От предложения вести колонку в самом мощном ИА восточной половины нашей необъятной Родины, я немного даже взвизгнул. Странно, когда мужчина в 26 лет представляет себя Кэрри Брэдшоу, но первую ассоциацию не выбирают. Я буду писать о том, что меня интересует как родителя годовалой дочки, от которой я без ума; как куратора (классного руководителя по старому стилю) молодежи в возрасте 16-17 лет в количестве 35 человек, обучающихся в одном из частных учебных заведений города; как человека ответственного за воспитательную работу в своем лицее и обучающегося в аспирантуре для того, чтобы разобраться в построении среды, которая поможет ребенку чувствовать себя нужным и важным, не будучи еще взрослым. Попробуйте дочитать, попробуйте почувствовать, попробуйте понять, а я так или иначе буду писать о том, во что вникаю, и как это во мне отзывается.
Про взрослость - стремление казаться старше своих лет у меня вызывает много вопросов. Почему дети играют во взрослых? Почему хотят скорее вырасти? Почему начинают покуривать и выпивать подростки? Почему взрослых надо слушать и нельзя ослушаться? Почему после 18 лет мало что меняется в жизни молодых людей? На такие простые вопросы можно получить достойный ответ на любой кухне на постсоветском пространстве, но я привык доверять своему опыту и классикам.
Януш Корчак – польский педагог-герой, который отправился вслед за своими воспитанниками в концентрационный лагерь и принял смерть с детьми в газовой камере, писал о том, что "детей нет – есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств". Уже одной этой меткой мысли хватит, чтобы вместе придумать ответы.
Как бы нам увидеть людей в детях, таких же, как и мы, только иначе ощущающими мир, подчас, намного полнее и ярче! Вместе смотреть, а не показывать, вместе идти и делать. Больше выслушивать, уточнять, прояснять, чтобы человек сам понял и сам принял решение. Давать ошибаться, падать, начинать, бросать, только при этом оглядываться на других, предупреждать, прогнозировать, продумывать варианты. Я оставлю вам возможность дополнить.
Педагог-психолог Сергей Нападий. Фото: Из личного архива
Почему детей никогда не берут "по делам", а берут по магазинам и к подружкам? Для чего просят выйти во время серьезного разговора, когда пришли по важному вопросу или когда родители обсуждают между собой затруднения. Детям стоит вникать, слушать важные диалоги, решать семейные проблемы, тогда они будут готовы строить отношения, обсуждать проекты и планы, смогут решать задачи подкидываемые реальностью, а не учебником физики.
С человеком, который решил начать свою жизнь в нашей семье, а не которого мы "завели", постоянно возникают ситуации, в которых нам надо быть честными и мудрыми, а не просто взрослыми. Об этом мы будем еще рассуждать.
Писать свои рассуждения, предложения и вопросы вы можете в instagram.com/napadiy и facebook.com/snapadiy.На связи.
СПРАВКА: Сергей Нападий. Специалист Психолого-педагогического центра "ID", в 2013 году окончил магистратуру ДВФУ по направлению "Психолого-педагогическое образование", в настоящее время — аспирант на кафедре "Теория и методика профессионального образования". Последние годы работает в Академическом колледже АНПОО "ДВЦНО": педагог-психолог в старших классах и заместитель директора по воспитательной работе. Финалист конкурса "Молодежная инициатива", лауреат премии "Молодежный вектор".