Вчера в Уссурийске состоялось дважды масштабное событие. В концертном комплексе "Горизонт" прошли дебаты участников праймериз "Единой России" на одномандатный округ №62 в Госдуму. И пока кандидаты в кандидаты разбирались, кому нужны ТОРы, и соревновались, чей вклад в закон о Свободном порте был больше, Уссурийск готовился к самому главному событию этой весны. В двух шагах от поля политических баталий открывали городской фонтан. С подробностями об одном воскресном дне второго по численности города Приморья, корр. РИА PrimaMedia.
Этих дебатов некоторые участники ждали с большим волнением. Об особой обстановке говорила атмосфера на входе КК "Горизонт". Здесь-то и развернулась подготовка к предстоящей политической дуэли, которая потом уже переместилась на сцену зала на полтысячи мест, в котором, по приблизительным подсчетам в итоге вместили не меньше 700 человек. А вся прелюдия свершилась именно перед дверями, в холле.
Прибывшие раньше времени болельщики и просто интересующиеся под аккомпанемент скрипки, выдающей то вальсы Шопена, то сонаты Бетховена, наблюдали, как боевые товарищи кандидатов занимают территорию.
Первыми у обоих входов в большой зал появились двухметровые стойки "напольной рекламы" "Единой России", которая дебаты и проводила. Чуть позже у партийной агитации появилась примерно такие же по размеру изображения главы фракции "Единая Россия" в приморском парламенте Сергея Сопчука. Предыдущие дебаты также сопровождались стойками с его портретами, но в этоn раз стиль на фото был менее формален. Через некоторое время рядом с Сопчуком разместился, как уже откровенно говорят, его основной оппонент, совладелец ГК DNS Константин Богданенко. Стойки были откровенно похожи как по размеру, так и по конструкции. На минутку закралась мысль, что кризис ударил по рынку политической рекламы и во всем Приморье остался один производитель. Но подобные сомнения мгновенно развеялись, когда шеренгу двухметровых кандидатов замкнул невысокого роста и несколько иного дизайна портрет депутата Думы Владивостока Дмитрия Поташева. Когда все выстроились в ряд и "выставка" получила законченное оформление, наблюдатели, вчитываясь в слоганы, стали искать смыслы во всей этой конструкции.
Слоганы и смыслы. Фото: Ольга Кишаковская. РИА PrimaMedia
Ровно в 12.00 в переполненном зале (на этот раз своих сторонников мобилизовали все, кроме Сергея Ярулина, он по привычке был сам по себе) началось то, ради чего сюда всех привезли.
— Второй раз открываю дебаты и удивляюсь как много людей в зале, — уже традиционно начал свою речь Константин Богданенко. В этот раз его выступление сопровождала весьма подготовленная группа поддержки в "брендированных" футболках и ветровках, с флагами и транспарантами по всему периметру зала.
Сразу стало понятно, что Константину Богданенко вторая часть названия дебатов "Экономическая и промышленная политика: ТОРы и Свободный порт Владивосток" была очень понятной. Во-первых, как признался сам кандидат, он теперь в особом положении, потому что совсем недавно получил свидетельство резидента Свободного порта. Во-вторых, предприниматель и сам приложил руку к законопроекту об СпВ.
— Все люди здесь, надеюсь, образованные и слышали, что такое логистический хаб, — предположил кандидат и подробно рассказал о проекте авиаполиса "Янковский", где он является директором, а также перспективах, которые открываются Приморью с учетом реализации этих проектов.
Менее оптимистичным на счет новых форм поддержки крупного бизнеса оказался выступивший вслед за резидентом офицер запаса Григорий Запорожан. Он предупредил публику, что за его плечами больших капиталов нет, но есть жизненный опыт. И на его веку "это уже четвертая попытка правительства поставить локомотив экономики впереди очень длинного экономического хвоста, который за последние восьми лет завел нас в тупик". Сначала, в 1991 году, были свободные экономические зоны (образец мы имеем в Находке), в 96-м году – территории социально-экономического развития, затем он вспомнил инициативы начала 2000-х, и, наконец, ТОРы.
Но инициативу президента Запорожан поддержал. Только посетовал на дороги. Наглядный пример он нашел под боком, вернее, в родном Октябрьском районе.
— Хотим расширить транспортный коридор от Уссурийска до Суйфэньхэ. Строим дорогу в 10 км и при этом убиваем 13 км дороги в Октябрьском районе большегрузами с песко-гравийной смесью, — не без грусти отметил отставной командир полка.
К слову, тема дорог очень активно звучала как в ходе выступления кандидатов, так и в вопросах-ответах. Видимо, особенности текущего состояния дорожной инфраструктуры Свободного порта Владивосток за пределами собственно Владивостока оставляет яркое впечатление.
Но не меньше Запорожана беспокоила угроза остаться за бортом ТОРов простому приморцу, потому что в законе нет ограничений по найму иностранной рабочей силы – "высококвалифицированных китайский, корейских специалистов и прочих японцев". Эти его опасения зал поддержал аплодисментами.
На фоне этих матереющих политических бойцов настоящий среди кандидатов боец, в смысле реального ринга, Александр Захаров выглядел не так уверено. Чемпион мира по кикбоксингу извинился за внешний вид (под его глазом красовался свежий синяк) и пояснил, что готовится к очередному чемпионату. Затем воспроизвел почти канонический подход к изложению государственной позиции по ТОРам и Свободному порту Владивосток. Уточнение спортивных достижений сторонников оппонентов, видимо, не напугало, поэтому вопросов молодому спортсмену задали много. Среди них были даже такие, на которые не каждый мэр крупного города-то ответит даже с подготовкой.
Прошелся аккуратно по ТОРам и кандидат Дмитрий Поташев.
— Что такое ТОРы и что нам от этого будет? В перспективе будет. В какой? Думаю, что неближайшей. ТОРы рассчитаны на 70 лет, — обрисовал он перспективу.
Впрочем, чтобы все могли себе вообразить, что же произойдет в Приморье почти через век, он спросил "хотите жить как в Сингапуре?". В ответ молчание. Еще раз переспросил, "хотите?". После уточнения, послышалось из зала редкое и неуверенное "да". Видимо о перспективе мгновенно оказаться из Уссурийска в Сингапуре зал, все таки, стоило предупредить заранее.
Далее кандидат даже как-то выругался на испанском, говоря о том, что будет сложно сделать комфортным Владивосток, и сказал, что надо время. Но более реальная перспектива для Приморья, по мнению Дмитрия Поташева, — это… северный морской путь.
— В 2012 году ученые прогнозировали что морской путь откроется через 40 лет. Уссурийск уже плавает. Может быть корабли будут плавать здесь и раньше, — предположил кандидат. Серьезный план, не поспоришь. Не стоит исключать, что он проработан в рабочей группе его коллеги по Думе Александра Приходько, который уже не первый год работает над идеей изменить русло реки Амур во имя изменения климата. Несмотря на весь юмор, выступление Дмитрия Поташева, по сути, получилось душевным. Зал положительно отреагировал на сообщение о том, что поддержать его на дебатах прибыла мама. Что сказать, оратор хороший. Многим почему-то вспомнился Никита Сергеевич Хрущев. Только без "кузькиной матери" и ботинка.
Дебаты в Уссурийске. Сергей Сопчук о ТОРах и ответственности бизнеса. Фото: Игорь Жабский для РИА PrimaMedia
Очередь дошла до земляка уссурийцев, депутата Законодательного собрания по 11-му одномандатному округу Сергея Сопчука.
"Мы услышали много правильных слов о ТОРах и Свободном порте. Но признаем, что жители имеют еще смутное представление о том, что это такое. Данные структуры пока еще не совсем влияют на повседневную жизнь", — начал он свое выступление. После чего умело перешел к вопросу подготовки будущих рабочих кадров. Программы подготовки средне-профессиональных учебных заведений пока вовсе не учитывают появление ТОРов и Свободного порта. Поэтому системе обучения в профтехучилищах нужно учесть потребности бизнеса и адаптировать ее под реалии. Также депутат похвалил сельхозпроизводителей и представителей пищевой промышленности, которые наконец-то начали кормить Китай, чьи туристы массового везут от конфеты и шоколад "Приморского кондитера", еще хлеб и колбасу с молочкой.
Затронул Сопчук и тему социальной ответственности финансового успеха, которая может быть разной. Кто-то установит скамейку в паре, кто-то детскую площадку, другой отремонтирует палату в больнице. И это нормально во многих странах. "Поэтому, если какая-нибудь крупная компания, у которой обороты больше бюджета Приморского края, построит на свои деньги больницу, то люди оценят и будут благодарны". И те зрители, кто воспринял это, может быть, на свой счет, и обычные граждане, оценили посыл аплодисментами.