Кровавое воскресенье во Владивостоке: девять лет назад подмосковный ОМОН подавил хоровод
От "Зубра" во время акций протеста досталось и протестующим, и обычным гражданам, и журналистам (ФОТО, ХРОНИКА)
Ольга Кишаковская. Ровно девять лет назад в воскресенье, 21 декабря 2008 года, Владивосток прогремел на весь мир одной из самых громких акций протеста. Мирный хоровод вокруг елки на центральной площади с участием тысячи горожан, выступавших против повышения пошлин на ввозимые иномарки, завершился силовой акцией подмосковного ОМОНа "Зубр". Под руку силовикам попали не только непосредственные участники флешмоба, но и журналисты. ИА PrimaMedia вспоминает, как это было.
Подготовка к акциям, которые пришлись на 20 и 21 декабря, началась после того, как 10 декабря 2008 года правительство РФ приняло постановление о повышении пошлин на ввоз известных и популярных на Дальнем Востоке "конструкторов".
Первые ласточки
Сначала 14 декабря Владивосток ответил на это решение акцией, которая прошла под лозунгом "Правый руль – наш выбор". Тогда тысячи автолюбителей и пеших манифестантов провели акции. Автомобилисты колонной, с зажженными фарами и сигналами двинулась в аэропорт, въезд в который был блокирован милицией. В итоге там же начался импровизированный митинг с участием более 2 тысяч человек, подъездную дорогу митингующие блокировали своими автомобилями прямо напротив милицейского кордона. А в городе горожане колонной двинулись от лодки С-56 на Корабельной набережной до администрации края, потом к городской администрации, где мэр Игорь Пушкарев поддержал лозунг митингующих. А после протестующие направились вверх по Океанскому проспекту к Некрасовскому путепроводу…
Эта акция, равно как и выступления в других городах России, никак не повлияла на решение федеральных властей. Но буквально на следующий день, 15 декабря, во Владивостоке началась массовая пересылка sms-сообщений с датой проведения очередной акции протеста – 21 декабря. Организаторы предыдущих официальных акций отрицали свою причастность к этой рассылке.
В сообщениях содержалась следующая информация (цитата):
"Нас игнорируют! 21.12.08 – перекрываем Транссиб, дороги! … Требования: понижение 1. Пошлин 2. Тарифы ЖКХ 3. Бензина …".
Репетиция хоровода
Несанкционированная акция началась 20 декабря. Силовые структуры основательно приготовились к предстоящей "автомобильной демонстрации". К полудню центр города был буквально оцеплен представителями правопорядка: сотрудники ГИБДД стояли практически на каждом перекрестке, на площади Борцов за власть Советов мерзли представители милиции в бронежилетах.
На центральной площади к 12.00 собралось около 200 человек. Граждане сначала просто ходили по площади. На одежде многих были повязаны желтые ленточки. К 12.30 они неожиданно столпились около елки, достали плакаты и включили детские песенки "Что тебе снится, крейсер "Аврора", "Оранжевое небо"… Однако вскоре эти невинные песни под аплодисменты собравшихся поменяли на революционные тексты советских времен. В течение часа число присутствующих на площади Борцов за власть Советов дошло до 600 человек.
Самой популярной темой обсуждения среди собравшихся стало заявление премьер-министра о том, как правительство будет бороться с дефицитом отечественных автомобилей на Дальнем Востоке. Граждане достаточно скептически отнеслись к этому заявлению. Обсуждались версия, что таким образом власть планирует решать проблему занятости дальневосточного населения, ведь японские автомобили ломаются редко в отличие от отечественных. А так будет чем заняться – ремонтировать авто.
Акция протеста проходила в позитивной атмосфере в виде флэшмоба. Однако спустя некоторое время со стороны органов правопорядка последовала реакция. Сотрудники милиции отобрали у митингующих автолюбителей транспаранты. Около восьми человек были задержаны. На этом "силовая" операция завершилась.
Впрочем, незадолго до акции начальник милиции общественной безопасности Владивостока Сергей Гусев в ходе пресс-конференции оговорился по поводу отношения местных органов правопорядка к протестующим.
— Мы со своей стороны постараемся не предпринимать никаких жестких мер к митингующим. Заметьте, 14 декабря наши милиционеры относились к демонстрантам лояльно, — отметил тогда он.
В целом, акция протеста в тот день была спокойной и продлилась около двух часов. Люди разошлись, но договорились вернуться на следующий день, причем также к 12.00.
Кровавое воскресенье
А вот следующий день, прослывший среди горожан и в СМИ как "кровавое воскресенье", навсегда запомнился горожанам. В районе остановки общественного транспорта "Магнитогорская" около 12.00 в обе стороны движения прошли колонны автомобилей с черными ленточками – неофициальным символом акции.
Автомобилисты, сигналя, проехали с включенными фарами около 300 метров, после чего колонна была расформирована сотрудниками правопорядка.
В это время начиналась акция в центре города. К 12.30 порядка 600 владивостокцев пришли на площадь Борцов за власть Советов. На этот раз без транспорантов. Никто не митинговал. Люди стали водить хоровод вокруг новогодней елки, вели себя спокойно. Местная милиция в громкоговоритель несколько раз обращалась к гражданам с требованием разойтись, затем людей оцепили вооруженные дубинками сотрудники милиции Владивостока.
Через 15 минут из автобусов, подтянутых к площади, высыпал ОМОН. Это были бойцы отряда "Зубр", который напрямую подчиняется главе МВД РФ. Его накануне привезли из Москвы. Подмосковные омоновцы хватали людей, не особо разбираясь. Тех, кто оказался внутри оцепления и каким-либо образом пытался сопротивляться задерживали без церемоний. Людей пинками заталкивали в "автозаки" и увозили.
В ходе разгона несанкционированной акции против повышения пошлин пострадали многие журналисты. Представители СМИ разместились в углу площади, возле лестницы, которая ведет к парковке возле здания администрации Приморского края. Журналисты выполняли свою работу – снимали, фотографировали. Однако вскоре представители ОМОНа двинулись в их сторону.
— Смотрим – дальше как в замедленном кино – несколько омоновцев на нас идут или бегут, уже и не помню, — поделилась коллега, не пожелавшая упоминать в материале свое имя. — Операторы стояли первые. Помню, сносят Ромку Статнова (ТВЦ)… а он же здоровый! Мне кто-то истошно так кричит: беги! Я понимаю, что бежать реально надо. Народ врассыпную, краем глаза вижу, что кого-то хватают, что бегут за девушкой в красном лыжном комбинезоне, а она просто гуляла на площади. В общем, мы с подругой с двух сторон оббежали одного "зубра". Он был сильно высокий. Она его как-то обогнула, а я под рукой пробежала. Через долю секунды он разворачивается и за нами. Мы в три прыжка до магазина "В-лазер" добежали, они нам дверь открыли и закрыли тут же за нами. "Зубровец" подбежал, колотил в дверь, а глаза такие стеклянные…
ОМОН на центральной площади. 21 декабря 2008. Фото: Из архива РИА PrimaMedia
Но не всем представителям СМИ тогда так повезло. Интерес подмосковных силовиков, специализирующихся на разгонах протестных демонстраций, привлекла, в частности, съемочная группа телеканала "Россия". Несмотря на предъявленные редакционные удостоверения, корреспонденту и оператору заломили руки, отобрали съемочную аппаратуру и затолкали в фургон "автозака". Там уже как сельди в бочке томились другие журналисты. Автофургон доставил прессу в Ленинское РУВД Владивостока и после того как коллеги, "оставшиеся на свободе" дозвонились местным высшим чинам, журналистов без объяснений и извинений отпустили. Другую группу журналистов доставили во Фрунзенское отделение.
Под "горячую руку" ОМОНа тогда попали: съемочная группа 5 канала, ТВЦ, НТВ, 1 канала, NHK (оператору разбили камеру), представители газеты "Золотой Рог", "ИТАР-ТАСС", ПТР (корреспондента достаточно серьезно побили).
Как писал тогда обозреватель "Золотого Рога" Олег Жунусов, ему удалось сделать всего несколько снимков.
"Ко мне практически сразу подошел омоновец из отряда "Зубр" и, схватив за рукав, потащил к машине. Автомобиль уже был переполнен и меня не сумели впихнуть. Кулаками начали утрамбовывать тех, кто находился внутри. Подтащили с заломленными руками парня. От боли он ругнулся матом. Его тут же с размаху ударили головой о машину. Начали бить кулаками и ногами. Каждый из стоящих рядом омоновцев нанес хотя бы один удар. Похоже, у них такое правило – типа круговой поруки. Лицо парня превратилось в кровавое месиво. Я попытался повернуться, чтобы как-то придержать омоновцев. Но мое движение заметили. Тут же нанесли четкий профессиональный удар по печени и вдогонку – по затылку", — вспоминал журналист.
Всего было задержано около 200 человек. После проверки документов и звонков "сверху", уже в отделениях, многих отпускали. Часть журналистов понесли определенные потери — травмы и поврежденное оборудование. Процедура "ликвидации" несанкционированного митинга заняла около часа. "Неправильный" протест был прекращен силовым методом быстро и стремительно. Затем по периметру центральной площади было выставлено оцепление, немногие оставшиеся разошлись сами. К 15.00 площадь была абсолютно пуста…
После акции протеста вице-спикер Госдумы РФ Андрей Исаев заявил, что пересматривать постановление о повышении пошлин не планируется. В свою очередь спикер Госдумы РФ Борис Грызлов тогда заявил, что "никаких причин для столь яростного недовольства нет".
На следующий день, 22 декабря, секретарь Приморского регионального отделения партии "Единая Россия" Петр Савчук покинул свой пост, добровольно уйдя в отставку.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Приморские журналисты, снимавшие акцию протеста, стали жертвами действий ОМОНа
Никаких причин для столь яростного недовольства нет — Грызлов о протестах автомобилистов
Акции протеста автомобилистов против высоких пошлин прошли по всей России