— С 2015 года в Приморском крае сотрудники ГИБДД стали проводить внезапные проверки автобусов южнокорейского производства, осуществляющих внутригородские и междугородние пассажирские перевозки. Проверки происходили на маршрутах, автобусных остановках, водителям даже зачастую приходилось посреди дороги высаживать пассажиров. В ходе проверок привлекались дознаватели полиции, которые массово "выявляли" у транспортных средств признаки изменения номеров узлов и агрегатов. На этом основании сотрудники ГИБДД аннулировали свидетельства о регистрации ТС (СОР). На данный момент СОР аннулированы более чем у 50 автобусов.
На все возражения водителей и представителей транспортных предприятий ответ был один: "Идите в суд!". И здесь возникал первый из вопросов в этой странной ситуации: в таком случае, зачем сотрудники полиции изъяли автобус из обращения, ведь изъятие транспорта должно происходить как раз по решению суда?
Приморская "ОПОРА РОССИИ" узнала об этих вопиющих случаях из жалоб предпринимателей. Мы взяли ситуацию на контроль, и выяснилось, что Приморье – не единственный регион, столкнувшийся с этой проблемой. Более того, отправной точки для массовых проверок ГИБДД послужил Хабаровск. В Хабаровске аннулированы СОР у более чем 100 автобусов.
Мы начали тесно работать с представителями приморских транспортных компаний.
Оказалось, что попавшие "под подозрения" автобусы были ввезены на территорию РФ абсолютно законным способом: прошли таможенный досмотр, получили одобрение на выпуск на территории страны, были зарегистрированы органами ГИБДД (!), поставлены на учет и переданы покупателям в законное владение.
Причем собственники изъятых автобусов – далеко не первые владельцы ТС в России, а, как правило, вторые-третьи. Получается, что несколько лет автобусы спокойно проходили все необходимые проверки в ГИБДД, а потом внезапно – и массово! — их стали подозревать в "криминале".
Изъятые автобусы не находились в угоне. Якобы "перебитые" VIN-номера на безопасность дорожного движения не влияют. Вопросов в этой истории пока куда больше чем ответов.
Ситуации же складывались совершенно, мягко скажем, неприличные: посреди дороги останавливаются автобусы, высаживаются пассажиры, были случаи, что высаживали детей. Не обошлось и без неприятных инцидентов с иностранными туристами: гости приехали в ресторан пообедать, вышли — а туристический автобус уже изъят, причем без возможности оперативно заменить транспорт.
Совместно с уполномоченным по защите прав предпринимателей Приморья Мариной Анатольевной Шемилиной Приморская "ОПОРА РОССИИ" постаралась эту историю максимально придать огласке. Вполне логично — для решения проблемы необходимо наладить диалог всех заинтересованных сторон. В конце января текущего года мы провели круглый стол "Пути выхода из ситуации, связанной с задержанием автотранспортных средств (автобусов)", пригласили депутатов Законодательного собрания Приморского края, Думы Владивостока, представителей Таможенной службы, Приморской торгово-промышленной палаты и, главное – представителей краевого ГИБДД. Но, к сожалению, представители ГИБДД не посчитали нужным принять участие в мероприятии или хотя бы в письменном виде обозначить свою позицию.
Кроме того, мы обратились к руководителю УМВД Владивостока, полковнику Сергею Александровичу Гусеву, так как органы дознания – в его компетенции. Сергей Александрович назначил нам встречу на 2 марта, которая — видимо, по причине его занятости – к нашему большому сожалению не состоялась.
Но мы надеемся, что встреча все же состоится в перспективе и как-то поспособствует в решении проблемы предпринимательского сообщества. Ведь пассажирские перевозчики ни в коем случае не видят в лице сотрудников ГИБДД неких "врагов".
Просто мы считаем, – и готовы юридически обосновать это — что сотрудники ГИБДД не имеют оснований для подобных проверок, тем более – непосредственно на маршрутах.
По крайней мере, ни разу при проверках такие основания не предъявлялись. Складывается впечатление, что эти проверки — чрезвычайно избирательны. Между тем, предприниматели от представителей власти не скрываются и скрываться ни в коем случае не намерены: если у ГИБДД есть необходимость проверок, то пусть это происходит на стационарных пунктах с обоснованием цели этой проверки. И уж изъятие автобусов, по закону, должно происходить по судебным решениям, но никак не по заключению дознавателей, которые – я думаю, это очевидно — не имеют специальных знаний, инструментария и методик для того, чтобы провести экспертизу номеров узлов и агрегатов.
Как бы то ни было, самое главное – путем диалога урегулировать ситуацию. Представители власти и автотранспортные предприятия должны действовать в едином правовом поле законодательства Российской Федерации.
Пока же единственный результат проверок ГИБДД, по нашему мнению – потеря предпринимателями части бизнеса, лишение водителей работы, а это в наше непростое время очень сказывается на социально-экономической обстановке в крае.
Сейчас ПКО "ОПОРА РОССИИ" и Азиатско-Тихоокеанская коллегия адвокатов (АТКА) обеспечили транспортные компании юридической помощью. Теперь все внезапные проверки автобусов, которые проводит ГИБДД, происходят в присутствии адвокатов АТКА, которые следят, чтобы все действия ГИБДД проводились в рамках регламента и юридических инструкций. Теперь автобусы с маршрутов не снимаются, документы на автобусы сотрудниками ГИБДД не изымаются, предприниматели и водители продолжают работать. Владельцы изъятых из оборота автобусов – не преступники, они приобретали транспорт честным путем и рассчитывают на соответствующее отношение со стороны правоохранительных органов.
Справка: БЕРГ Петр Генрихович – руководитель комитета по транспорту Приморского краевого отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", заместитель руководителя ПКО "ОПОРА РОССИИ", директор компании "Берг".
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: