После праздничного авиашоу, которое состоялось на летно-испытательной станции авиакомпании "Прогресс" в Арсеньеве в честь 80-летия предприятия 9 сентября, РИА PrimaMedia удалось взять короткое интервью у замначальника летно-испытательной станции в полетной службе, летчика-испытателя Владимира Утвы. Именно он во время авиашоу был за штурвалом визитной карточки "Прогресса" — вертолета Ка-52 "Аллигатор" — и совершал фигуры летного пилотажа.
— Владимир Алексеевич, на "Прогрессе" более сотни летательных аппаратов прошли испытания, и почти все — через ваши руки. Есть ли у вас чувство тревоги, когда вы садитесь в кабину нового вертолета, или вы спокойны?
— Машина новая есть машина новая. Естественно, в такие моменты я нахожусь в полной готовности, с надеждой, что все будет хорошо.
— Какие у вас ощущения, когда вы летаете на вертолете Ка-52?
— Что тут говорить, вы сами все видели — что машина может позволить. Мне кажется, это прекрасный вертолет. Один из лучших в России, а может, и в мире, потому что он создан для таких маневров.
— За штурвалом какого летательного аппарата вам нравится быть больше всего?
— Конечно, за Ка-52. Это особый вертолет. Когда к нему подходишь, когда его трогаешь, когда на нем летаешь, просто душа замирает. Я много вертолетов видел, но этот – этот особенный во всех отношениях.
— На каких вертолетах вы еще летали?
— Ми-8, Ка-27, Ми-2, Ми-34, Ка-50…
— Вы были в числе тех пилотов, кому довелось одним из первых испытать в полете Ка-50?
— Нет, я не был одним из первых. Просто так получилось, что в свое время ушел ряд старых летчиков-испытателей, а я пришел.
— А первый "Аллигатор" был вашим?
— Да. Я имею в виду, здесь, на заводе. И, как вы видите, до сих пор я в него в люблен.
— Какая фигура летного пилотажа, какой маневр для вас является самым захватывающим?
— Для меня самая впечатляющая вещь – это пилотаж на больших скоростях, потому что он требует координации, своевременного вмешательства и большой концентрации.
— А не побрились вы сегодня по суеверию "пока не сел, бриться не буду"?
— Да, вы угадали.
— С чем можно сравнить любовь к вертолету?
— С любовью к жене, наверное.
— Сегодня открыли памятник "Черной акуле", вертолету, на котором вы лично летали. Что вы чувствуете по этому поводу?
— К сожалению, "Черных акул" было выпущено мало, но у нас в городе останется их частичка. Люди будут ходить и долго вспоминать свою молодость и как работали над этим вертолетом.
Напомним, одноместный ударный вертолет Ка-50, известный как "Черная акула", разработан ОКБ Камова под руководством главного конструктора Сергея Михеева и выпускался арсеньевской авиационной компанией "Прогресс" имени Н. И. Сазыкина. Первый полет судно совершило в 1982 году, было принято на вооружение в российской армии в 1995-м. Вертолет предназначен для поражения бронетанковой и механизированной техники, воздушных целей и живой силы на поле боя. С серийного производства Ка-50 сняли в 2009 году. Сейчас "Прогресс" производит только его модификацию — вертолет Ка-52. Арсеньевский завод в этом году отметил свое 80-летие.