Илья Сачков – инноваторам Дальнего Востока: Успешный стартап в России абсолютно реален

30-летний основатель лидера в сфере кибербезопасности Group-IB – о стратегии "голубого океана", предпринимательском "фарте" и вере в себя
Илья Сачков. Фото: Предоставлено компанией Group-IB

Одним из самых интригующих мероприятий технологического фестиваля Фонда "Сколково" Startup Village by THE SEA (пройдет во Владивостоке уже в предстоящий четверг, 8 сентября) уже сейчас можно назвать дискуссионную сессию "Ломая шаблоны", которую организаторы задумали провести в формате Inspiration talks – "бесед, которые вдохновляют". Специально для того, чтобы "расширить горизонты" участников фестиваля, по приглашению команды "Сколково" в качестве ключевых спикеров сессии выступят и молодые российские предприниматели, уже добившиеся впечатляющих успехов в бизнесе высоких технологий. Илья Сачков, основатель и совладелец "топовой" на рынке кибербезопасности компании Group-IB, в ходе Skype-интервью рассказал корр. РИА PrimaMedia, каким он видит современный стартап-процесс в России и на что собирается вдохновить участников Startup Village by THE SEA.

САЧКОВ Илья Константинович, основатель и совладелец одной из крупнейших российских частных компаний в области компьютерной безопасности Group-IB. Родился 1986 году в Москве. С отличием окончил МГТУ имени Н. Э. Баумана (кафедра информационной безопасности, факультет информатики и системы управления). В области информационной безопасности работает с 2003 года, занимается расследованием и разработкой методик по новейшим типам компьютерных преступлений. В 2010 году стал первым российским лауреатом премии международной конференции Digital Сrimes Consortium за вклад в международный обмен опытом в области компьютерной криминалистики.

— Илья, вы приглашены на Startup Village by THE SEA во Владивосток, образно говоря, именно "ломать шаблоны" — и своей личной историей, и своими идеями. Вы уже знаете, с каким посланием вы обратитесь к аудитории?

— Я хочу сказать вот о чем: если есть цель сделать что-то интересно, то в современном мире — даже в России, со всеми нашими сложностями — возможность это сделать есть. Важно понять, что ограниченных ресурсов у молодого предпринимателя-инноватора есть только два – это время и здоровье. Найти единомышленников, найти капитал, найти клиентов, преодолеть сложности -абсолютно реально, и я могу рассказать об этом на своем примере.

Я вырос в абсолютно простой семье (я редко об этом говорю, но в моей семьей были проблемы с финансами). И абсолютно с нуля, не имея никаких контактов ни в сфере информационной безопасности, ни в силовых структурах, в юном возрасте мы начали строить компанию, которая сейчас вне зависимости от политических сложностей экспортирует из России очень интересные ИТ-решения в 26 стран мира.

Мне сейчас 30 лет, и я бы хотел рассказать, как это получилось у меня. И за то время как я работаю — с 2003 года — я скопил несколько лайфхаков. Это то, на что я бы обратил внимания начинающих и не начинающих предпринимателей, это то, что я бы хотел в свое время получить еще в школе. Но в моей истории некоторые из этих знаний пришлось искать самостоятельно, буквально "наступая на грабли", хотя сегодня эти случаи уже описаны в литературе, многие международные предприниматели эти лайфхаки знают и используют. В России же, к сожалению, о них мало говорят.

Поэтому я бы хотел поделиться своим примером и вдохновить людей — вне зависимости от возраста – на следующее: "Нужно что-либо делать — вне зависимости от сложностей".

Российское предпринимательство ведь чем отличается от американского? Мы преодолеваем очень много сложностей в любом типе бизнеса. Я не знаю ни одного предпринимателя в России, который бы сказал, что у него все нормально и нет никаких проблем. Постоянно есть какие-то сложности и проблемы. И просто нужно изначально все это рассматривать как некую интересную историю, как интересный процесс, а не как непреодолимое препятствие — и все будет получаться.

Собственно говоря, про это все я и расскажу – и как мы искали капитал и клиентов, и какие психологические сложности я преодолевал — и надеюсь, что этот опыт поможет ребятам.

— По вашей оценке, какое значение на пути развития стартап-проекта играет везение? Или некий "фарт" не так уж и важен?

— Есть такая хорошая книжка на тему теории вероятности и случайности, называется "Несовершенная случайность". Там про "теорию фарта" в предпринимательстве очень хорошо написано. Конечно, в жизни любого человека — не только в предпринимательстве — играет роль некая случайность. Резюмируя то, о чем говорит упомянутая мной книга, можно сказать так: эта "случайность" происходит, когда предприниматель постоянно пытается что-то делать: у него не получилось один раз, он попробовал по-другому, и еще раз попробовал, потом — еще раз. Грубо говоря: если у вас есть кубик с очками и вам нужно, чтобы выпала "шестерка", часто необходимо несколько раз кидать кубик. Пусть не получилось сразу, но мы точно знаем — не может быть такого, что мы будем бросать кубик сто раз и "шестерка" ни разу не выпадет.

Поэтому в истории Group-IB везение было, но больше везения нам помогло то, что мы делали технологии, которые действительно решают проблему. То есть работали в направлении "голубого океана": разных решений по информационной безопасности в мире было много, а мы предложили такое, которое позволяет предпринимателю действительно решить проблему. И, соответственно, я бы предпринимателям порекомендовал не надеяться только на случайности, здесь нужно просто делать много попыток.

Но все-таки значительно более правильная и вероятная стратегия – это стратегия "голубого океана", то есть делать то, что никто еще не делает в мире, делать то, что еще никто не делает в твоем регионе, либо делать что-то значительно лучше, чем конкуренты.

И такие примеры в России есть. Например, платежная система Qiwi. Ее авторы не были первыми, кто придумал технологию микроплатежей и терминалов, до этого были и другие компании. Но они первые сделали так, чтобы это было очень удобно для людей, максимально быстро и безопасно. Поэтому они очень быстро выросли.

Поэтому фарт и везение – конечно, случаются в жизни, но больше все-таки играют роль некая стратегия, которую вы используете в работе, и сила воли, умение повторять и повторять некие действия, которые с первого раза, может быть, и не приносят результат.

И важно понять, что просто так не бывает ничего. Истории, когда кто-то мгновенно "взлетает" исключительно благодаря везению, на самом деле очень мало. Просто мы ошибочно думаем, что они частые, потому что о них много говорят в прессе. Соответственно, наш мозг здесь нас немного "разводит". А в реальной жизни нужен больший упор на стратегию и на силу воли.

— Вы не допускаете такую возможность, что 8 сентября вам захочется выступить ментором или даже инвестором какого-либо регионального стартапа из представленных на Startup Village?

— Инвестором — только если предложенная технология будет комплиментарна с той технологией, которую делаем мы, то есть будет в области борьбы с высокотехнологичной преступностью. Что касается менторства — может быть, и такая история получится.

Но сразу оговорюсь: меня, у которого совсем нет времени, проект либо лично человек должны очень сильно заинтересовать. Надо сказать, что опыт у меня такой есть – и как микроинвестора-ангела, и как ментора. Но это должна быть комбинация: отличная предпринимательская идея и чтобы на психологическом уровне мне было интересно общаться с человеком. Так что в целом ответ на ваш вопрос, скорее всего – да.

— А какие продукты или проекты в ИТ-сфере "родом с Дальнего Востока" вам уже известны?

— Я знаю интересную компанию, она находится в Хабаровске, они делает очень прикольный мессенджер. Про многие компании, которые будут принимать участие в Startup Village, я уже что-то читал и очень хочу познакомиться со всеми проектами во время фестиваля.

— По вашему опыту, у ИТ-сообществ в разных регионах есть какие-то особенности?

— В принципе, современная теория говорит: неважно, где находится компания, и совершенно нне обязательно переезжать в Москву или Сан-Франциско, чтобы стать успешным. Я сторонник того, что развивать проект надо там, где находится сам предприниматель. Если взять опыт США, то почему там каждый штат имеет развитую экономику? Потому что все реконцентрируется в одном месте. Компания видит потребность в новой ИТ-идее — и запускает ее там, где она сама находится. Поэтому и экономика развивается. Будут развиваться университеты, которые в свою очередь выпускать кадры, которые будут оставаться в регионах. Фактически, это будет положительно влиять на экономику страны, что равняется росту общего благосостояния.

— Тем не менее, среди наших местных стартаперов бытует мнение, что в Москве продвигать инновации лучше, там, образно говоря, "сам воздух пожирнее". Что вы думаете по этому поводу?

— Неравенство есть. Но — не для предпринимательства. Есть неравенство в области контента, мероприятий и возможностей встреч с людьми. Москва — это место, куда нужно приезжать, знакомиться с людьми, слушать, участвовать в интересных конференциях, показывать свои проекты, забирать идеи и опыт, забирать контакты — и дальше с этими контактами вполне возможно работать удаленно. Есть акселераторы в Москве, куда можно приехать на неделю, на месяц, есть конференции, которые можно смотреть удаленно.

Неравенство есть, но чтобы это преодолеть в будущем, такие конференции, как Startup Village, нужно чаще проводить в разных регионах. Предприниматели должны где-то обучаться, возвращаться в свои города и внедрять идеи.

На самом деле есть и другое неравенство: в Москве с учетом большой конкуренции между стартапами будет значительно сложнее продвинуть проект, а в регионах возможность "голубого океана" гораздо выше. Дальний Восток, например, его близость к Азии, в том числе по часовым поясам – это потрясающая возможность делать какие-то проекты с потенциальным экспортом в Японию и другие страны АТР.

В целом я считаю, что неравенство есть в некоей контентной истории, а во всем остальном — я не соглашусь. Сейчас не 90-ые годы прошлого века, в Интернете можно делать все, компания может находиться в Таиланде и, будучи русской компанией, на весь мир продавать авиабилеты. Ребята, находясь в Нижнем Новгороде или где угодно еще, делают проекты на весь мир. Так что неравенство точно уже значительно сглаживается. Но как место, где можно учиться, где можно встречать людей, которые привнесут в проект экспертизу или опыт, Москва сейчас все-таки явно перевешивает другие города РФ.

— Какие особенности национального менталитета, по вашему мнению, мешают человеку – при высоком уровне образования и наличии инновационных идей — стать стартапером в России?

— Мешает неверие в себя. Предпринимательский дух находится у нас в младенческом состоянии, ведь долгое время во времена СССР и царской России лишь ограниченное количество людей занималось предпринимательство. В целом российское общество относится к предпринимателям плохо, правоохранительные органы воспринимают предпринимателей как "коммерсов", люди, которые добиваются успеха, обычно вызывают зависть – дух предпринимательства в России в очень плохом состоянии.

Из-за этого, в целом, люди не верят в себя, не верят в то, что можно изменить систему. И многие жаждут быстрой наживы. Соответственно, они пробуют что-то, у них не получается, и они либо перестают это делать, либо начинают делать что-то другое. Концентрация и вера в себя, вера в то, что все что угодно можно преодолеть – это то, что не хватает российскому обществу. Распространенное мнение – "За нас все решено, вряд ли что-то можно изменить, все куплено, везде нужны связи, везде коррупция". Да, это все есть. Но при этом если ничего не делать, то ничего не измениться.

Я считаю, что эти негативные психологические качества – жажда быстрой наживы и неверие в себя – главное, от чего нам нужно избавляться.

— Как вы считаете, что сейчас важнее для развития инноваций в России — точечно помогать отдельным перспективным проектам или же прикладывать усилия для создания сообщества людей и компаний, способного генерировать высокотехнологичные и успешные на рынке решения?

— Если можно было бы выбрать что-то одно, то я — за точечный поиск перспективных проектов. Как локальная стратегия это сейчас будет работать эффективней.

При этом, конечно же, в целом не менее важно развивать предпринимательскую среду и взращивать "слой предпринимателей", но это — общенациональная задача, это должно быть частью нашей национальной идеи. А быстро и искусственно такие вещи не делаются.

И, скорее всего, именно благодаря точечному поиску перспективных проектов и их "взращиванию" информация об успехе этих проектов и их экономической пользе будет влиять и на экономику страны, и просто на восприятие людей. Когда твой сосед начал что-то делать, у него получилось, он создал рабочие места — ты видишь конкретный пример, и тебе тоже хочется заниматься чем-то подобным.

Поэтому сейчас я — за точечный поиск перспективных проектов, я за то, что даст эффект быстрее – это точечные акселераторы и помощь людям, которые уже хотят что-то делать.

Людей, которые ничего не хотят, и так огромное количество, и это как борьба с курением — мы тратим на это огромные ресурсы, но многие люди просто не желают, чтобы об их здоровье заботились. Так что лучше помогать тому, кто сам хочет исправиться.

От РИА PrimaMedia напомним, что 8 сентября в рамках масштабного технологического фестиваля Startup Village by THE SEA команда Фонда "Сколково" с помощью лучших европейских менторов акселератора Startup Sauna (Финляндия) проведет конкурс среди лучших стартапов Дальнего Востока. Победители конкурса получат возможность вывести свой проект на общероссийский и европейский уровни, а участники мероприятия (приглашаются все желающие) приобретут уникальный опыт погружения в инновационную тематику, заряд творческой энергии и компетенций.

Зарегистрироваться на мероприятие и познакомиться с программой фестиваля можно здесь.

Справка: Group-IB – одна из ведущих международных компаний по предотвращению и расследованию киберпреступлений и мошенничеств с использованием высоких технологий. С 2003 года работает в сфере компьютерной криминалистики, консалтинга и аудита систем информационной безопасности, обеспечивая защиту крупнейших российских и зарубежных компаний от финансовых и репутационных потерь. Обладает крупнейшей криминалистической лабораторией в Восточной Европе и собственным Центром оперативного реагирования CERT-GiB.

Первый российский поставщик threat intelligence решений, вошедший в отчеты Gartner. В 2015 году названа в числе семи самых влиятельных игроков в сфере информационной безопасности по версии британской редакции издания Business Insider. Многолетний опыт Group-IB воплощен в системе раннего предупреждения угроз Bot-Trek – линейке продуктов, основанных на наиболее актуальных данных киберразведки и глубоком анализе реальных хакерских атак. 13 октября этого года Group-IB проводит ежегодную конференцию, на которой представит результаты своего годового исследования тенденций развития киберпреступности. Больше информации о конференции — 2016.group-ib.ru.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Ахмед Моуффэк: На Startup Village во Владивостоке мы найдем лучшие стартапы и лучших людей

Эксперты: Startup Village "Сколково" в Приморье – шаг к созданию интеллектуального хаба

Алина Суслова: Команда "Сколково" погрузит участников Startup Village в мир инноваций

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia