После того, как в отношении мэра Владивостока Игоря Пушкарева было возбуждено уголовное дело, горожане задумались, а не проклята ли должность – шутка-ли, уже четвертый глава подряд имеет проблемы с законом. Как рассказал корр. РИА PrimaMedia экс-градоначальник Юрий Копылов, кресло мэра – не заколдованное, просто должность расстрельная.
Юрий Копылов покинул место главы администрации Владивостока 12 лет назад, но до сих помнит все события того нелегкого времени – от момента, когда его продвинул на этот пост тогдашний губернатор Евгений Наздратенко, до момента, как оказался на скамье подсудимых за то, что хотел сделать город лучше. События, фамилии – все было, как вчера.
"Я пришел на должность главы не из воздуха, а с определенным опытом: после моря работал в рыбной промышленности – в "Востокрыбхолодфлоте", прошел райком, горком, крайком партии. Я помню всех тех людей, которые меня, пацана, вели по жизни, и им очень благодарен, потому что когда Евгений Иванович назначил меня исполняющим обязанности градоначальника, я к этому оказался готов – обладал всей необходимой информацией по городу. Многих знал лично, а в одиночку в портовом городе ничего не сделаешь", — отметил Юрий Копылов.
Партийный опыт, по словам экс-мэра, ему очень помог, ведь это сейчас партии политические, а тогда партия отвечала за все – от куска хлеба и бутылки кефира до нравственно-политического воспитания людей страны. Случайные люди на высокие посты, пусть и на уровне края и муниципалитета, не попадали. Давали небольшую должность, если тянешь, то двигают на ступеньку выше. Не тянешь – довольствуешься тем, что есть или же уступаешь место более выносливым и активным.
О своих мэрских делах Копылов говорит с гордостью, ведь все делал не ради галочки, а для людей. К примеру, разогнал торговцев с улицы Фокина, поставил фонтаны, чтобы люди, приезжающие в ставший открытым город, захотели сюда вернуться. Возвратил Владивостоку стадион "Авангард", который в течение нескольких лет действовал как автомобильный рынок, и спидвей. А когда случился энергетический коллапс, лично решал вопрос с Анатолием Чубайсом.
"Он тогда прямо меня спросил, на сколько я пришел в мэры, а я честно ответил, что лет на шесть. Так и вышло. Тогда и договорились о составлении плана погашения задолженности. Я был вынужден подписать этот документ, чтобы во Владивосток вернулся свет. Ведь, оказавшись без энергоснабжения, страдало все городское хозяйство – не было ни тепла, ни света, ни воды. Потому я все шесть лет платил по сложившимся ранее долгам и оплачивал текущие платежи", — вспоминает Юрий Копылов.
Денег городу всегда не хватало. Налогов Владивосток собирал 15 млрд рублей, но возвращались сюда всего 3,6 млрд. Однажды Копылов пригласил к себе на 9 этаж мэрии краевых депутатов и сказал, что не выпустит их, пока те не примут решение о присвоении Владивостоку статуса приморской столицы. В зале были лишь бутерброды и чай – народные избранники сдались через какое-то время. Это была вынужденная мера, утверждает экс-мэр, ведь за столичные функции полагалась хоть небольшая, но надбавка.
Несмотря на жесткую нехватку средств, Юрий Копылов с соратниками продолжали решать, как улучшить жизнь в городе. Чтобы автобусы не толпились на без того узких улочках, организовали площадь Семеновскую. Сверлили скважины по всему Владивостоку, чтобы у города была дополнительная вода. Даже новые источники энергии искали – чего стоят истории о том, что мэр отходы преобразовывал в мазут, а старые покрышки резал и отправлял на котельные. Работали и над повышением рождаемости – семьям новорожденных, появившихся на свет с боем курантов, вручали квартиры. Не в накладе оставались и медучреждения, принимавшие роды – им полагались бонусы в виде нового оборудования. Кстати, мэр Копылов стал крестным папой для этих четверых мальчишек и двух девочек.
"В свое время ругали за брусчатку, но с нею тротуары после дождя были без луж – вода в считанные минуты просачивалась в швы между плитками и уходила в песок. Да и при высоких температурах брусчатка не воняла, как разогретый асфальт. Так что преимущество налицо", — отмечает Копылов.
А вот колумбарий на Лесном кладбище Владивостока, который мог бы стать достойной альтернативой традиционным захоронениям, сыграл с градоначальником злую шутку. Через три года после ухода с поста Копылов получил условный срок за финансирование строительства этого объекта. По версии следствия, контракт заключался в обход процедуры муниципального заказа и без согласования с органом представительной власти.
В период мэрства Копылову угрожали много раз, грозили даже закопать на золоотвале. Но тогда время было такое – в городе постоянно были какие-то стычки между различными структурами:
"Угроз была тьма. Я при помощи правоохранительных органов и прокуратуры собрал всех "бандитов", козырявших темными визитками с тиснением золотом, и сказал им, что у меня, у мэра, к ним всего одна просьба. Если они делят бизнес и в связи с этим выясняют отношения, дерутся, стреляются и убивают друг друга, то лучше это делать за пределами Владивостока, чтобы к городу не приклеилась слава криминального. Те согласились, но попросили услуга за услугу. Говорю, что я вам могу предложить? Оказалось, маршруты автобусные, еще что-то… И вы поверьте, я вступал в диалог. Тогда чекисты уверяли, что Копылов на стрелки ходит. Да нет же, они у меня в кабинете сидели. Потому я чекистов приглашал третьей стороной, чтобы без домыслов. Приходите, слушайте! Побороть вы их все равно не можете, бандитами их не называете, они все для вас — предприниматели!".
Рабочий день тогдашнего мэра начинался в 6.00, а в 7.30 Копылов уже проводил планерку с главами районов. Каждое постановление проходило экспертизу прокуратуры, дорабатывалось в соответствии с замечаниями. Даже те самые семь "погребальных" НПА, согласно которым и строился колумбарий, до сих пор не отменены. По итогам каждого финансового года у власти глава приглашал специалистов контрольно-ревизионного управления Минфина РФ. Приезжали человек по 40, изучали документацию и составляли акты страниц по 80. Все их Копылов до сих пор хранит, мало ли когда "всплывет" какая-нибудь гадость.
"Я — однолюб, состоял в КПСС. И в идеалы, заложенные партией, верил и в период мэрства, и сейчас. А их было десять, как и в Евангелии: не убий, не укради, не обижай, делай добро другим и так далее. Меня и сейчас люди, с которыми я встречаюсь, называют последним коммунистическим идеалистом".
Собеседник агентства не скрывает, что были среди его подчиненных и те, кто наплевал на постулаты кодекса строителя коммунизма, но за все проявления коррупции и даже мысли о возможных правонарушениях Копылов карал нещадно.
Москва пальцем грозила не часто, ей, по сути, было наплевать на далекую окраину, потому больше Москву дергал Копылов. И столица откликалась. Так, с помощью федеральных средств удалось провести во Владивостоке первый саммит стран АТЭС и ЕС, на него съехались представители 116 стран. А после тут прошел чемпионат России по самбо среди женщин, несмотря на очевидные пакости со стороны краевых властей.
Экс-градоначальник признается, что в его годы у власти страдала семья, которая его практически не видела: "Я здоровался, отдавал зарплату и уходил. Получается, что даже жил на работе. Тут были сменные носки, пиджаки… Даже после моего ухода с поста мэра семья переживала, я ведь был безработным. Жена тогда достала все мои четыре диплома и спросила, зачем они мне, если они прокормить семью не могут. Хоть жарь их".
На вопрос, почему не стал второй раз бороться за кресло мэра, Копылов отвечает, что стал свидетелем форменного безобразия на выборах, когда в ход шли подкупы, устраивались митинги.
"Я счел позором участвовать в этом, потому написал на трех страницах соответствующее заявление в городскую избирательную комиссию".
Экс-мэр радуется, что к саммиту АТЭС-2012 во Владивостоке появились новые дороги, мосты и другая инфраструктура, но искренне удивляется, как возможно было украсть на статусных стройках.
"Мне обидно, что имя Владивостока сейчас связано с темой воровства и откатов. Наш город такой славы не заслужил. Каждый градоначальник должен работать за зарплату на благо жителей города и брать на себя ответственность буквально за все. Не говорить, что это не его полномочия, а просто брать и решать возникающие проблемы и вопросы. И это везде так: если все в городе хорошо – это хорошо, если плохо – виноват глава. Я считаю это правильным. На любой должности надо быть порядочным, честным и ответственным за свои поступки и дела, и, прежде всего, за свою семью, потому что это самое дорогое в жизни", — подытожил Юрий Копылов.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Строительство колумбария-долгостороя под Владивостоком могут возобновить – мэрия
Юрий Копылов намерен работать до последнего удара сердца
Будущий глава Владивостока должен иметь резиновые сапоги и лопату — Юрий Копылов