Безопасность пешеходов на Золотом мосту во Владивостоке снова стала "главной темой номера" после того, как суд по представлению прокуратуры запретил использовать для прогулок технические коридоры. Многие горожане возмущены таким запретом, их главный аргумент – два года люди ходили, и никому не было дела. В прокуратуре объясняют, что подобные объекты проверяют в порядке очереди, и время Золотого пришло только сейчас. Многие опрошенные эксперты и лидеры общественного мнения считают, что пешеходное движение все же нужно разрешить – ради развития туристического потенциала города, но при этом признаются, что у самих на прогулки по мосту до сих пор просто не было времени, сообщает РИА PrimaMedia.
Мост закрыли для пешеходов утром во вторник, 18 августа 2015 года. Спустя два года после того, как пешеходам "в тестовом режиме" разрешили ходить по узким проходам, прокуратура Приморского края обратилась в суд с заявлением о признании соответствующего приказа недействующим. И суд удовлетворил иск в полном объеме. Объясняя, почему понадобилось два года на то, чтобы обнаружить несоответствие законам, которое никто и не скрывал, в прокуратуре сообщили следующее:
– Проверки мест массового пребывания людей на предмет их безопасности прокуратура проводит регулярно совместно с ФСБ. Это и "Фетисов Арена", и другие объекты. Пришла очередь и Золотого моста, – сообщила представитель краевой прокуратуры Екатерина Ольховская. – Кроме того, мы проверяем и изданные органами власти приказы и другие документы на предмет их соответствия законодательству. Специалисты проверили приказ департамента дорожного хозяйства об открытии движения для пешеходов в тестовом режиме, выяснили, что тестовый режим длится уже третий год, и что само постановление противоречит федеральным законам и строительному регламенту, поэтому обратились в суд.
Повторюсь, движение пешеходов по мосту закрыли по результатам именно плановой проверки, проведенной прокуратурой совместно с управлением Федеральной службой безопасности по Приморскому краю.
Мост закрыт. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia
О том, что "пешеходное движение по Золотому мосту" не предусмотрено, знали все и в июне 2013 года, когда волевым решением краевых властей горожанам и гостям приморской столицы позволили-таки наслаждаться потрясающим видом, стоя на высоте более 60 метров над акваторией бухты Золотой Рог. Чтобы вспомнить, как вообще вышло так, что такой важный мост построили только для пешеходов, придется углубиться уже в историю. Если вы думаете, что пешеходов и не должно было быть, вы ошибаетесь. В самых первых эскизных проектах тротуары были всегда. Когда проектировщики еще только спорили, каким будет мост – низководным и разводным или высоководным, а если высоководным, то подвесным или вантовым – необходимость ходить пешком из центра на Чуркин и обратно даже не обсуждалась, она казалась очевидной. На некоторых эскизах широкий тротуар рисовали по центру моста, между потоками транспорта, на других – по краям. И было только одно "но": мост на этих проектах предусматривал только по две полосы в каждую сторону, а не по три, как сейчас.
ИСТОРИЯ МОСТА
Работа по проектированию моста через бухту Золотой Рог началась почти 10 лет назад – в 2006 году. Разработкой проекта занимался консорциум, в который вошли четыре проектных института - ОАО "Ленгипротранс" и ЗАО институт "Гипростроймост" из Санкт-Петербурга, ОАО "Приморгражданпроект" из Владивостока, а также компания из Германии "Леонхардт Андрэ и партнеры". Тогда решили, что будущий мостовой переход будет высоководным: высота над зеркалом воды составит 70-80 метров. Также запланировали места, в которые должен будет "упереться" мост. 14 декабря 2006 года прошли общественные слушания. Ради моста решили снести два жилых микрорайона.
В январе 2007 года тогдашний губернатор Приморья Сергей Дарькин провел рабочее совещание по вопросам строительства моста через бухту Золотой Рог. Из предложенных на рассмотрение проектов один вариант предполагал строительство висячего моста, два других - вантового. Эксперты предложили создать переход длиной около 1,4 тысячи метров. Длина основного пролета должна была составить 733 метра.
Эскизный проект - уже с вантами но еще с пешеходами. Фото: Проектное бюро
В феврале 2007 года первая стадия работы над проектом моста через бухту Золотой Рог подошла к завершению. А в апреле 2008 года на совещании в администрации было заявлено, что проект моста через Золотой Рог получил положительное заключение Главгосэкспертизы. К тому времени от тротуара не осталось и следа, зато появилась третья полоса. Учесть и то, и другое, было бы дороже, но Серьгей Дарькин на том совещании произнес все объясняющую фразу:
"Я никому не позволю неэффективно использовать государственные деньги", – заявил губернатор, жестко потребовав от проектировщиков минимизировать расходы на строительство.
Тогда же он отметил, что мост должен быть не только функциональным, но и красивым, а прилегающие территории необходимо благоустроить. "Уверен, мост станет визитной карточкой и одним из украшений нашего города", - подчеркнул Сергей Дарькин. Пешеходам на этой карточке места не нашлось.
МОСТ ДЛЯ ЛЮДЕЙ
Про отсутствие тротуаров в проекте, который представлял собой 52 тома документации, не вспоминали до конца строительства. 14 апреля 2012 года строители подняли с воды "замковую" панель, и с этого момента можно считать официальное появление моста, хотя четыре месяца понадобилось на достройку, асфальтирование и косметику. Но вот интересно, что открыли его в августе сначала не для машин, а как раз для людей. Городские и краевые чиновники, побывав на мосту на стадии строительства, справедливо посчитали, что погулять по такому сооружению захотят многие, поэтому 11 августа, в субботу, решено было открыть мост для горожан, а автомобильное движение запустить только в понедельник утром, 13 августа.
Получился действительно праздник, как и предполагали. Но то, что по мосту за выходные пройдет такое количество людей, вряд ли кто-то мог заранее предсказать: тысячи и тысячи людей. Со стороны казалось, что на мосту яблоку негде упасть. Снимки этой грандиозной толпы облетели многие новостные агентства мира.
Открытие Золотого моста. Фото: РИА PrimaMedia
А утром 13 августа поехали машины, а пешеходы остались не у дел. Да еще и автобусы по мосту пустили далеко не сразу. И тут-то всплыл вопрос, а где же тротуары? Узкие проходы по обеим сторонам моста шириной всего 75 см являлись на деле техническими коридорами для обслуживающего персонала. Для пешеходов они были неудобными, это во-первых, но и более того, пустить по ним людей не позволяли снипы.
Власти пообещали тогда делать мост пешеходным, как на открытии, по праздникам. Например, 1 мая или на день города. На этом и сошлись. Тем более, началась осень, потом зима, и про пешеходное движение забыли.
Но уже весной 2013 года вопрос стал обсуждаться с новой силой. Неожиданно для всех за пешеходное движение высказалась краевая власть. И с 1 по 14 июня 2013 года Золотой мост во Владивостоке открыл свои тротуары для пешеходов "в тестовом режиме". Параллельно эксперты вели спор о безопасности. Противники высказывали осторожные опасения: люди будут кидать камни с моста, или будут сами скидываться. Сторонники тоже высказывались максимально осторожно. Кажется, все понимали, что открыть пешеходное движение – это нарушение закона, на которое ну очень уж хотелось пойти в данном конкретном локальном случае. И на него пошли.
Предварительно на мост пригласили "общественность" в лице членов рабочей группы по обустройству и дальнейшему использованию объектов саммита АТЭС. Они опробовали на себе возможность пройти пешком по вантовому мосту и по итогам "прогулки" они приняли решение выступить против.
– Мы прошли туда-сюда, посмотрели, поняли, что там даже двум людям разминуться тяжело, не то, что группам туристов. Торчат железки, о которые легко повредить ногу. Среди нас был также почетный архитектор Валентин Аникеев, который сказал, что категорически нельзя открывать пешеходное движение. В общем, мы были против, – вспоминает член группы Илья Табаченко.
Правда, после этого "общественники" объявили опрос общественного мнения. Предложения принимались на почту. И выяснилось, что порядка 90% горожан – "за". А среди тех, кто против, половина живет в районе Второй речки. В любом случае, 15 июня, когда тестовый режим уже должен был закончиться, технические коридоры закрывать не стали. Золотой мост во Владивостоке остался открытым для пешеходов, а "железки" по всему протяжению технических коридоров загнули. 14 июня 2013 года вышел приказ департамента дорожного хозяйства Приморского края № 93-ОД "Об организации пешеходного движения в тестовом режиме по мостовому переходу через бухту Золотой Рог в городе Владивостоке". С тех пор проход был открыт с 8.00 до 23.00 и не закрывался вплоть до августа 2015 года.
"Я как житель города считаю, что по мосту можно ходить. И я сам хожу по нему. Если мне неудобно, меня не устраивают узкие тротуары, я не буду ходить. Это дело каждого. Реконструкция моста под пешеходов – непростой вопрос, и вряд ли имеет смысл. Другая сторона – хотят ли жители пользоваться и дальше теми тротуарами? Большинство говорят: "Да, мы ходим", и просят оставить такую возможность", – заявил тогда директор департамента Алексей Ширшов.
Среди тех, кто против, был и генеральный директор ЗАО "Тихоокеанская мостостроительная компания", на тот момент депутат Законодательного собрания Приморья Виктор Гребнев.
"Во-первых, я не думаю, что ежедневные прогулки на расстояние более 2 км будут популярны у населения. Во-вторых, это просто опасно. Единственное место, где можно открыть пешеходную зону - за леерным ограждением. Оно предназначается для того, чтобы при ударе леера съехали вперед и предотвратили падение машины с моста. Но если в этот момент там окажется человек, его просто раздавит. Хочу заметить, что всем мире существует чуть больше 20 мостов такого класса, и ни на одном из них нет пешеходной зоны. Ведь чем-то их создатели руководствовались", - задал вопрос Виктор Гребнев.
Виктор Гребнев запускает шарики на открытии моста. Фото: РИА PrimaMedia
Осталось добавить, что за прошедшие два года в ДТП на Золотом мосту не пострадал ни один пешеход. А с тех пор, как на нем появились камеры "Кордон", автомобилисты стали ездить аккуратнее, и аварийность снизилась на треть, сообщили в ГИБДД.
Что же касается суицида, то за все это время с моста спрыгнули четыре человека. Трое погибли: 17-летняя девушка, 26-летний парень с нарушениями психики и потерявший мать старшеклассник в день своего 18-летия. А одна девушка и вовсе выжила после падения, и с тех пор случаи суицида, насколько известно, не повторялись. И тут сторонники пешеходного движения обычно говорят: вот видите, это никак не связано! Одна девочка упала ночью, когда движение для пешеходов закрыто. А еще отмечен один случай и один попытка суицида на Русском, где движение для пешеходов не разрешали никогда.
БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО
Итак, прокуратура провела проверку и выяснила следующее:
– Пешеходное движение по мосту не было предусмотрено проектной документацией, мостовой переход через бухту Золотой Рог не рассчитан и не предназначен для движения на нем пешеходов.
– Пешеходное движение по мосту осуществляется по технологическим проходам шириной до 75 см без какого-либо контроля, что создавало угрозу для жизни и здоровья пешеходов в случае чрезвычайных происшествий на объекте, в том числе, в случае столкновения транспортных средств с леерными ограждениями, пожаров и совершения актов незаконного вмешательства.
– Принятый департаментом приказ противоречит Федеральным законам "О противодействии терроризму", "О транспортной безопасности", Федеральному закону "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и Градостроительному кодексу Российской Федерации, поскольку пешеходное движение по объекту не предусмотрено проектом.
– Меры к безопасному осуществлению пешеходного движения на мосту не принимались.
Приморский краевой суд счел эти доводы обоснованными и удовлетворил их в полном объеме. Решение суда обращено к немедленному исполнению 18 августа 2015 года. В ответ представители департамента дорожного хозяйства Приморского края подали 19 августа апелляционную жалобу это на решение.
исполнительный директор Приморского театра оперы и балета Автор фото: Ланин Сергей, РИА PrimaMedia Если запрещать пешеходное движение на мосту из-за опасности стать участником чрезвычайной ситуации, в том числе ДТП, то, следуя такой логике, необходимо запретить движение вдоль тротуаров повсеместно. К сожалению, как показала практика, чтобы стать жертвой водителя-лихача, не надо даже выходить на проезжую часть, можно просто стоять на обочине. С другой стороны, проектом пешеходных зон не предусмотрено, и то, чем до недавнего момента пользовались пешеходы, действительно является техническим проходом. Вполне возможно, решение суда на руку эксплуатирующей организации, которую точно интересовал вопрос об ответственности в случае ЧП. Для меня лично достаточно праздничных дат, в которые мост делают полностью пешеходным. Возможно, летом люди пользовались этим узким проходом. А зимой при обжигающих холодных ветрах Владивостока я не представляю, чтобы идти через мост пешком было комфортно. Конечно, мы можем порассуждать о проекте широкой пешеходной зоны, которая на зиму могла бы закрываться от ветра. Но пока это все на уровне фантастики.
При этом директор театра признался, что только один раз за все это время сам прошелся по мосту. А вот художественный руководитель Приморской оперы Антон Лубченко и вовсе ни разу.
художественный руководитель Приморского театра оперы и балета Автор фото: Сергей Ланин С одной стороны, мост – это визитная карточка города, и – особенно в летнее время – прогулки по мосту к Оперному театру, излюбленный маршрут горожан. Но, все-таки, тут вопрос безопасности, и он должен быть на первом месте, мне кажется. Может быть, можно найти какие-то компромиссы, к примеру, не все время его открытым держать, а открывать для пешеходных прогулок в хорошую и безопасную погоду, что-то вроде навигации. Лично я никогда по нему пешком не ходил, у меня для этого не было времени. Но если люди беспокоятся, может быть, стоит еще поизучать этот вопрос и найти какое-нибудь компромиссное решение, которое учло бы и вопросы безопасности и, при этом, не лишало бы горожан уже привычного удовольствия.
За открытие движения выступает член общественной палаты Приморского края, президент Приморского краевого общественного благотворительного фонда "Мама" Наталья Изотова.
председатель общественного благотворительного фонда "Мама" Автор фото: РИА PrimaMedia Причины суицидов ведь не пешеходные дорожки. Я знаю, что очень многие люди с Чуркина идут по утрам пешком на работу, получая удовольствие. И красотой любуются, и поддерживают себя в хорошей форме. Думаю, запретить неправильно, это не решение проблем. Раз вопрос стоит так остро, то, думаю, я инициирую его рассмотрение на заседании Общественной палаты. Возможно, мы с коллегами даже выедем на место. Мы же город, открытый для туризма. Открытый Владивосток. Это важный вопрос, не понимаю, почему до сих пор молчат туристические организации.
Но и Наталья Изотова призналась, что сама по узкому "тротуару" моста не ходила ни разу.
Кстати, представители туристической отрасли не молчат, высказывают мнение. Но обращают в первую очередь внимание на безопасность.
со-основатель проекта "Открой Тихоокеанскую Россию. Открой Владивосток" Автор фото: Из личного архива Безусловно, возможность пройтись по мосту через Золотой Рог крайне привлекательна для туристов, но давайте не будем забывать о безопасности. Можно посмотреть статистику по другим странам. Например, мост "Золотые ворота" в Сан-Франциско уже много лет лидирует по количеству самоубийств. Мне кажется, не стоит провоцировать людей такой доступностью.
Кирилл признался, что тоже не ходил по коридору.
Закрытием моста остались недовольны не только любители сфотографироваться на высоте, но и профессиональные фотографы.
фотограф Автор фото: РИА PrimaMedia Закрытие движения для пешеходов на Золотом мосту для меня не стало чем-то шокирующим или неожиданным. В нашем государстве маразмы встречаются ежедневно. Сколько лет все ходили по этим, как оказалось, техническим дорожкам, и ничего, всем было хорошо, все были счастливы. Сейчас же, по непонятным мне причинам, ходить запрещено. Из-за самоубийств? Мне не понятно...
Товарищ Хитров признался, что ходил по мосту много раз. Как и руководитель молодежного интернет-проекта "Владивосток-3000" Елена Белова.
Главный редактор проекта "Владивосток-3000"
Автор фото: Екатерина Ермакова
Я считаю, что возможность пройти по Золотому мосту и посмотреть на залив — это очень волшебно и привлекательно. Для туристов и гостей города. А для обычных горожан — это способ быстро попасть из Чуркина в центр, что удобно. Но, с другой стороны, проходы действительно технические, и это не комфортно, и с точки зрения безопасности ничего не продумано. Как минимум, нужны сетки, которые уберегут людей от трагических ситуаций или случайностей.
Я бы сказала, что нужно, если будет обеспечена безопасность людей. Но вот со стороны моря, понятно сетки. Но что со стороны дороги ставить?
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Администрация Приморья обжалует решение суда по закрытию Золотого моста для пешеходов
Пешеходам запретили гулять по Золотому мосту во Владивостоке
Охрана Золотого моста во Владивостоке перекрыла пешеходное движение
директор департамента дорожного хозяйства
Автор фото: АПК
Решение об открытие пешеходного движения было принято на основании писем проектировщика, который допускал это. Мы считаем текущую схему движения безопасной для пешеходов. За все время эксплуатации моста ни одного несчастного случая зафиксировано не было, не считая тех, кто прыгал.