Один из самых больших в мире Приморский океанариум 6 сентября открыл свои двери для посетителей. За первый месяц работы его уже посетили около 120 тысяч человек. За это время успели вскрыться некоторые проблемы, с которыми сотрудникам пришлось разбираться не отрываясь от основной работы. О том, как сегодня работает океанариум, от кого приходится защищать экспонаты и почему в городе столько слухов про скорое закрытие учреждение РИА PrimaMedia рассказал его директор Вадим Серков.
– Добрый день, Вадим Михайлович. Поздравляю вас с первым месяцем работы океанариума! Какими впечатлениями вы может поделиться по итогам работы за это время?
– Здравствуйте, спасибо за поздравления. Мы даже как-то и не заметили, что уже месяц прошел. По количеству посетителей могу сказать только приблизительно: ежедневно у нас было примерно по 5 тысяч человек. Могло бы быть и больше, если бы мы неправильно выстроили политику продажи билетов. Мы ведь изначально решили не продавать билеты в океанариум, чтобы здесь не выстраивались очереди, не было ажиотажа, давки и негатива, связанного с тем, что люди не могут купить билет. Жизнь показала, что этот расчет был правильный. В городе работало много касс, люди покупали билеты заранее, и таких проблем со многочасовыми очередями, как например, при открытии Москвариума, нам удалось избежать.
Сейчас уже начал спадать поток посетителей, и в последние дни через нас проходит менее 3 тысяч человек в сутки. Ажиотаж спадает, так что скоро мы запустим продажу билетов на территории самого океанариума. Скорее всего, это произойдет уже в ноябре.
Если говорить о проблемах, сложности были связаны с парковой. Приезжие заполняли автомобилями разворотное кольцо так, что большие автобусы не могли развернуться, и приходилось запускать маленькие.
Чего мы не ожидали и что нас удивило – большое желание посетителей не просто посмотреть, а получить экскурсию. И это несмотря на то, что у нас очень много информации на стендах, на мультимедийных экранах. По сути вся информация, которую могут рассказать экскурсоводы, наглядно представлена. Но люди все равно хотят слушать ее а не читать.
Мы к открытию подготовили группу из 10 экскурсоводов, с которыми работали 2,5 месяца. Но даже их не хватает. Сейчас готовим группу волонтеров из числа студентов ДВФУ, которые тоже пополнят ряды работников океанариума. Когда они пройдут учебу и постажируются, мы заключим с ними договоры. Так что экскурсоводов у нас станет больше.
– Может быть, стоит внедрить аудиогиды?
– И такое мы тоже планируем. На Русском языке информация уже начитывается, на английский переведена. В планах также перевести тексты на китайский, корейский и японский языки. Думаю, через месяц-два мы запустим эту услугу.
– Сегодня у всех на слуху информация о том, что океанариум переживает нашествие вандалов. Это правда?
– К сожалению, посетители оказались "более раскованными", чем мы предполагали. Что-то из того, что было сломано, уже исправили, а что-то еще чинится. Но вандализм не носит катастрофического характера. Мы относимся к этому с пониманием, хотя и расстраиваемся.
– А какие самые вопиющие факты вы можете вспомнить?
– Ну например динозавр в зоне эволюции, который открывает рот, шевелится – люди на нем просто катались. Другие крошат хлеб и что-то кидают в открытые бассейны с рыбами. При том, что рыбы кормятся своевременно, у них свой рацион, никто из них не голодает. Но посетители видимо считают иначе и крошат туда еду. Но пока ничего не остается кроме как воспитывать наших посетителей. Надеюсь, и с вашей помощью тоже.
– А против "вандалов" вы принимаете какие-нибудь меры?
– Да, пришлось некоторые экспонаты огородить специальными лентами, которых раньше их не было. Теперь к каждому экспонату нельзя подходить слишком близко. Также мы увеличиваем количество сотрудников в экспозиционной зоне. Там же мы установили информационные таблички "не снимать со вспышкой", "не кормить" и так далее. Что интересно, даже такие таблички дают результат.
– Некоторые люди возмущаются, что в России "лишь бы только запрещать". Якобы за границей можно фотографировать хоть со вспышкой, хоть без, и никто не страдает.
– Это совсем не так. Везде в океанариумах съемка со вспышкой запрещена. Приведу простой пример, через несколько дней после открытия мы обнаружили, что хамелеон не может попасть в сверчков, которыми мы его кормим. Оказалось, что от этих вспышек, которыми посетители пользуются, он… не ослеп, но стал испытывать временные проблемы. Забился в угол и совсем перестал питаться.
Чтобы это исправить, мы его убрали в подсобное помещение, и через несколько дней он восстановился. Действительно, от вспышек животные просто слепнут и не могут кормиться.
– Скажите, а на сколько процентов океанариум уже заполнен? Будут ли появляться новые обитатели?
– В цифрах точно сказать не могу, но контракты на поставку рыб заключены до конца года, и поставки продолжаются. Большая часть рыб находится сейчас на карантине в Научно-адаптационном корпусе. По мере завершения карантина они будут переселяться в главный корпус. Процесс, который мы начали в марте этого года, продолжается.
И посетители видят, что океанариум пополняется. Экспозиционная привлекательность полностью достигнута. Даже бассейн "Океанская бездна" уже великолепно выглядит. Там есть и большие стаи рыб, и скаты. Все прекрасно смотрится.
– А дельфины, моржи?
– Морские млекопитающие уже все на месте. Остались только рыбы.
В планах привезти несколько относительно крупных акул, длиной до полутора метров.
Если у поставщика получится выполнить обязательства, то они появятся у нас до конца года. Конечно, акулы бывают и крупнее, но перевозить их очень сложно и дорого. Так что лучше мы их тут дорастим.
– Говорят, премьер-министр Японии Синдзо Абэ, посещая океанариум в начале сентября вместе с Владимиром Путиным, пообещал подарить пингвинов?
– Да, пообещал. Причем, сделал это с такой интересной формулировкой. Он сказал: "Мы проверим условия содержания и примем положительное решение". Сейчас мы находимся в состоянии обсуждения этих вопросов с японской Ассоциацией зоопарков и аквариумов, предоставляем им информацию об условиях содержания у нас, обсуждаем, какое количество птиц к нам придет. Так что пингвины будут, но пока рано говорить, когда.
– Есть сомнения, не закроется ли океанариум в ближайшие дни?
– Эти сомнения возникли из-за того, что мы пока не продаем билеты на вторую половину октября. Не продаем по простой причине: 1 сентября произошла реорганизация океанариума. Мы объединились с еще двумя научными организациями, входящими в состав РАН – с Институтом биологии моря и Дальневосточными морским заповедником, известными и авторитетными организациями. Объединившись, три эти организации создали Национальный научный центр морской биологии.
В процессе реорганизации, в процессе смены юридического лица, произошла смена счетов. У нас получился месячный перерыв с оформлением счетов, что повлекло задержу с закупкой партии новых билетов. Те, что были закуплены до этого, были рассчитаны примерно до 15 октября.
В ближайшее время новые билеты поступят в кассы, и продажа продолжится. Закрываться океанариум не будет.
– Океанариум от объединения выгадал или потерял?
Объединение принесло пользу всем. Мы и раньше тесно сотрудничали, потому что и морской заповедник, и океанариум вышли из стен института биологии моря. Объединившись, мы еще теснее укрепили связи. Для нас – научное сопровождение со стороны ученых становится более тесным. Научные сотрудники будут принимать участие в образовательных программах. Ученые же получают базу для научных исследований. Нет необходимости ехать куда-то далеко, у нас большая живая коллекция, с которой можно работать.
В океанариуме будет работать шесть научно-исследовательских лабораторий. Комплектация оборудованием еще продолжается, но эту работу мы завершим до конца года. В следующем году лаборатории откроются для научных исследований, причем, не только в локальном режиме, все ученые мира смогут приехать сюда, провести на нашей базе научные исследования. И мы позиционируем океанариум именно как базу, открытую для всего научного сообщества.
– А ваша должность поменялась в связи с реорганизацией?
– Океанариум стал филиалом научного центра. Я стал директором филиала и одновременно заместителем директора Национального научного центра морской биологии. Директор центра – академик Адрианов.
– На январские праздники океанариум буде работать или отдыхать?
– Мы обязательно будем работать на январские праздники. Мы же, в первую очередь, созданы для посетителей. Не знаю точно про 1 января, но в остальные дни, конечно же, будем работать.
– График работы меняться не будет в ближайшее время? Шесть дней в неделю, кроме понедельника?
– Мы сейчас совместно с департаментом образования и науки готовим программы для разных возрастов. Идея заключается в том, чтобы все школьники как минимум Владивостока, а может быть, и всего Приморского края за время учебы в школе как минимум три раза посетили океанариум с образовательными уроками. Эту программу мы запустим, я надеюсь, в самое ближайшее время. Уж в этом году – это точно. И мы планируем один день в неделю выделить специально для занятий со школьниками.
Я надеюсь, что остальные жители города, посетители, воспримут это с пониманием. Потому что сейчас людей много, проводить какое-то образовательное мероприятие практически невозможно, так как в залах очень шумно из-за количества посетителей.
Мы будем закрываться один день в неделю для посетителей, но открываться для школьников.
Причем, мы будем приглашать сотрудников, в том числе, Института биологии моря, то есть профессиональных ученых, которые могут рассказать гораздо больше той информации, которая представлена на стендах.
Сейчас определяем, будет ли это платно, или нет. Думаю, что даже если это будет платно, то плата будет небольшая, не боле 100 рублей для школьника за одно мероприятие.
– Какой это будет день недели?
– По всей видимости, среда.
– Как вы считаете, 950 рублей – это нормальная цена за билет?
– Многие сегодня, кто платит эти 950 рублей, даже не знают, что получает в дар от государства еще как минимум такую же сумму и даже большую. Потому что содержание такого большого комплекса стоит довольно дорого, и себестоимость билета в два раза выше, чем его розничная цена.
– А вообще планируется вывести океанариум на самоокупаемость?
– Если бы ставилась задача вывести океанариум на самоокупаемость, он бы изначально был другим. Во-первых — гораздо меньше.
Но задача океанариума – быть не просто большим, а самым большим в мире. Задача была построить объект, который станет центром привлечения туристов во Владивосток, на Русский остров. То есть рядом должны быть построены и другие объекты, которые в комплексе будут привлекать все больше и больше туристов.
Почему так интересен Гонконг, Сингапур? Потому что там можно неделю провести, все время посещая новые места, и все время будет интересно. А про Владивосток до недавнего времени говорили, что больше чем на два дня туристов занять нечем.
Эту ситуацию можно изменить, развивая на Русском острове туристическую зону, двигаясь от океанариума дальше. Можно построить рядом аквапарк, гостиницу, парк аттракционов, сафари-парк... И такие туристические объекты между собой не конкурируют, только усиливают общую привлекательность.
– Нужна же еще транспортная доступность.
– К нам автобусы ходят регулярно. По этому поводу хочу огромную благодарность выразить городской администрации, которая пообещала продлить автобусные маршруты, построить разворотное кольцо и остановку и все работы выполнила в срок. Автобусы справляются с потоком, и в планах у нас развитие парковочных зон рядом с океанариумом.
– Планируете ли открыть территорию для бесплатного посещения или сделать входной билет отдельный?
– И тот и другой варианты рассматриваются. Пока мы не приняли решение, хотя, конечно, хотелось бы дать возможность всем желающим гулять. Вы видите, что территория красивая, что на ней много бассейнов, есть искусственный водопад. Все это требует содержания. И мы пока не смогли до конца понять, сможем ли мы это делать за средства, выделяемые государством. В течение двух месяцев, до конца года решение примем.
А территория действительно красивая. Я приглашаю всех приехать специально погулять. Многие люди признают, что тут так красиво, как будто попали за границу. И мы действительно не уступаем зарубежным аналогам.
Я несколько дней назад вернулся из аквариумного конгресса – главное мероприятие в индустрии публичных океанариумов. Мы не конкурируем между собой, наоборот, сотрудничаем. И раз в четыре года мы собираемся на конгресс, от 600 до 800 делегатов. Я выступал с докладом в Ванкувере, в Канаде. Рассказал, что мы открылись, и после доклада получил несколько десятков визиток от специалистов, которые хотят приехать. Им интересно посмотреть, они готовы обучать наших сотрудников.
И мы получили приглашение вступить в Европейскую ассоциацию зоопарков и аквариумов, что даст нам право полнее использовать возможности обмена животными и рыбами с другими океанариумами, информационного обмена. Ну и повышает статус. Кроме того, в оргкомитете был поднят вопрос о том, чтобы в 2022 году международный аквариумный конгресс провести у нас во Владивостоке. Так что мы уже готовим заявку. Есть еще два конкурирующих европейских океанариума, которые тоже хотят принять конгресс. Надо будет пройти конкурс и выиграть право проведения, как Олимпиаду.
– Два раза в день океанариум проводит открытые тренировки млекопитающих, толпы людей пытаются на них попасть, хотя сделать это непросто, ведь количество мест в дельфинарии ограничено. Кто попадает – остаются в полном восторге от акробатических трюков в бассейне, от забавного моржа Миши. А ведь еще недавно скептики утверждали, что представления начнутся не скоро, что животные в океанариуме ничего не умеют и трудно обучаемые, что тренеров у нас нет и не откуда взять…
– С квалифицированными специалистами по подготовке млекопитающих действительно большая проблема. В стране не готовят тренеров млекопитающих. Это опыт, который передается молодежи от людей, уже что-то умеющих. Но наша группа тренеров уже достаточно опытная. Если вы смотрели представление, то видели, как работают дельфины, которые пришли всего три месяца назад, в середине июня.
Это действительно еще тренировка, это не представление. И в какой-то степени это жест доброй воли, что мы открываем для посетителей двери на эти тренировки.
Они проходят по-разному, в зависимости от состояния животных. Со временем подготовим настоящее красочное представление и покажем его зрителю. Это будет не шоу, а именно образовательное представление, где мы будем рассказывать о поведенческих особенностях млекопитающих, будем демонстрировать, что они умеют, об особенностях физиологии и так далее.
– А сколько сегодня тренеров?
– У нас в команде порядка 15 человек. Большинство мальчишек, но есть и девушки. Труд тренеров на самом деле очень тяжелый. Мы, конечно берем ребят с хорошей физической подготовкой, естественно, нужно уметь плавать, приветствуется акробатическая подготовка. Тогда можно не только животных красиво представить, но и тренеров.
Но нужно также и любить животных, заботиться о них. Если кто-то из животных заболеет, тренер остается с ним допоздна, чтобы дать лекарство вовремя. Ребята привязываются к животным, переживают за них. И остаются работать только те, кому нравится эта профессия, несмотря на все трудности.
– Как поживает сивуч Старк, спасенный недавно на Сахалине?
– Продолжаем выкармливать. Он еще кушает из соски. Сейчас, конечно, спокойнее стало на сердце, а до этого мы очень беспокоились. Когда берешь такого из дикой природы, никогда не уверен, а удаться ли его спасти. Детеныш истощен, покрыт огромным количеством наружных паразитов, внутри паразиты. Нет уверенности, что после противоглистных процедур, когда глисты погибнут, само животное останется живым.
Но у Старка все нормально, выхаживаем. Надеюсь, он примет участие в наших выступлениях, в научных программах.
– Спасибо Вам большое за интервью.
– Мне бы хотелось напоследок пригласить жителей Приморья не просто посетить океанариум, но и поработать в нем волонтерами. Сегодня у нас уже работают около 100 волонтеров, которым мы очень благодарны за помощь. Более опытные уже работают в качестве экскурсоводов. Есть ребята, которые помогают встречать посетителей, сориентироваться, куда пройти, где что находится.
Кстати, часть тренеров млекопитающих начинали именно с того, что они работали волонтерами. Помогали ухаживать за животными, за белухами. Они продемонстрировали свое стремление в этой работе, и мы взяли их тренерами.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Приморский океанариум во Владивостоке открыли тренировкой белух и дельфинов
Морского львенка Старка пока оградят от демонстраций на публике в Приморском океанариуме