Триллер в Астане: "Адмирал" переиграл "Барыс" в серии буллитов
08:54
В России упростят процесс оформления ДТП без ГИБДД
07:11
Дальний Восток 24 января. Родился командир атомной подводной лодки "К–212" Алексей Гусев
07:00
Прокуратура добилась восстановления прав пенсионерки из Партизанска
23 января, 18:07
Полиция раскрыла детали смертельного ДТП на Снеговой во Владивостоке
23 января, 17:32
Начало года ознаменовалось резким ростом цен
23 января, 17:02
Житель Спасска-Дальнего привлечен к ответственности за укус собаки на самовыгуле
23 января, 17:02
В пятницу часть пригорода Владивостока останется без света - адреса
23 января, 16:50
Бесконтрольная добыча кедра бьёт по экосистеме Приморья — тигры под угрозой
23 января, 16:36
Жительница Владивостока столкнулась с домогательствами и угрозой пистолетом в салоне такси
23 января, 16:23
Во Владивостоке на Аллилуева приступили к ремонту подпорной стены: проезд закрыт
23 января, 16:19
"Основной удар придётся на Владивосток" — Борис Кубай о грядущем снегопаде
23 января, 16:05
Прокуратура обжаловала мягкий приговор за незаконный оборот женьшеня в Приморье
23 января, 15:20
Во Владивостоке планируют внедрить службу эвакуаторов и открыть штрафстоянку
23 января, 15:00
Полиция Приморья раскрыла 13 тысяч преступлений — "криминальные" итоги 2024 года
23 января, 14:47

Владимир Исаков: Владивосток формирует бездефицитный бюджет

Председатель комитета городской Думы – о «прививке экономией», росте качества управления и неотменяемом праздновании Нового года
26 ноября 2016, 14:30 Политика
Владимир Исаков Пресс-служба Думы Владивостока
Владимир Исаков
Фото: Пресс-служба Думы Владивостока
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Проект бюджета Владивостока на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов обрел свои реальные очертания. Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране – что, безусловно, сказалось и на объемах будущих поступлений в городскую казну из бюджетов высших уровней – главный финансовый документ краевого центра упорно продолжает сохранять свою социальную направленность. Кроме того, на предстоящую трехлетку депутатами городской Думы поставлена амбициозная задача – кардинально снизить размер муниципального долга и, соответственно, нагрузку на бюджет по его обслуживанию. Об этом и многом другом в интервью корреспонденту РИА PrimaMedia рассказывает председатель комитета Думы Владивостока по бюджету, налогам и финансам Владимир Исаков.

— Возглавляемый вами комитет одобрил проект бюджета и рекомендовал его к принятию. 25 ноября на заседании Думы депутатами бюджет был принят. Как один из самых компетентных в этом вопросе депутатов, скажите – что именно вы рекомендовали поддержать своим коллегам по Думе?

— Если говорить кратко в цифрах, то бюджет у нас — бездефицитный. Доходы равны расходам – 11,4 млрд рублей. Если говорить в сравнении, то бюджет по сравнению с прошлым годом уменьшился. Понятно, что еще не доведены трансферты из вышестоящих бюджетов,но в целом тенденция сокращения бюджета и в этом году будет ощущаться. Одной из основных задач является поддержание курса на бездефицитный, а в дальнейшем — и на профицитный бюджет.

Предел муниципального долга Владивостокского городского округа на 1 января 2017 года составит 4,4 млн рублей. Напомню, что порог муниципального долга — 5,2 млрд рублей. Сейчас на обслуживание муниципального долга тратится 560,8 млн рублей, в 2017 годумы израсходуем на его обслуживание 528 млн рублей с постепенным снижением к 2019 году до 368 млн рублей, поэтому сейчас одной из основных задач является снижение муниципального долга и, соответственно, уменьшение средств, которые будут тратиться на его обслуживание.

— Чем грозит увеличение или даже невыплата муниципального долга?

— Увеличение муниципального долга отрегулировано законодательством. А невыплата… Это кризисный сценарий, потому что, если взять территорию России, то у нас пока таких прецедентов нет. В любом случае, это решается через бюджетные кредиты, есть разные инструменты, чтобы до дефолта не доводить.

Нужно понимать, что само наличие муниципального долга – это нормальная практика. Если ты не используешь инструмент кредитования для развития города, то зачастую в более короткий срок не можешь развиваться. Другой вопрос: здесь нужен баланс, и обслуживание долга должно быть комфортным для города. Сейчас мы опять перешли на трехлетнее планирование, выходим из кризисной ситуации, во всяком случае — в планировании.

— Когда переходили на трехлетнее планирование, очень много говорили о необходимости перспективы, о том, что необходимо прогнозировать свои действия на определенный период. Но при этом подчеркивали, что однолетний период — все-таки адекватнее в том плане, что бюджет итак постоянно корректируется.

— "Адекватнее" — это когда ты не понимаешь, что вообще происходит с экономикой. И не понимаешь, как у тебя вообще будет наполняться бюджет. Сейчас ситуация в планировании стабилизировалась, каких-то шоков не ожидается. Понятно, что ситуация непростая, но все-таки планирование уже идет более стабильное. На 2018-2019 годы запланированы профицитные бюджеты. Мы начнем сокращать муниципальный долг по 400 млн рублей в 2018-м и в 2019 годах.

На что это повлияет? Этими деньгами мы будем уменьшать долг, соответственно, они будут изъяты из инвестиционной части, которую город тратит на развитие.

— Когда-нибудь предполагается возвращение сопоставимых средств в инвестиционную часть?

— В данном случае не они "вернутся" в инвестиционную часть — здесь нужно наращивать сам объем бюджета, его доходную часть.

— Вы говорили о том, что тенденция к сокращению бюджета наблюдается ежегодно. Как говорил один из бывших министров, "экономика почти достигла дна". У нас подошла к своему финалу тенденция сокращения бюджета, или она продолжится?

— Что касается Владивостока, то здесь много ожиданий, связанных со Свободным портом, с тем, что это ускорит развитие предпринимательства,запустит новые проекты в городе, а это — рабочие места. Основныедоходы бюджета Владивостока – это НДФЛ. Чем больше высокооплачиваемых рабочих мест, тем живее город и край. Владивосток – локомотив экономики края,чем интенсивнее здесь развит бизнес, тем сильнее это отражается, экстраполируется на весь край. Ожидания и с этим связаны.

По НДФЛ, кстати, есть небольшой прирост в собираемости, несмотря на все сложности. Плюс — более эффективная работа с предприятиями-налогоплательщиками по поводу повышения зарплат. У нас федеральный МРОТ увеличивается, это тоже влияет на НДФЛ. В целом и на это надежды и ожидания есть.

Еще один немаловажный фактор – увеличение туристического потенциала. У нас, например, на 30% увеличен поток китайских туристов в текущем году. Это — дополнительные заработки, дополнительные рабочие места. Гостиницы заполняются, рестораны работают, туристический бизнес растет. Это тоже дополнительные доходы. По прогнозуони будут дальше расти,увеличение турпотока из КНР будет продолжаться, потому что Владивосток имеет много привлекательных мест: игорная зона, океанариум, театр оперы и балета, скоро откроется цирк.

— Вернемся непосредственно к параметрам будущего бюджета. Он несколько лет подряд считается социальным. Эта характеристика сохранится наближайшие 3 года?

Социальные расходы не секвестрируются, на них деньги тратятся в первую очередь. 52,7% бюджета – социальные расходы. 8,73 млрд рублей (76,4%) от общих расходов бюджета расписаны по муниципальным программам. Самая большая программа у нас – "Развитие образования", это 5,8 млрд рублей (52,68% от общего объема расходов)

— Сюда входит финансирование только школ или всей системы образования?

— Это общая цифра, там есть и краевые деньги, и городские. Вторая статья по объемам расходов – это дороги и благоустройство. По этой статье бюджет на следующий год имеет существенное сокращение — на 34,9%.

— Как это отразится на состоянии городских дорог?

— Дороги не станут хуже -денег на поддержание дорог в нормальном состоянии по расчету достаточно. Но на следующий год не планируется строительство именно новых дорог. Ведь раньше, напомню, мы что-то либо существенно реконструировали,либо строили с нуля: дороги на Снеговую Падь, Дальхимпром, Шамору, развязку Вострецова-Днепровская. Сейчас в планах на 2017 год по новому строительству ничего не планируется, но деньги на содержание дорожной сети — на ремонт, в том числе экстренный ремонт, на замену покрытий, на установку дорожных знаков – средства заложены.

Кроме того, заложены деньги на разработку транспортной системы города, которая требует понимания – например, с точки зрения правильной эксплуатации городского транспорта. Потому что где-то автобуса можно ждать очень долго, а где-то у нас на одну остановку — по 10 автобусов подходит одновременно. Отсюда – пробки, дискомфорт для горожан, высокая аварийность на трассах. Это нельзя решить "шапочным способом". Вначале нужно разработать систему, проанализировать, а потом уже принимать какие-то решения. Потому что транспорт – это второй после благоустройства вопрос, на который жители обращают особое внимание. По обращениям граждан — претензии и пожелания касаются именно благоустройства: дороги, лестницы, подпорные стенки. Вторая по значимости проблема касается общественного транспорта.

— А не возникает ли соблазна перераспределить средства из программы "Развития образования" на благоустройство и транспорт?

— Нет, не возникает. Выдавать зарплату людям, тратить деньги на поддержание социальной статьи – это первоочередная задача

— Поговорим о наказах избирателей. В этом году, кстати, их поступило очень много.

— В целом наказы – это прямая работа депутата. Депутат примерно понимает, какой наказ может быть одобрен и реален к исполнению, а какой – нет. Кто-то просто собрал все пожелания жителей и огромной пачкой отправил их в администрацию. И в ответ, может, получил "ноль" к исполнению.

Нужно грамотно отрабатывать наказы, нужно самому их анализировать. Город зачастую не может тратить деньги на выполнение тех или иных пожеланий, это могут быть либо не муниципальная собственность, либо не муниципальные полномочия. Таких наказов — две трети от общего количества.

Также надо смотреть, глобальная ли это проблема. Если глобальная, то можно скооперироваться нескольким депутатам, чтобы выполнить наказ. Потом обращаться в профильное управление администрации и решать вопрос.

Наказы – это в целом действенный инструмент. Депутату они позволяют более четко понимать проблемы с благоустройством на местах, и это — дополнительные деньги, которые выделяются.

— Вы упомянули о том, что процессы, которые происходят во Владивостоке, являются своего рода локомотивом для всего Приморского края. Можно ли сказать, что Владивосток является своего рода "донором" для Приморья?

— Естественно, Владивосток является донором для края. Доход краевого бюджета – это тоже НДФЛ. Другой вопрос, что бюджеты – любые, и муниципальные, и краевые – это прежде всего баланс. Нельзя все отдать городу, чтобы остальные муниципалитеты, у которых "малые" бюджеты, просто прекратили свое существование. Но и полностью изымать доходы из города тоже нельзя, потому что не факт, что это улучшит инвестиционный климат в остальной части края, но точно удушит какое-то его развитие в городе. А это повлияет на собираемость налогов. Поэтому баланс должен быть таким, чтобы город мог поступательно развиваться. Его развитие будет "тащить" за собой весь край, в том числе — общую краевую налоговую базу.

— Еслиговорить о НДФЛ, то существует норматив отчислений с этого налога муниципалитетам – 6,75%. Этого достаточно для Владивостока?

— Поскольку мы можем существовать при бездефицитном бюджете, то мы справляемся. Но хочется, чтобы город развивался, чтобы дороги получили больше вливаний. Есть еще механизмы — помимо отчисления с НДФЛ — по ряду вещей. Тот же дорожный фонд — можно выделять средства и через него. У нас в на 2016 год на дорожный фонд выделено 1,6 млрд рублей, в 2017 году эта цифра — 1 млрд рублей. Необязательно увеличивать отчисления муниципалитету по НФДЛ, а можно найти другие механизмы получения денег в городе.

— Каждый год бюджет города расписан по программам очень строго. Но при этом каждый год происходят корректировки бюджета. Особенно — под конец года, когда выявляется экономия средств, их перераспределение. Возникает вопрос: откуда берутся эти дополнительные деньги?

— К концу финансового года накапливается экономия, а также к концу года распределяются краевые деньги. Почему, вы думаете, у нас периодически кладут до зимнего периода асфальт? Потому что аукционы на работы по благоустройству проводятся только тогда, когда приходят деньги. Порой они приходят поздно, и компании подчас не успевают выполнить эти работы.

— А если подрядчикам начинать работать раньше — под честное слово? Все ж понимают, что средства поступят лишь в конце года.

— Нет, такие варианты законодательство запрещает. Но ситуация с этим улучшается каждый год. За последние года три улучшилось качество администрирования в этой области. По поводу же экономии… Законодательство по аукционам становится все более жестким. За счет этого и возникает экономия средств. Они накапливаются под конец года, и ее можно тогда использовать.

— Под конец года успевают эти средства освоить?

— В основном, да.

— Участником всех мероприятий Думы является Контрольно-счетная палата (КСП). Жители, честно говоря, не всегда понимают, где заканчиваются полномочия законодательной власти, а где — уже вступает исполнительная, где уровень депутатов города, а где – выше. Что уж говорить о Контрольно-счетной палате. Зачем на нее вообще тратятся деньги из бюджета города?

— Если знаете, что такое федеральная Счетная палата, то КСП – это тот же орган, но только в масштабах города. Она дает свои заключения на бюджет, на каждую его корректировку. Она проверяет исполнение бюджета по программам, проверяет деятельность всех МУПов. Не помню, кстати, ни одной такой проверки без замечаний. Акт КСП сразу поступает в прокуратуру, которая проверяет сведения на соответствие действительности, осуществляет привлечение к определенным видам ответственности. Поэтому КСП – это эффективный инструмент контроля исполнительной власти. И он работает, аисполнительная власть совершенствует свои управленческие навыки. Чтобы мы понимали уровень въедливости КСП, то проверяют даже количество и стоимость СМС-сообщений! Такого даже в частных структурах нет.

Возвращаемся к бюджету. Доходы сократились, а работа распорядителя бюджетных средств стала эффективнее: в прошлом году бюджет был выполнен практически идеально. Может сокращение доходов – это в чем-то даже хорошо? Внимательнее начинаем считать, тратить средства, чтобы на все хватило?

— "Прививка экономией" для бюджетов и экономики полезна, но только — в краткосрочном периоде. Когда это превращается в долгосрочную вещь, то и экономика страдает, и качество жизни понижается. То, что все осознали, что надо жить по средствам, а не на широкую ногу, модернизируют все механизмы, — это правильный путь.

— Как можно повысить наполняемость бюджета города? Что еще можно оптимизировать?

— Нужно работать в том направлении, чтобы доходы были "белыми". Эта работа ведется совместно с налоговой инспекцией. Здесь нужно идти от того, чтобы увеличивать количество рабочих мест. Перспективы, как я уже говорил, связаны с туристическим сектором.Турпоток растет, его надо обслуживать — это новые рабочие места. Нужно смотреть, чтобы эти рабочие места были надлежащим образом оформлены, чтобы платились налоги в бюджет.

Необходимо увеличение собственников земли и базы по земельному налогу. Но это уже краевые полномочия. В целом, это связанные вопросы, второй источник дохода муниципалитета – земельный. Здесь основное – работа с инвестиционным климатом и максимальная помощь в том, чтобы больше реализовывалось новых проектов на территории города. Тогда будет увеличен бюджет. Все остальное не имеет большого значения в плане увеличения бюджета.

— Раз уж коснулись темы предпринимательства, эта сфера во Владивостоке развита или находится, скажем так, в среднем состоянии?

— Правильнее сказать о том, что город делает для предпринимателей. Первое – создан городской Центр поддержки предпринимательства: семинары, обучение, гранты, консультации. Он финансируется из городского бюджета. Также предусмотрены средства, заложенные на поддержку предпринимателей. Например, субсидируются проценты по лизингу оборудования. Деньги закладываются каждый год, предприниматели этим пользуются.

Реализуется программа приватизации. Все больше муниципального имущества каждый год вводится в предпринимательский оборот.Те, кто давно пользуется муниципальным имуществом, покупают его по преимущественному праву — без аукциона, конкурсных процедур. Это все, что касается городских полномочий.Также ставки арендной платы внимательно рассматриваются, в Думе и в администрациигорода этот вопрос обсуждается, чтобы арендные ставки не были высокими, и бизнес их "тянул". По земельному налогу — тоже применяются дифференцированные ставки. С точки зрения контакта с бизнесом и каких-то шагов, которые в рамках полномочий города делаются – на мой взгляд, здесь идет активная работа.

— В целом Владивосток за минувший год как-то изменился? Новые сферы развития появились?

— Если говорить про думско-муниципальные истории, то 2016 год был годом завершения ряда проектов. Достроили детские сады, которые были в планах. Все дороги и стройки, которые тянулись несколько лет, пришли к завершению в 2016 году. Также этот год был связан с интенсивностью работы, связанной со Свободным портом. Это "красная нить", которая сейчас проходит через край, через город. Все связывают надежды именно с этим — на увеличение интенсивности делового климата. Это был нормальный рабочий год. Все трудились, каждый вносил вклад в развитие Владивостока.

— А как работает не председатель бюджетного комитета Думы, а просто депутат Владимир Исаков?

— Как и все депутаты, с обращениями граждан.

— Может, к вам с какими-то особыми обращениями приходят?

— Нет. Обращения обыкновенные, касаются благоустройства, транспорта, обычных дел в жизнедеятельности города. Надеюсь, справляюсь.

— Наша следующая с вами встреча в формате интервью, скорее всего, произойдет уже в 2017 году. Так что есть повод поговорить про празднование Нового года…

— Деньги на празднование Нового года в бюджете не сокращены, праздник будет. Новый год – это святое. Никаким секвестрам он не подлежит. Жителям же хочется в будущем году пожелать каких-то простых вещей: развития, добра, здоровья, тепла и любви. Именно эти вещи составляют счастье человека. Чтобы город развивался. Всем добра в Новом году!

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Бездефицитный бюджет Владивостока на 2017 год принят

Депутаты Думы Владивостока проголосовали за бюджет сохранения социальных обязательств

Дома, дороги, транспорт — список наказов избирателей Владивостока сформирован и одобрен

17492
43
8