"Зимняя сказка" и аутентичный быт старообрядцев приморского Дерсу

Фоторепортажи

"Зимняя сказка" и аутентичный быт старообрядцев приморского Дерсу

Дерсу (или Лаулю) – отдаленное приморское село в Красноармейском районе, один из трех населенных пунктов Дальнекутского сельского поселения, расположившегося вдоль берега реки Большая Уссурка. Это заповедное место, затерянное в дебрях Уссурийской тайги, уже несколько лет является местом локального "демографического взрыва": сюда, на родину своих предков, с 2009 года возвращаются наши соотечественники – потомки старообрядцев, в 20-х годах прошлого столетия бежавших от репрессий советской власти в Южную Америку. Фотокорреспондент РИА PrimaMedia Александр Хитров в октябре снова побывал в таежном селе, где увидел его "зимнюю сказку", а также запечатлел красочный и аутентичный быт старообрядцев. 

Проложил дорогу из Южной Америки в умирающее тогда село нынешний глава общины Федор Савельевич Килин с родней в 2009 году. Вслед за "первопроходцами" потянулись в Дерсу и другие старообрядческие семьи, заселившие брошенные прежним населением села дома и построив новые жилища. В течение последних пяти лет в Дерсу перебрались порядка 15 семей (около 70 человек) старообрядцев.

Справка РИА PrimaMedia: Часть старообрядцев Боливии и Уругвая (практически все – потомки приморских старообрядцев) прибыла в Приморье по краевой целевой программе "Об оказании содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом". Рассчитанная на 6 лет, она реализуется в Приморском крае с 2007 года. Основная цель программы – стабилизация демографической ситуации в крае, которая характеризуется снижением общей численности населения за счет естественной убыли и миграционного оттока.

Первоначально программой были определены шесть территорий вселения: четыре городских округа (Артемовский, Дальнегорский, Находкинский, Уссурийский), Пограничный муниципальный район и поселок Восток Красноармейского района, но в дальнейшем была разработана новая редакция программы переселения сроком действия до конца 2012 года, в которой предусматривалось увеличение (с шести до 16) территорий вселения, скорректированы численность участников и объем финансирования, предусмотрена возможность компактного поселения религиозных общин для ведения сельскохозяйственной деятельности.

На сегодняшний день в крае действует подпрограмма "Об оказании содействия добровольному  переселению в Приморский  край  соотечественников,  проживающих  за рубежом" на 2013 - 2017 годы в рамках госпрограммы "Содействие занятости населения Приморского края на 2013-2017 годы".

Дары технического прогресса давно вошли в обиход у староверов. Современная техника широко используется в хозяйственном и семейном быту. Практически в каждом доме есть холодильники, стиральные машины и другие электроприборы.

Под строгим запретом только "бесовская техника" - телевизоры и компьютеры, которые, по мнению староверов, развращают человека. Старообрядцы не читают светскую литературу, не пользуются интернетом. Сотовый телефон есть практически в каждой семье, но используется только далеко за пределами села (мобильной связи в Дерсу нет), да и то - в случае крайней необходимости.

В пищу употребляют в основном продуты натурального хозяйства. Но что-то – соль, сахар, растительное масло – приходится покупать в магазинах, самый ближний из которых находится в Дальнем Куте. 

Устои духовной жизни староверы охраняют от внешнего влияния очень строго. Старообрядцы Дерсу принадлежат к одному из наиболее консервативных течений в старообрядчестве - так называемым "часовенным" (переходным между "поповцами" и "беспоповцами"). У "часовенных" функции духовных лидеров исполняют выбранные из числа мирян грамотные наставники.

Огромное место в жизни староверов занимает молитва - с ней просыпаются и засыпают, ей начинается и заканчивается прием пищи, начало и окончание работ.

У староверов много своих традиционных праздников, уходящих корнями в глубокое прошлое. Каждый праздник отмечается в строгом соответствии с устоявшимися канонами. Несмотря на то, что староверы не поют светских песен, стремясь сохранять благочестие, праздники они справляют очень торжественно, с песнями и танцами, которые не противоречат их религиозным установкам.

Курение табака - под строгим запретом, а вот употребление алкоголя запрещено только с понедельника по субботу. В воскресение, которое является обязательным днем, освобожденным от работы, старообрядцы могут немного выпить, но и здесь оригинальны - пьют только брагу собственного приготовления.

Историческая справка: К началу 20-го века  на япономорском  побережье России в связи с неосвоенностью прибрежных территорий к северу от залива Ольга сложилась напряженная геополитическая  ситуация. Богатые лесными и рыбными ресурсами пустующие земли вызывали серьезную озабоченность у чиновников Главного управления землеустройства и земледелия Приморской области. Эту озабоченность подогревало появление там японских промышленников-концессионеров. Единственным колонизационным элементом, пригодным для заселения этих мест в неблагоприятных для России условиях в период после войны с Японией (1905 год), были официально признаны старообрядцы. Это объяснялось их трудолюбием, неприхотливостью быта и ярко выраженным русским духом, практически не поддававшимся чуждому влиянию и ассимиляции.

Среди первых засельщиков северного побережья Приморья были переселенцы-старообрядцы из Поволжья, Сибири, Урала и Алтая. Переселение происходило обычно большими семейными кланами и группами, жителями одного села, единоверцами. В начальном периоде им удавалось селиться отдельно от других групп населения, позднее появились села со смешанным населением. Уже к началу 30-х годов на северном побережье Приморья  существовало более 50 населенных пунктов (сел, хуторов, заимок), заселенных старообрядцами.

Разрушение старообрядческой цивилизации на севере Приморья было связано с окончательным установлением Советской власти и последовавшей всеобщей коллективизацией. Начиная с 1930 года все крестьянские хозяйства северного побережья были обложены единым 60% сельхозналогом. С каждой семьи государству полагалось получить 30 пудов зерна, полпуда масла с коровы, 50 яиц. Были в ходу также денежные налоги с охоты, пчеловодства и других промыслов. Нарушив традиционный крестьянский уклад жизни, коллективизация, естественно, вызвала негативную ответную реакцию старообрядцев. Крестьянские волнения жестко подавлялись властью, в отношении старообрядцев начались жестокие репрессии, в результате которых к концу 30-х годов мужское население старообрядческих сел в возрасте от 18 до 70 лет было уничтожено почти полностью.

В 1939 году многие старообрядческие семьи, как социально опасный элемент, были выселены за пределы Дальневосточного края, считавшегося пограничным. Тем немногим, кому удалось выжить в лагерях-тюрьмах, было запрещено возвращаться в Приморье. В эти же годы начался массовый исход старообрядчества за рубеж, в Китай, а далее - в Южную Америку (Паничев А.М. "О старообрядческой цивилизации в Приморье", Тихоокеанский институт географии ДВО РАН).

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Уходящее Приморье: село Дальний Кут - как жить в тайге без работы, полиции, девочек и дров

Сей, молись, жди: Родина переселенцам в приморском селе Дерсу - пока не мать, а мачеха

Уходящее Приморье: Молёный Мыс - 20 лет при свечах и генераторах