техникума от 28 сентября 1943 года:

"Сегодня у нас особенно торжественный день. Закончили обучение, и к нам приехала делегация. Обучение, как и обещал, окончил на "отлично". Теперь я полноправный член экипажа. Я радист-пулеметчик…", — написал на малую родину молодой танкист.

Из всех танковых колонн, построенных на пожертвования советских граждан за годы войны, только боевые машины "Приморского комсомольца" были направлены в танковые части Красной Армии вместе с экипажами из добровольцев "комсомольского призыва".

Секретарь Приморского крайкома ВЛКСМ Мильмухаметов вручил каждому танкисту удостоверение. На лобовой броне танков установили специально изготовленные таблички с надписью "Танковая колонна "Приморский комсомолец".

Удостоверение танкиста колонны "Приморский комсомолец", Фото с места события из других источников

Удостоверение танкиста колонны "Приморский комсомолец", Фото с места события из других источников. Автор фото: Архив Музея им. Арсеньева

После четырехмесячного обучения были сформированы две танковые роты, в каждой по 10 танков Т-34. И 12 октября 1943 года "Приморский комсомолец" отправился на фронт. Боевое крещение приморцы приняли на Лютежском плацдарме под Киевом, когда танковая колонна уже воевала в составе 56-й гвардейской танковой бригады седьмого гвардейского танкового корпуса третьей гвардейской танковой армии под командованием генерала Павла Рыбалко.

Как повествует Максим Коломиец в книге "Танковые колонны Красной Армии 1941 – 1945", уже на станции разгрузки эшелона — в городе Курске, приморцам пришлось принять первый бой.

После тяжелых боев лета 1943 года кварталы города лежали в руинах. К этому времени советские части сумели форсировать Днепр и вели бои на его правом берегу. Немцы, не считаясь с потерями, яростно атаковали, пытаясь сбросить наши войска обратно. Жестокость тех боев была сопоставима с битвой под Курском.

Из журнала боевых действий 56 гвардейской танковой бригады:

"7.11.1943 года 22.00. Бригада сосредоточилась на южной окраине города Фастова в составе трех исправных танков".

На первый взгляд ничего примечательного. Но эта запись свидетельствует об исключительной жестокости боев и тяжести наших потерь. Ведь численность танков в бригаде по штату составляла 53, а на период записи их насчитывалось три. Далее:

"11.11.1943 года. В бригаду прибыло пополнение в составе 20 машин Т-34 с личным составом ("Приморский комсомолец"). 13.00. Бригада заняла оборону".

Через три дня, 14 ноября четвертая танковая армия фельдмаршала Манштейна нанесла массированный удар. Пробив брешь в нашей обороне, немцы ввели в прорыв танковую дивизию СС "Адольф Гитлер". Но приморцы, попав в центр удара бронированного клина, мужественно встретили врага, выдержав огненное крещение.

Экипаж танка, слева направо: Петр Локотков, командир башни, Владимир Орел, механик-водитель (погиб на фронте 8 января 1944 года), Исаак Попик, пулеметчик-радист (погиб на фронте 27 января 1945 года), Фото с места события из других источников

Экипаж танка, слева направо: Петр Локотков, командир башни, Владимир Орел, механик-водитель (погиб на фронте 8 января 1944 года), Исаак Попик, пулеметчик-радист (погиб на фронте 27 января 1945 года), Фото с места события из других источников. Автор фото: Архив Музея им. Арсеньева

Из письма пулеметчика-радиста В. Суркова:

"13 ноября наш танк был послан в заслон, так как немцы прорвались под Фастов. Налетели самолеты, а за бомбежкой начали атаку их танки. Мы сразу подбили одну машину, а затем сами попали под огонь. Снарядом заклинило люк, пробило маслопровод и срезало пулемет. Зашибло руки Павлику, механику-водителю. Командир спрашивает: "Ну что, ребята, выходим?", а он ответил: "Давай до конца". Подбили второй немецкий танк, но сами получили снаряд в левый борт. Мне пробило голову, а Павла обдало газойлем, и он моментально превратился в головешку... В том бою погиб командир взвода и сгорело много других ребят. Прошу передать родственникам погибших мое соболезнование. Они часто приходят ко мне во сне, и я криком пугаю семью...".

Потери бригады в этот день составили: шесть танков Т-34 подбито, один — сгорел. Это уже треть боевых машин "Приморского комсомольца". Скупые строчки сообщений Совинформбюро подвели итог тех боев: "Противник подтянул свежие силы с утра 12 ноября и при поддержке авиации попытался овладеть городом Фастов, но был отброшен на исходные позиции...".

Жизнь боевой машины на войне коротка. Считалось, что в среднем танк выдерживал не более трех боев, не будучи поврежденным, подбитым или вовсе сгоревшим. Зачастую вместе со своим экипажем. Те, кому посчастливилось уцелеть, пересаживались на отремонтированные танки и пополняли поредевшие экипажи. И снова — в бой.

С 1943 по 1945 год оставшиеся в строю танковые колонны освобождали Украину, Польшу, Чехословакию, участвовали в сражении за Берлин и закончили свой боевой путь 9 мая 1945 года в Праге.

Военное приключение "туда и обратно"

В 1983 году сведения о добровольцах ТК "Приморский комсомолец" собрал бывший комсорг колонны Алексей Петрович Булычев (1924-2003), кандидат исторических наук, полковник. Им же была написана документальная книга "В бой против фашистов – на своих танках".

"Автобиография одного из бывших танкистов — ветерана Великой Отечественной Михаила Нехаенко уместилась на 4-х листах школьной тетради. Он не из тех, кто трезвонит на каждом углу о своих подвигах, зачастую приписывая себе несотворенные деяния. Нехаенко скуп на эпитеты, но о ратном труде героя-танкиста красноречиво говорят ордена и медали на его груди. И еще палка, на которую он опирается при ходьбе. В боях за Чехословакию Михаил Филимонович едва не потерял ногу и чудом остался жив", — пишет в своей книге Булычев.

Нехаенко родом из деревни Шмаковки Кировского района. В 1934 году его семья перебралась во Владивосток, где он до декабря 1941 года, то есть до седьмого класса, проучился в школе № 2. А потом, как говорит ветеран-танкист, "ввиду тяжелого положения на фронте два класса мальчишек и девчонок отправили в ФЗО, в поселок Семеновка",— ныне это город Арсеньев.

"После окончания ФЗО мы должны были заменить ушедших на фронт взрослых. Отучившись 4 месяца, я вернулся во Владивосток на судоремонтный завод № 2. Днем работал токарем, а вечером инструктор из военкомата по 3-4 часа обучал нас военному делу", — передает автор книги воспоминания Михаил Филимонович.

Миша токарил до мая 1943 года, пока не узнал о наборе добровольцев в танковую колонну . Он, как и его товарищи, написал заявление с просьбой отправить на фронт и чтобы непременно в составе "Приморского комсомольца". Будущий танкист очень боялся, что на войну его не возьмут, лет-то ему было всего 17. Но Крайком ВЛКСМ его просьбу удовлетворил, и 5 мая он в числе 63 счастливчиков отправился на Урал.

Добровольцы едут на фронт, Фото с места события из других источников

Добровольцы едут на фронт, Фото с места события из других источников. Автор фото: из фотофонда Государственного архива Приморского края

"В Нижнем Тагиле нас учили стрелять из пушки и пулемета, учили водить танк и работать на радиостанции. А в первых числах сентября послали на завод, где мы помогали комплектовать уже свои танки, и где были сформированы экипажи. Командирами нам назначили офицеров, уже бывших на фронте и выписанных из госпиталей", — рассказывает ветеран на страницах книги.

В ночь с 5 на 6 ноября, сделав скрытно 200-километровый бросок и форсировав без потерь Днепр, "Приморский комсомолец" в составе 3 гвардейской ТА 7 ноября ворвался в Киев, попутно освободив Житомир. Но немцы, подтянув танковые и пехотные части, перешли в контрнаступление и вновь заняли Житомир. 20 ноября в бою под деревней Гниловкой, что в 20 км от городка Фастов, при отражении очередной атаки фашистов танк Нехаенко был подбит. Раненого Михаила из горящей машины вытащил стрелок-радист. Потом были долгие месяцы в госпитале в Курске.

Как вспоминал сам ветеран, в феврале 1944 года после выздоровления он попал в 13 танковую бригаду пятой общевойсковой армии. А в августе 1944 года их срочно перебросили в Карпаты под город Кросно. С бригадой бок о бок все время воевала чехословацкая бригада генерала Свободы. У них была одна задача — ворваться в Чехословакию и помочь восставшим чехам.

19 сентября танковая рота, где служил Нехаенко, получила приказ зайти в тыл противника на 2-3 км, перекрыть шоссе и не дать немцам перебросить подкрепление к районному центру, где шли сильнейшие бои. Танкисты задачу выполнили и держали оборону до подхода наших сил.

Но Михаилу снова не повезло. Его танк подбили, а он был ранен в правую ногу. Более суток, истекая кровью, он полз к своим, пока его не подобрали разведчики и не отправили в полевой госпиталь. На этом персональная война танкиста Нехаенко закончилась. В госпитале городка Красноармейска, что под Сталинградом, ему сделали две операции и 18 марта 1945 года комиссовали по второй группе инвалидности. Победу наш герой встретил дома, во Владивостоке, где потом женился, растил детей и трудился до пенсии.

РИА PrimaMedia благодарит за помощь в подготовке материала сотрудников Приморского государственного музея им. В.К. Арсеньева.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Прототип "Сына артиллериста" из поэмы Симонова служил на Тихоокеанском флоте