Экологические аспекты перевалки приморскими портами угля за несколько лет стали одной из традиционных сезонных топ-тем регионального медиа-пространства. Обычно это происходит весной в связи с сезонной сменой "розы ветров". В этом году произошло раньше – слишком бесснежной выдалась зима на юге Приморского края, в частности в Находке, чье население, в конце концов, не выдержало и вышло на санкционированный властями города митинг протеста против "открытой угольной перевалки". Пока одни зарабатывали новые очки в извечной политической игре местных элит, а другие пытались использовать народное недовольство для продвижения брутальной идеи моратория на угольную перевалку в приморских портах, ИА PrimaMedia решило разобраться, существуют ли реальные, простые и убедительные ответы на "угольный вопрос", столь актуальный для региона.
Удобный случай окунуться в суть проблемы представился очень скоро. 15 февраля глава Находкинского городского округа Андрей Горелов провел совещание по вопросу загрязнения окружающей среды в результате перевалки угля в морских портах города.
За одним столом в зале заседаний администрации собрались представители компаний, занимающихся перевалкой "черного золота", транспортной прокуратуры, контрольно-надзорных органов, общественности города. Разговор получился довольно предметный.
Так, первый заместитель главы администрации Находкинского городского округа Борис Гладких, выступивший с основным докладом о сложившейся ситуации в городе Находке при перевалке угля в морских портах, подробно и всесторонне рассмотрел возникшую проблему.
Было время, когда экономика Находки в основном зиждилась на рыбодобыче и рыбопереработке, судоремонте, контейнерной перегрузке и перевалке леса. С недавних пор мировая экономическая конъюнктура диктует иные приоритеты. Морские порты Находки вкупе с морскими портами всего юга Приморья стали важным звеном логистической цепи по доставке кузбасского угля в страны Северо-Восточной Азии (Япония, Китай, Южная Корея).
В настоящее время силами всех стивидоров Находки – крупных и мелких – переваливается порядка 55 млн тонн угля в год, а в ближайшем будущем эта цифра может достичь и 100 млн тонн угля в год.
Сегодня население Находкинского городского округа составляет порядка 157 тысяч человек, напомнил докладчик. При этом в сфере угольной перевалки и связанными с ней областями деятельности (таможенное и портовое оформление, пограничный контроль, услуги лоцманов, буксировки, докеров, экспедиторских и агентских компаний, и т.д.) в общей сложности занято более 50 тысяч находкинцев. Компании, так или иначе связанные с перевалкой угля, дают 95% налоговых отчислений в бюджет городского округа.
Таким образом, отказ от перевалки угля, предлагаемый с завидным упорством в преддверии очередной выборной кампании в городе, на самом деле нанесет огромный ущерб экономике Находки, Приморья, да и всей страны, заявил Борис Гладких.
— 55 млн тонн год – это не только уголь, переваливаемый в портах Находки. Это работа для РЖД, это шахты Кузбасса, где трудится немало угольщиков. Я думаю, что сегодня никто эти шахты не закроет, — особо отметил первый вице-мэр. – Будем смотреть правде в глаза: спрос на уголь в Северо-Восточной Азии растет. Соответственно растет объем экспорта угля. При этом растут и мировые цены на уголь. В этих условиях если с чем и надо бороться, так это не с увеличением грузопотоков, а с угольной пылью, как это, например, делается в соседней Японии.
О борьбе с угольной пылью на совещании говорилось много. И в докладах представителей структур Роспотребнадзора, производящих постоянный мониторинг состояния воздуха вблизи морских портов и состояния местной акватории, и в докладах представителей стивидоров. Защитный экраны, водяные и снегогенерирующие пушки, круглосуточное орошение угольных штабелей, защитные купола над ними, отказ от заключения контрактов на перевалку слишком пылящих углей, – несомненно, шаги в правильном направлении. Однако если эти шаги так и останутся шагами, а не станут целенаправленным общим движением в одном направлении, ситуация в лучшую сторону не исправится. Необходим комплексный план защиты всей причальной территории морских портов Находки.
А между тем, призыв главы Находки Андрея Горелова к стивидорам заняться организацией единой санитарно-защитной зоны и скинуться на установку электронной системы автоматического мониторинга воздуха в микрорайоне, по сути, повис в воздухе. Свою готовность принять участие в этих проектах на совещании выразила одна-две компании, не более. И объяснение тут самое простое: дело не в нежелании отдельных компаний заниматься решением проблемы, а в том, что у них на это попросту нет средств. Как нет средств на приобретение современной техники по перевалке угля. Предел возможностей небольшой компании-стивидора, решившей поменять профиль ("перейти на уголь"), только потому, что сейчас это выгодно, — пара подержанных бульдозеров и один б/у экскаватор, да, может быть, еще КамАЗ какой-нибудь. И задача одна – урвать свой кусок от общего пирога, пока конъюнктура позволяет, а там хоть трава не расти (причем не в переносном, а в буквальном смысле).
Именно мелкие компании с небольшим объемом перевалки угля, по выражению первого вице-мэра Находки Бориса Гладких, является "главными возмутителями спокойствия". Наоборот, чем крупнее компания, чем больше она переваливает, тем меньше вреда наносит окружающей среде и оказывает неудобств населению. Парадокс? Отнюдь. Не надо быть Нобелевским лауреатом в области экономики, чтобы понять, что тот, кто больше зарабатывает, способен больше вкладывать в модернизацию производства и сохранение, так сказать, экологического контура по периметру предприятия, причем как с внутренней, так и с внешней стороны.
Специализация угольной перевалки подружит экономику с экологией
Именно об этом говорил председатель Общественного экспертного совета (ОЭС) по экологической безопасности, сохранению окружающей среды и воспроизводству биологических ресурсов в Приморском крае Алексей Агошков, модератор круглого стола, посвященного "угольному вопросу" и прошедшего на площадке ИА PrimaMedia, кстати говоря, в тот же день, что и совещание в администрации Находки, то есть 15 февраля.
По оценке Алексея Агошкова, мировой опыт в перегрузке сыпучих грузов говорит однозначно – осуществлять ее вполне возможно так называемым "открытым способом" на терминалах, расположенных в непосредственной близости от населенных пунктов, в том числе – и крупных городов. Угольные терминалы открытого типа в Ньюкастле (Австралия), Роттердаме (Нидерланды), Антверпене (Бельгия) благодаря использованию современных технологий пылеулавливания и пылеподавления снижают до минимума вред от перевалки для населения и окружающей среды. В то же время так называемые "закрытые терминалы" — в Китае, Японии и Корее — рассчитаны на небольшие объемы перевалки, в том числе – и из-за того, что угольная пыль в замкнутых помещениях становиться очень взрывоопасной.
— Основная проблема в Приморье – это то, что наши порты изначально не были специализированы для перевалки сыпучих грузов, в частности, угля. Тем не менее, ряд наших стивидоров достаточно активно внедряют технические решения, которые достаточно эффективно снижают выбросы пыли в атмосферу, — сказал профессор ДВФУ.
Перечень технических решений, которые уже выполнены на некоторых угольных терминалах Приморского края, не так уж и велик, но, тем не менее, эффективен.
Начинается борьба с угольной пылью не тогда, когда черное облако поднимается над открытым трюмом судна и несется в сторону ближайшего жилмассива. Борьба с угольной пылью начинается с момента, когда железнодорожный состав с углем достигает территории порта (в идеале, конечно, эту борьбу должны начинать РЖД – оптимизацией движения, борьбой с заторами и т.д.).
Вагон разгружается в специальном крытом боксе (зимой – с подогревом) с помощью вагоноопрокидывателя и систем аспирации, которые не позволяют угольной пыли распространяться в атмосферу. Борьбу с пылью продолжают системы орошения (зимой – генерации снега) угольных штабелей, закрытая конвейерная галерея, специальные судопогрузочные машины (стакеры и реклаймеры), рукава, подающие уголь прямиком в трюм.
Самое интересное, что все это в Приморье уже есть, успешно апробировано и действует. Другое дело, что весь этот комплекс мер пылеподавления, о необходимости которого так много говорится в последнее время, под силу только гигантам угольной перевалки. А, проще говоря, большому современному специализированному угольному порту-терминалу, занимающемуся только угольной перевалкой и ничем другим больше. С такой компании, в случае чего, и спросить проще.
И еще одна интересная мысль прозвучала на круглом столе. Закрытая перевалка угля, в которой многие общественники и экологи видят панацею от всех бед, вряд ли возможна в обозримом будущем. Это – скорее мечта о прекрасном будущем, которое еще должно быть подкреплено технологически. А вот исключение из процесса перевалки допотопного экскаватора и грузовика вполне реально. В Приморье нужно объявить мораторий на грейферную разгрузку-погрузку.
Если с чем и стоит бороться, так это с совершенно варварским способом выгрузки угля из вагона кранами, оборудованными грейферным ковшом, и такой же загрузки в трюмы. Зачастую такие технологии применяют стивидорные компании, не специализирующиеся на перевалке угля, а занимающиеся этим бизнесом попутно. Нужно добиваться, чтобы эти компании использовали современное погрузочно-разгрузочное оборудование, обязательно применяли современные и эффективные системы пылеулавливания и пылеподавления, еще раз подчеркнул Алексей Агошков.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Владимир Миклушевский поручил ужесточить контроль за перевалкой угля в Приморье