Покинутый и простоявший несколько лет на рейде в Амурском заливе сухогруз Еруслан этой зимой стал для жителей Приморья практически местом паломничества. Поначалу к нему подходили только редкие рыбаки, потом стали наведываться мародеры, за ними потянулись журналисты, и вот уже его заполонили обычные зеваки. "Еруслан" перенес арест, разграбление, пожар и чуть не ушел на дно. Если бы спец-команда по подъему судов прибыла на пару часов позже — лежать бы сухогрузу на дне морском. Что происходит на судне после всех перипетий его судьбы, узнали посетившие его корр. ИА PrimaMedia.
Дойти до "Еруслана" быстрее всего можно от железнодорожной станции "Вторая речка". Путь занимает около 45 минут по льду. Как сказал нам работающий на месте специалист по имени Алексей, лед сейчас крепкий, так что идти можно без опаски.
За 500 метров до конца пути к нам навстречу выходит он сам в камуфляжной форме, по которой невозможно определить род войск или службу, к которой он принадлежит.
— Вы журналисты?
— Да!
— Пойдемте, я вам покажу все.
С момента, когда "Еруслан" чуть не утонул, он заметно приподнялся над водой. По линии на корпусе видно, что его подняли метра на четыре или даже больше.
— За ночь он снова просел, так что будем искать течь, заделывать ее. Помпу уже включили, она откачивает воду, — рассказывает Алексей.
Пока мы осматриваем судно снаружи, на месте появляется руководитель группы, которая борется за живучесть "Еруслана" в отсутствие его команды — Борис Заводовский. К нашему удивлению, он разрешает нам подняться на борт и самим осмотреть, что осталось внутри. Однако уже снаружи видно, что металлисты резали корабль основательно, от них пострадал даже корпус судна, не говоря о внутренностях.
Борис Заводовский. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
Внутри атмосфера — мрачнее некуда. Если бы местный кинорежиссер решил снимать у нас продолжение фильма "Сайлент Хилл" или другого ужастика про старую психбольницу, то лучшего места просто не найти. Весь пол устлан уже слежавшимся пеплом с черными от копоти металлическими деталями мебели. Под потолком рассыпающаяся в пальцах резина с проплавленными проводами. Металлические стены вспучены от воздействия высокой температуры.
— Вот тут была каюта капитана, — показывает Алексей. — Видите, там до сих пор стоит металлическая основа его столика. Все перегородки выгорели, но опознать, где располагались остальные комнаты в принципе можно.
Там и тут в полу видны дырки, поэтому ступать приходится очень аккуратно. Ниже — в машинном отделении — еще вчера была вода. Сегодня оно сплошь измазано мазутом, который перемешивается с копотью. Сегодня здесь снова работает насос, откачивая остатки воды из нижних отсеков.
Мнения о том, отчего же все-таки начал тонуть Еруслан, у группы кораблеспасателей разделились. Кто-то уверен, что металлисты спилили часть труб, в которых был лед, и именно поэтому судно не пошло ко дну сразу, а только после пожара, который его расплавил.
Борис Заводовский, напротив, считает, что причиной стал сам пожар, который расплавил трубы в нижних отсеках.
— Видите, стекло оплавилось? — указывает он на кусок, валяющегося на полу иллюминатора. — Температура плавления этого стекла — как у бронзы. То есть здесь, как можете понять, было довольно горячо. И трубы, естественно, стали плавиться, оттуда вода и пошла внутрь судна.
Версий о том, что именно стало причиной самого пожара, тоже существует более одной. Это могла быть банальная непотушенная сигарета, что подтверждается большим количеством окурков, валяющихся на верхней палубе, не затронутой пожаром. Искры могла дать пила, которой металлисты отрезали очередной кусок обшивки. Есть даже мнение, что поджог мог быть выгоден владельцу судна из-за внушительной страховки.
Что будет с "Ерусланом" дальше команда Бориса Заводовского не знает. От них зависит только удержание его на плаву. Судно надо взять на буксир и оттащить к берегу, но пока неизвестно, кто этим займется.