"Если надо, Коккинаки долетит до Нагасаки…", — пели когда-то во славу летчика, совершившего беспрецедентный беспосадочный перелет из Москвы в Приморье 27-28 июня 1938 года. Этот суточный воздушный марш-бросок известного пилота-испытателя Владимира Коккинаки на пару со штурманом Александром Бряндинским стал истинным успехом отечественной авиации. За сутки преодолев почти 8 тысяч километров рискованным перелетом, отважные летчики не только обновили мировой рекорд, но и проложили кратчайший путь от Москвы к берегам Тихого океана. ИА PrimaMedia вспоминает, как это было.
Если сегодня прямой воздушный перелет по маршруту Москва — Владивосток занимает не больше 8 часов, то в далеких 1930-х годах на него уходило не меньше пяти-шести дней. Именно поэтому беспосадочный перелет Коккинаки и Бряндинского из Москвы в Спасск-Дальний, совершенный за 24 часа 36 минут, стал прорывом не только для отечественной, но и для мировой авиации. Он принес летчикам заслуженное признание и звания Героев Советского Союза, а стране — новый стратегически важный воздушный маршрут.
Небесный первопроходец
Будущая легенда авиации Владимир Константинович Коккинаки родился в 1904 году в Новороссийске в большой семье, имевшей греческие корни. Окончив семилетку, в годы революции и Гражданской войны он работал на виноградниках, потом служил матросом, еще позже — портовым грузчиком. В 1925 году был призван в армию. Отслужив два года в пехоте, Коккинаки поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а после ее окончания — в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. На молодого летчика, виртуозно обращавшегося с техникой, обратило внимание командование.
"Хороших летчиков много, а прирожденных мало", — решили начальники и предложили Владимиру Коккинаки сменить амплуа, стать испытателем. Так началась его долгая и славная авиационная карьера, полная подвигов и рекордов.
Владимир Коккинаки. Фото: портал "Старый Владивосток"
"Сталин сказал — мы слетали"
Подготовку к новому рекордному перелету Коккинаки начал в начале 1938 года. Этот беспрецедентный воздушный рейс должен был стать "репетицией" более масштабного воздушного путешествия — трансатлантического перелета в Америку (его летчик осуществит в апреле 1939 года на том же самолете).
Для этой цели был выбран самолет ЦКБ-30, получивший серийное имя ДБ-3. Для перелета с него сняли вооружение, установили дополнительные топливные баки и запас кислорода для пилотов при полете на больших высотах. Созданная для рекордов машина, выкрашенная в ярко-красный цвет, получила "столичное" имя "Москва".
Самолет ДБ-3. Фото: портал "Старый Владивосток"
"Верный своему обычаю проверять все до последнего винтика, он не покидал аэродрома. Лично проверил и испытал качество горючего, резину, поставленную на колеса, сам опробовал работу новых моторов, проконтролировал установку дополнительных баков, наблюдал за монтажом приборной доски. По его указаниям бригада, готовившая машину, произвела некоторые переделки в самолете. Владимир Константинович сам проверил весь аэроплан до последнего винтика, убедился в прочности, надежности и целесообразности всего оборудования и только тогда заявил наркому о готовности к старту", — пишет в книге "Владимир Коккинаки" Лазарь Бронтман.
Перелет во Владивосток одобрял лично Иосиф Сталин, по многочисленным свидетельствам, благоволивший Коккинаки и восхищавшийся его талантом. Непосредственно перед вылетом вождь пригласил своего "сокола" в Кремль, где пожелал ему удачи.
Бряндинский и Коккинаки намечают маршрут Москва — Владивосток. Фото: из книги В. Коккинаки "Курс на Восток"
"Товарищ Сталин сказал нам: "Слетайте за сутки на Дальний Восток". Мы сели и слетали. Дело сделано", — говорил Коккинаки на одном из торжеств, посвященных знаменательному полету.
На Дальний Восток
За несколько дней до старта Коккинаки и Бряндинский совершили испытательный беспосадочный полет с полной нагрузкой по маршруту Москва — Киров — Москва. Самолет вел себя отлично, все оборудование работало безотказно.
Летчик-испытатель Владимир Коккинаки в 1936 году. Фото: портал "Старый Владивосток"
По признанию самого Коккинаки, за всю его практику этот полет стал самым тяжелым, погодные условия были очень сложными. Летчикам приходилось то спускаться до 30 метров, почти задевая верхушки деревьев, то набирать высоту до семи тысяч метров. Один из участков пути они преодолели под проливным дождем на бреющем полете, ориентируясь только по приборам.
Плохая погода стала препятствием для посадки в районе самого Владивостока, и летчики ушли к Спасску-Дальнему, где на местном военном аэродроме благополучно посадили летную машину.
"Вылетевший 27 июня в 8 часов 36 минут со Щелковского аэродрома (вблизи Москвы) в беспосадочный перелет по маршруту Москва — Хабаровск — район Владивостока экипаж в составе летчика Коккинаки В. К. и штурмана Бряндинского А. М. на двухмоторном самолете "Москва" конструктора Ильюшина С. В. блестяще выполнил поставленное задание и 28 июня в 9 часов 12 минут по московскому времени благополучно произвел посадку в Спасске в 155 километрах от Владивостока. Героический экипаж самолета "Москва" вписал блестящую страницу в историю советской и мировой авиации", — говорилось в отчете правительственной комиссии о полете.
В Спасске-Дальнем герои-летчики были тепло встречены бойцами и командирами, а также руководством края и Тихоокеанского флота.
Встреча экипажа самолета "Москва" в Спасск-Дальнем. В центре — маршал В.К. Блюхер и В.К. Коккинаки. Фото: из книги В. Коккинаки "Курс на Восток"
"Москва, Кремль
Товарищам Сталину, Молотову, Кагановичу, Ворошилову, Ежову.
Перелет Москва — Владивосток выполнен за одни сутки.
Летчик Коккинаки. Штурман Бряндинский".
"Москва, Кремль
Товарищам Сталину, Молотову.
Ваше доверие оправдал, задание выполнил.
Коккинаки".
В ответ из Москвы пришла телеграмма, подписанная членами Политбюро, руководителями партии и правительства. Первой стояла подпись Сталина. В телеграмме говорилось:
"Горячо поздравляем вас с блестящим выполнением правительственного задания. Героический перелет Москва — Хабаровск — район Владивостока, покрывший свыше 7600 километров труднейшего пути в течение 24 часов и 36 минут, вписывает новую замечательную страницу в историю советской и мировой авиации. Трудящиеся Советского Союза гордятся вашей победой. Обнимаем вас и жмем ваши руки".
Через два дня во всех газетах был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР: за героический беспосадочный дальний перелет по маршруту Москва — район Владивостока и за проявленное при этом выдающееся мужество и мастерство Владимиру Константиновичу Коккинаки и Александру Матвеевичу Бряндинскому было присвоено звание Героев Советского Союза и выдана единовременная награда по 25 тысяч рублей. Народный комиссар обороны товарищ Ворошилов присвоил им звание комбригов.
Это был первый полет такого рода, совершенный в России. Летчики доказали, что преодолеть за сутки расстояние из центра России до Дальнего Востока — возможно.
"Задачи перелета были довольно обширными. Нам хотелось в кратчайший срок связать Москву с Дальним Востоком, доказать, что тихоокеанские рубежи советской земли вовсе не так отдалены от сердца страны, как это принято думать, и что их можно в любой момент быстро достигнуть", — впоследствии писал Коккинаки в мемуарах.
В течение нескольких дней летчики знакомились с Приморьем, осматривали береговые укрепления, побывали на судах Тихоокеанского флота, в частях ВВС, дислоцированных в крае. Краевые и центральные газеты на первых полосах давали восторженные отчеты и репортажи с фотографиями пребывания экипажа "Москвы" в Приморье. Журналисты не скупились на эпитеты и оценки, называя полет фантастическим, беспримерным, именуя его блестящей победой советской авиации.
4 июля самолет "Москва" перелетел из Спасска в Хабаровск. Экипаж побывал в Комсомольске-на-Амуре и, наконец, 13 июля вылетел в обратный рейс в Москву, где был встречен со всеми почестями.
Грандиозный перелет Коккинаки и Бряндинского вдохновил других советских летчиков на еще один рекордный полет в дальневосточный регион. В сентябре 1938 года, 24-25 числа, женский экипаж в составе летчиц В. С. Гризодубовой, П. Д. Осипенко и М. М. Расковой на самолете АНТ-37 "Родина" совершил беспосадочный перелет из Москвы в Керби (район Комсомольска-на-Амуре) протяженностью 6 450 км. В ходе этого перелета (26 часов 29 минут) был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полета. Но это уже другая история.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Космонавт Григорий Нелюбов: загубленная жизнь из-за бокала шампанского
Знаменитый летчик Каманин искал в Приморье площадки для новых аэродромов
Боевая техника из Приморья в Великой Отечественной: что строили на деньги Фонда обороны