Январь еще не закончился, а на доске объявлений в интернете уже размещены предложения о продаже сразу пяти баз отдыха в Приморском крае. Эксперты уверены, количество предложений обусловлено огромным количеством игроков на этом рынке. Более того, появление подобных объявлений не является результатом возросшего спроса. Владельцы избавляются от активов по разным причинам, поэтому рано говорить о нерентабельности большинства баз отдыха, которые выставили на продажу. Такую точку зрения высказали опрошенные ИА PrimaMedia участники рынка.
— Если мы говорим о нормальных объектах коммерческой недвижимости, то сейчас, предложений чуть больше чем спрос. То, что в январе выставлены на продажу несколько баз отдыха – не показатель активности продаж в этом сегменте. На самом деле, баз отдыха у нас в регионе – огромное количество. Просто, базы – не самый рентабельный бизнес, поэтому, не так много желающих их купить, — сказал директор агентства недвижимости "Городской риэлторский центр" Сергей Косиков.
Корр. ИА PrimaMedia поговорил с продавцами данных объектов недвижимости, одним из которых является компания Estate Brokerage Group. Ее представитель, менеджер Дмитрий Пуриков, рассказал, что продажа такого рода коммерческой недвижимости как "базы отдыха" никак не связаны с сезонностью.
— Например, первое предложение от собственника мы размещали в конце лета, а второе – в декабре 2016 года. Всего, на сегодняшний момент, в нашей базе три предложения о продажах, одно из которых связано просто с тем, что люди живут во Владивостоке и в связи с возрастом, уже не могут заниматься своей базой отдыха, которая расположена в отдалении от города. Не могу сказать, что произошло некое событие, повлиявшее на резкое избавление собственников от активов. Очевидно, что в недвижимости, что касается инвестиций, все дольше и длиннее, поэтому кризисные явления до сих пор присутствуют. Соответственно, люди избавляются от тех активов, которые стали малорентабельными, — отметил специалист.
Представитель Estate Brokerage Group высказал предположение, что, возможно, на продажу баз отдыха повлияла раздача бесплатных гектаров.
— Очень многие сейчас берут "дальневосточный гектар" и именно под развитие турбизнеса. Соответственно, если раньше количество площадей, где можно организовать такой бизнес, было строго ограничено, то сейчас их становится больше. Кстати, особого спроса на такой бизнес не наблюдается, например, объект, заявленный у нас на продажу в конце лета, до сих пор продается – сказал Дмитрий Пуриков.
Согласен с коллегой и Сергей Косиков, который отметил, что сезонности продаж у баз отдыха нет.
— Понятно, что сейчас, накануне лета, может быть выставили базы, которые ранее придерживали, чтобы люди могли их купить, довести до ума и запустить к маю месяцу, но это не ажиотаж, а нормальный бизнес-расчет, — отметил эксперт.
Собственник выставленного в январе на продажу действующего санатория "Горноводное" пояснил, что их предприятие продается по своим индивидуальным причинам, не связанным с экономической стороной.
— В нашем случае внешние факторы на продажу бизнеса не влияют и с неким ажиотажем в продажах на рынке коммерческой недвижимости наши обстоятельства не связаны, — сказал он.
Еще один игрок на рынке недвижимости, занимающий активную позицию в продажах и оказывающий помощь собственникам в реализации баз отдыха на территории Приморского края — агентство "Метры". Его директор Владимир Закурко в беседе с ИА PrimaMedia рассказал, что после праздников в январе многие объявления о продаже просто обновились, по факту больше их не стало.
— Данные объекты (базы отдыха) — долгоиграющие в плане продажи, реализуются они ни один год. Например, в Хасанском районе крупные базы реализуются уже несколько лет. Разрыв цен при этом составляет от 6,5 млн до 45 млн рублей. Проблема в их продаже такая же, как с квартирами в городе – переоценка реальной стоимости. Если участок земли можно купить за 1-3 млн рублей, (в аренду – еще дешевле), то хорошую базу отдыха собственники продают, в среднем, за 30 млн рублей, хотя себестоимость ее варьируется от 5 до 7 млн рублей, и такая статистика прослеживается везде. Практичный инвестор в таком случае остановит свой выбор на участке и развернет там свое строительство, нежели купит готовый бизнес с маржой в 300%, — отметил Владимир Зкурко.
— Такого рода бизнес – "штучный", он не имеет определенной сезонности, базы отдыха продаются в любое время года исключительно от решения самого собственника, и спрос на этот бизнес может найтись круглый год, — уверен Сергей Косиков.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Зимний отдых в Приморье: что почем на горнолыжных базах края
Пожар уничтожил домик на базе отдыха во Владивостоке
Три горнолыжные базы Приморья заработают уже на этих выходных
Самые шикарные базы отдыха Приморья: изумрудное море, панорамные рестораны и бассейны