Бизнес как прикрытие: аферистка из Владивостока обводила мужчин вокруг пальца на миллионы
24 апреля, 08:30
На жд инфраструктуру к угольному порту Суходол в Приморье выделят 1,4 млрд рублей
25 апреля, 21:20
Китай продолжает бороться с паводками в бассейне реки Чжуцзян
25 апреля, 20:00
КНР: Вашингтон - сомнительный судья по вопросам прав человека
25 апреля, 19:46
Астролог указала, как впустить в жизнь кристаллический заряд удачи навсегда
25 апреля, 19:30
Названа необходимая россиянам зарплата при уровне цен в 2024 году – цифры удивят
25 апреля, 19:11
Власть Львов, подъем Весов и психика Рыб: подробный гороскоп на 26 апреля
25 апреля, 18:30
Хиромант назвала главные знаки богатства на ладонях - рождены стать миллионером
25 апреля, 18:00
Жителя Владивостока "накрыла" ФСБ за связь с террористами из Украины
25 апреля, 17:45
Астрологи обещают 3 знакам божественный переворот в карьере с 25 по 30 апреля
25 апреля, 17:30
Участок теплотрассы на улице Героев Хасана во Владивостоке отремонтируют в рамках нацпроекта
25 апреля, 17:10
Что едят во время поста в разных регионах России
25 апреля, 17:10
Прямо сейчас Владивосток во власти песчаной бури - эксклюзивные кадры
25 апреля, 17:03
FESCO отмечает 144 день рождения
25 апреля, 17:02
К Пасхе готовы: "Владхлеб" представляет широкий ассортимент пасхальной продукции
25 апреля, 16:59
Сохранение ОДУ 2025 на уровне 2024 года – условие устойчивости популяции минтая
25 апреля, 16:32
На жд инфраструктуру к угольному порту Суходол в Приморье выделят 1,4 млрд рублей 25 апреля, 21:20
Дальневосточные верфи не будут штрафовать за срыв сроков постройки судов 25 апреля, 12:41
Кожемяко и еще два губернатора из ДФО оказались в списке на повышение 25 апреля, 12:05
"#КрасныйУжасУправляек? Это по-дурацки". Надежда Телелюева – о Владивостоке и о себе 25 апреля, 09:17
Россия заблокировала резолюцию СБ ООН по неразмещению оружия в космосе 25 апреля, 07:30
В России прошла международная встреча по вопросам безопасности 25 апреля, 07:23
МИД КНР отверг обвинения о создании "избыточных производственных мощностей" 25 апреля, 06:39
Сенат США одобрил выделение 95 млрд $ на помощь Израилю, Украине и "союзникам" 25 апреля, 01:49
Глава ООН призвал мировых лидеров к борьбе с изменением климата к 2025 году 24 апреля, 22:00
Юрий Трутнев прибыл в Приморье с трехдневным визитом 24 апреля, 19:00
У проблемных строек в Приморье забрали бюджетные деньги 24 апреля, 17:05
В Приморье осталось четыре района, нетронутые муниципальной реформой. Кто следующий? 24 апреля, 15:10
Россия готова к взаимодействию со всеми в обеспечении глобальной безопасности 24 апреля, 14:10
Дальневосточные губернаторы доложат Трутневу во Владивостоке о мастер-планах 24 апреля, 12:55
Перешедший в собственность государства Дальнегорский ГОК в одночасье стал прибыльным 24 апреля, 08:57

Чтобы работать на земле, нужен не диплом, а знания – ректор Приморской сельхозакадемии

Руководитель ВУЗа рассказал, каков он – нынешний абитуриент и готов ли он идти работать на сельхозпредприятия
21 июля 2015, 17:25 Общество Уссурийск
Ректор Приморской государственной сельскохозяйственной академии Андрей Комин Дмитрий Прокопяк, PrimaMedia
Ректор Приморской государственной сельскохозяйственной академии Андрей Комин
Фото: Дмитрий Прокопяк, PrimaMedia

Работодатель должен искать специалиста не на ярмарке вакансий, а сопровождать студента с 1-го курса, обучать на практике и знать его сильные и слабые стороны. Такую точку зрения в беседе с корр. РИА PrimaMedia высказал ректор Приморской государственной сельскохозяйственной академии Андрей Комин. Он рассказал о ходе приемной кампании и о том, как можно совместными усилиями педагогического коллектива, работодателей и властей из сегодняшних абитуриентов сформировать будущую элиту сельхозпроизводства.

– Почти месяц назад отгремели в школах выпускные балы. Сколько вчерашних выпускников пришло к вам в приемную комиссию с документами?

– По количеству поданных заявлений с подлинниками документов мы перешли рубеж в 60-70% от планируемого набора. Но это уже традиционно, потому что сегодня многие дети ориентированы на такие "легкие" специальности управления, как экономист и юрист, хотя рынок труда для них перенасыщен. Причем, они пытаются увидеть красивую жизнь во Владивостоке и там учиться. Надеюсь, что вторая волна поступающих закроет оставшиеся бюджетные места. Но есть и объективные причины. В этом году только в Уссурийске девять школ не выпускали 11-е классы. Прослеживается результат пресловутой "демографической ямы 90-х годов", и это проблема не только нашего ВУЗа. Но самое основное – на протяжении почти двух десятилетий шел развал села, и как следствие, резко упал престиж работы в сельском хозяйстве.

– То есть низкий набор абитуриентов в академию был прогнозируемым?

– Мы объехали более 80% школ. Разговаривали с детьми, я сам лично общался с многими. Спрашиваешь: "Куда будешь поступать?". Самый распространенный ответ: "В ДВФУ". Начинаем интересоваться, почему именно такой выбор. Отвечают: "Там прикольно. Там море, там большой город". Да, для них это картинка, это "фишка". И так будет, пока мы все вместе не создадим положительный имидж сельскому хозяйству, пока не покажем, что и в селе можно создавать успешный бизнес.

– Чем, в основном, руководствуются абитуриенты при выборе сельскохозяйственного ВУЗа?

– Сегодня наш ВУЗ играет большую социальную роль. Ведь большинство студентов – выходцы из сельской местности, и мы им даем возможность получить образование. Да, нам приходится сталкиваться с проблемами. Практически, первые два года мы восполняем пробелы в школьной программе. Зачастую, за счет дополнительных занятий. Но должен заметить, что за последние несколько лет отмечается постепенное улучшение довузовской подготовки, растет средний балл, появляются знания. Тем не менее, мы по-прежнему вынуждены подтягивать знания студентов, адаптируя их к требованиям академии. Можно сказать, что в этом плане мы работаем, как социальный проект.

– Можно ли говорить о низком уровне мотивации для работы в сельском хозяйстве?

– Ежегодно мы проводим анкетирование, опрашиваем порядка 3 тысяч человек. Респондентами являются наши студенты, выпускники школ и старшеклассники, а вопросы связаны с мотивацией работы в сельском хозяйстве. Практически 70-80% опрошенных говорят о том, что в первую очередь их волнуют социальные вопросы и возможность карьерного роста. Размер заработной платы стабильно занимает только лишь третье место. Молодых людей, прежде всего волнует жилье, возможность комфортного проживания в нем, детские сады для детей. Волнует проблема карьерного роста. Среди ребят много активных амбициозных натур, ищущих себя, стремящихся к большему. И это характерно не только для сельскохозяйственых ВУЗов. Так же думают медики, педагоги. Это проблема комплексная и решать ее надо всем вместе, сообща, на уровне краевых и региональных властей. 

Мы должны сейчас вернуть былую привлекательность работе на селе. Я никогда не устану повторять – как бы мы не жили, в нашем обществе душа будет в селе. И пока она там есть, теплится. Если село разрушим – все, конец. Устои просто рухнут.

У нынешней молодежи сегодня есть и потенциал, и необходимые знания, и желание трудиться. И самое главное, что сейчас у студентов приходит понимание, что в академии необходимо впитать в себя все знания, которые даются. Абсолютно всему, конечно, мы научить не можем, но даем студентам хорошую базу теории и практики, которая потом им пригодится. Все, что остается – поддержать их со стороны работодателя и властей всех уровней. И поддерживать необходимо не только специалистов сельского хозяйства. Село должно стать привлекательным для врачей, педагогов. Если в селе будет качественное медицинское обслуживание, образование, условия для жизни, работы и досуга, то и люди на селе закрепятся. Идея развитых агрогородков витает пока в воздухе, но пока не имеет четких планов реализации. Тем более, что это дело не одного дня.

– А что сейчас?

– Постепенно отношение к сельскому хозяйству начинает меняться в лучшую сторону, и это радует. Во-первых, наконец-то нас услышала власть. Сейчас очень много делается, особенно со стороны вице-губернатора Приморья Сергея Сидоренко. Буквально в течение года прошло три совещания на уровне вице-губернатора, в том числе и трехсторонняя комиссия с участием потенциальных работодателей. В результате этих встреч были определены ведущие базовые хозяйства, куда мы можем направлять студентов для прохождения производственных практик. До этого момента на практикантов, зачастую, смотрели, как на лишнюю обузу. Во-вторых, на сельское хозяйство обратил внимание крупный бизнес. Сегодня на Дальний Восток заходят такие компании, как "Русагро", "Грин Агро", "Мерси Трейд". И у них сейчас острый дефицит специалистов, в первую очередь – зоотехников и ветеринарных врачей.

– Что это дает академии?

– В подобных компаниях замкнутый цикл производства. Они сами выращивают корма, обеспечивают себе кормовую базу. Соответственно, специалисты-агрономы стали цениться на вес золота. Буквально на днях компания "Армада" изъявила желание забрать к себе хоть весь выпуск.

Очень удачно у нас идет сотрудничество с компанией "Грин Агро". Ребята успевают пройти цикл всех должностей, которые существуют на предприятии. Грубо говоря, студент заходит рядовым скотником, и в течение года он проходит все этапы производства, вплоть до управления компанией. Ведь это очень важно. Когда специалист видит изнутри все производство, он понимает его построение. В свою очередь, руководство компании уже видит – на что годен тот или иной студент. И в этом плане у нас получился уникальный симбиоз с производством.

Наши будущие агрономы работают с компанией ФГУП "Дальневосточное" в селе Суражевка. Это крупнейший тепличный комбинат в Приморском крае, применяющий совершенно новые технологии по овощеводству защищенного грунта, и где практически все компьютеризировано.

Компания "Россельхозмаш" помогает в обустройстве лаборатории для наших механиков и насыщении института агрегатами и узлами новых, современных машин. Что такое сегодня работа в поле? Это и GPS-навигация, и картирование полей, и техника, которая управляется чуть ли не компьютерным джойстиком. И неподготовленного человека на такую технику не посадишь.

 – Вы говорили о том, что усилиями краевых властей Приморья появились базовые хозяйства для прохождения практики. Как это повлияло на процесс обучения?

– Теперь у наших ребят не возникает проблемы, где проходить практику. Это выгодно отличает процесс обучения от того времени, когда студент получал "Дневник практики", ему не глядя проставляли печати о прохождении практических занятий, а потом нашу академию склоняли за недоученных специалистов. Сейчас все иначе. Но я всегда призываю работодателей – вам дали студента, отработайте с ним по-нормальному. Ведь продвинутый бизнес всегда идет на шаг впереди образовательной системы. Там и техника современная, и технологии передовые. Мы, как ВУЗ, не можем себе создать такую базу. Мы заключили более 300 договоров о прохождении практики, как с крупными сельхозпредприятиями, так и с мелкими хозяйствами. И уже пошли результаты. Сегодня наши выпускники по специальностям агрономия, ветеринария, механизация и зоотехника востребованы, практически, на 100%.

– И тем не менее, абитуриентов не хватает?

– К сожалению, набор тех же "механиков" сократился до 40 человек на курс. Причина, прежде всего, в том, что профильным экзаменом является физика. Но тем не менее, есть и там свои "звездочки". Толковые ребята, которые работают, конструируют, достигают побед на конкурсах. Только в этом году с всероссийского конкурса, проводимого Минсельхозом, мы привезли пять или шесть дипломов о победе в номинациях среди 54 ВУЗов России.

– Сейчас в Приморье активно поддерживается направление развития семейных ферм. Каких специалистов вы могли бы готовить для этих сельхозпредприятий?

– Мы находимся в рамках образовательных стандартов.

Для семейной фермы нужен комплексный специалист. И мы сегодня разговаривали и с нашим департаментом, и с вице-губернатором Приморья Сергеем Сидоренко, искали пути решения проблемы. Сегодня, чтобы работать на земле, нужен не диплом, а знания.

 Нужны в комплексе основы животноводства, ветеринарии, агрономии, да и много еще направлений. Я понимаю, что это не бесплатно, обучение потребует вложения определенных финансов. Но это сравнительно небольшие средства, и их можно заложить в бюджет краевых программ. И мы готовы для диалога, готовы сделать адаптированные программы, готовы обучать такую группу с привлечением ведущих специалистов со всего края.

Мы нашли понимание и реальную поддержку у краевых властей Приморья. Но проблема гораздо масштабней. Мы пока не находим понимания у Минобразования в том плане, что современному сельскому хозяйству нужны комплексные специалисты. Хотя жизнь показывает обратное.

– Но это вопрос перспективы. А какие новые направления обучения развиваются уже сегодня?

– У нас уже есть опыт подготовки специалистов под индивидуальный заказ работодателя. К примеру, обратился к нам представитель компании "Михайловский бройлер". Мы готовим зоотехников, а ему нужен грамотный специалист по направлению "Птицеводство". У нас, в учебных планах, закладываются базовые знания, общие для всех. Но есть и вариативная часть программы, которая наполняется по направлениям. И мы готовы обучать студентов под потребность работодателя. Но, в тоже время,

нельзя работать по принципу: "Я вам заказал, дайте мне готового специалиста". Так не бывает. Сегодня все надо делать совместно. Мы здесь занимаемся студентом, а работодатель у себя на производстве. Да еще, желательно, и родителей к процессу подключить. Тогда будет толк. И искать специалиста нужно не на ярмарке вакансий, а сопровождать студента с 1-го курса.

– Какие направления обучения востребованы сегодня?

– Традиционно, среди поступающих популярны специальности "Ветеринария" и "Экономика". Но если специалисты-ветеринары сегодня востребованы работодателями, то учиться на экономиста идут, скорее всего, в силу сложившихся стереотипов. Эта ниша на рынке труда уже перенасыщена кадрами. К сожалению, упал престиж наших "лесников", пришлось даже немного снизить набор. Но в то же время мы открыли там новое направление "биолог-охотовед", с дальневосточной спецификой. Хорошо заполняются хоть и сложные для поступления и обучения, но интересные направления "Механизация", "Агроинженерия" и "Землеустройство и кадастры". В планах у нас открыть направления дефицитных специальностей – электриков для сельского хозяйства, автосервиса современной лесохозяйственной и сельскохозяйственной техники. Прорабатываются направления подготовки специалистов агробизнеса и агротуризма, востребованных на сегодняшний день.

– То есть домыслы о сокращении отделений в академии беспочвенны?

– Речь, скорее всего, не о сокращении, а о реорганизации. Времена для нас настали тяжелые. Мы приняли решение о переводе института механизации из села Воздвиженка в Уссурийск. Было много сомнений, но решение экономически целесообразно, и качество обучения при этом не пострадает. Во-первых, механики займут те площади, которые когда-то предназначались под обучение мелиораторов. Во-вторых, многие высокотехнологичные кафедры института механизации и института земледелия и природообустройства одинаковы. И мы получили возможность эти кафедры объединить и усовершенствовать. Для образовательного процесса это, в результате, даст определенный плюс. А если добавить экономическую составляющую, то результат будет налицо.

– Вы проводите мониторинг – куда идут работать ваши выпускники после окончания ВУЗа?

– Мы ежегодно выпускаем молодых специалистов. Понятно, что не все, но многие идут работать по специальности. В среднем, соотношение тех, кто выбирает в дальнейшем выбранную специальность, составляет 80% к 20%. Это видно даже на занятиях. Одни прилежно занимаются, интересуются предметами обучения, задают вопросы, а другие просто отбывают время. Впрочем, так можно сказать почти о всех учебных заведениях. Что касается работы именно в сельском хозяйстве, мы достоверно знаем, что 47% выпускников 2014 года остались работать на селе. Но следует учесть, что большая часть парней здесь не учтена. Они сразу же после выпуска ушли служить в армию, и куда пойдут впоследствии – уже сложно отследить.

Что касается деятельности наших выпускников, то они трудятся практически во всех сферах производства и управления. Сейчас, при переходе на серьезную должность бывшего студента академии, мы получаем письма с просьбой подтвердить подлинность диплома. Ежедневно приходит порядка 15-20 таких запросов. И мы видим, что наши выпускники востребованы буквально везде.

– Что изменилось в академии с вводом двухуровневой системы обучения?

– Возможно, что введение двухуровневой системы обучения в ВУЗах стало преждевременным. Сейчас обучение направлено на то, чтобы быстро подготовить узконаправленного специалиста и направить его на производство. А уже вторая ступень обучения, магистратура, дает возможность углубленного обучения, занятий наукой. Наши дети сегодня к этому оказались не готовы. Приходит молодой человек 17-18 лет от роду, а в учебных планах очень большой блок гуманитарных наук. При этом, та составляющая специальности, определяющая студента в дальнейшей деятельности на производстве, очень мала. И из учебных планов практически изъята практика. А ведь опыт необходимо в человека заложить, опыт нужно отследить и обсчитать. К сожалению, этот момент не совсем проработан.

Но есть и плюсы в этой системе.

Бакалавриат дает мобильность нашим студентам. Базовая часть учебных программ практически везде одинакова. К примеру, агроном – он везде одинаков, хоть в России, хоть в Китае, хоть в Америке.

 И что мы пытаемся сейчас делать. У нас очень хорошо заработал международный отдел по связям как с Азией, так и с Европой. Кроме того, мы производим внутреннее перемещение студентов по ВУЗам Сибири и Дальнего Востока. К примеру, в Якутии традиционно сильны животноводство и ветеринарная медицина. И наших студентов мы посылаем туда на практику. В Благовещенске активно развивается агрохимия и агрономическое направление в целом. И наши будущие агрономы едут на практику туда. Мы запустили новое направление обучения – "биолог-охотовед", и ребята едут на практику в Иркутск, где есть наработанная база. В свою очередь, к нам съезжаются со всей страны будущие лесники. Да – трудно, да – большие финансовые затраты. Но студенты должны видеть лучшие примеры производства.

Так же и с выездом за рубеж. Почему за границей все получается? Ответ прост – технологии. И мы пытаемся посылать ребят туда. Больше 100 человек у нас выезжают в соседние страны, по разным направлениям обучения. Уже в октябре наши механики поедут в Японию, для прохождения практики в компаниях Kubota и Yanmar на современной сельхозтехнике. Рынок заполняется, и специалистов по этим машинам мало. Более того, мы ведем переговоры с этими компаниями и планируем на базе академии организовать сервисный центр для японской техники. И это интересно для наших студентов.

Ветврачи традиционно выезжают в Корею. Это Сеульский университет, университет Чонбук. Там шикарнейшая база, высокотехнологичное оборудование, грамотные специалисты. И наши ребята должны это все увидеть и узнать.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Кадровый вопрос на селе по-прежнему актуален - сельхозпроизводители Приморья

Красные дипломы сегодня вручены 96 выпускникам ПГСХА в Уссурийске

Александр Галушка – о ТОРах, свободном порте, бесплатных гектарах и "китайской экспансии"