Портрет Гейдука, выполненный Новороссийской художницей для почтовых конвертов, выпущенных ограниченным тиражом
Фото: Новороссийский исторический форум

Из Чехии к дальневосточным гектарам

История «правительственного агронома» Федора Гейдука, приехавшего на Дальний Восток более века назад

Общество

2.03.2017

В селе Абрау-Дюрсо Краснодарского края в здании старого завода шампанских вин расположена галерея портретов основоположников российского виноделия. На одном из них с запоминающейся остроконечной бородкой изображен чешский агроном Бедржих Гейдук (в России его называли Федором Ивановичем). Именно он в начале 70-х годов XIX века заложил первые виноградники в удельном поместье Абрау, а изготовленное им вино впоследствии было удостоено престижных наград. Заслуги чеха, ставшего российским поданным, отмечены на карте Кубани – его именем назван поселок возле Новороссийска. А вот на Дальнем Востоке, куда агроном отправился в 1884 году и где проработал до конца своей жизни, изучая почву и климат, не осталось даже могилы Гейдука, на ее месте теперь парк. Его портреты не висят в местных музеях, сохранилось лишь несколько документов в госархиве, да вырезки из газет того времени. К 185-летию Бедржиха Гейдука ИА PrimaMedia попробует восстановить жизненный путь первого "правительственного агронома" и разобраться в его заслугах.

Бедржих Августин Гейдук (28 февраля 1832 года – 7 июля 1890 года) родился в городе Рыхембурк на востоке Чехии, в семье столяра и трактирщика Яна Гейдука и дочери мельника Франтишки. Бедржих, хоть и был четвертым ребенком в семье, получил хорошее образование. Родители отдали ребенка в училище, через которое он поступил в Пражский политехнический институт, где в течение четырех лет вместе с теоретическими науками, относящимися к сельскому хозяйству, проходил и особый курс управления имениями. В течение двух лет находился в ветеринарном факультете Пражского университета, где занимался преимущественно общей анатомией и физиологией. В то же время состоял он при главном управлении имениями князя Кинского, где производилось множество содержательных опытов по сельскому хозяйству.

Уже тогда молодого чеха характеризовали как отличного специалиста по сельскому хозяйствую. После обучения он занимался лесоводством в Европе, работал управляющим имениями, публиковал статьи на сельскохозяйственную тематику в журналах и даже участвовал в 1863 году во Всемирной земледельческой выставке в Гамбурге.

Дом №6 на улице В Йирхаржих в Праге, где жил Бедржих Гейдук с семьей

Дом №6 на улице В Йирхаржих в Праге, где жил Бедржих Гейдук с семьей. Фото: С.Г. Новиков. Новороссийский краеведческий форум

Был женат на Иосифе Тересии, которая родила ему троих детей – девочек Франтишку и Сидонию и мальчика Ярослава. Являлся кавалером ордена Святого Станислава третьей степени.

Переезд в Россию

Согласно распространенной версии биографии Бедржиха Гейдука, в Российскую империю он приехал в 1863 году по приглашению своего знакомого с целью управлять его украинскими имениями. Эта работа его быстро разочаровала. Однако он продолжает знакомиться с Россией, путешествуя по ее южным губерниям. При этом он публикует в русских специализированных журналах свои наблюдения об экономической ситуации в стране, рекомендации по растениеводству, животноводству, управлению имениями. Выступает с публичными лекциями в Харьковском университете.

Это был сложный период для России, страна переживала тяжелый системный кризис, ставший последствием отмены в стране крепостного права. На своих лекциях чешский агроном выражал мнение о положении русского сельского хозяйства и землевладельцев. Не стесняясь, говорил о недостатках земледелия и скотоводства в стране, но давал при этом советы, какими средствами, по его мнению, можно бы улучшить положение дел.

"Что делать с имениями: продавать ли их, отдавать ли в арендное содержание, или хозяйничать самим". Так звучала одна из тем таких публичных лекций. Учитывая стоимость билетов, можно предположить, что знания и опыт иностранного агронома весьма интересовали местных землевладельцев. И все же до реальных дел было еще далеко.

1 / 4

А пока же Федор Гейдук переезжает в Полтаву, где был назначен первым платным ученым секретарем Полтавского сельскохозяйственного общества. В книге, посвященной 150-летию этого общества, Гейдука описывают как "высокообразованного и преданного России и интересам полтавского хозяйства". Отметим, что чех на тот момент считался австрийским подданным без чина. Лишь с 1873 года он начинает числиться в справочниках уже без чужеземного подданства и с русским чином коллежского секретаря.

"…Время его работы в Обществе было полно его разносторонней деятельностью, с полной ясностью он видел и понимал значение исторического момента, горячо и с любовью он стремился передать другим и осветить те истинные нужды и потребности хозяйства губернии…, какие ему, пришельцу из родственной Чехии, стали так же дороги, как свои", – говорится в издании в честь юбилея Сельскохозяйственного общества.

Авторитетом пользовался "Сельскохозяйственный сборник, земледельческий журнал, издаваемый Полтавским обществом сельского хозяйства", над которым Федор Иванович трудился в роли редактора и автора большинства статей. Не до конца понятно, когда и почему Гейдук покинул Полтаву. По одной из версий, оставить пост секретаря общества ему пришлось "по личным причинам" из-за "недоразумения с дворянством".

Российское виноградарство

В конце 1860-х годов жизнь Федора Ивановича делает крутой поворот – он переезжает в Новороссийск. Начальник Черноморского округа Д.В. Пиленко пригласил его на должность окружного агронома. Главной задачей Гейдука становится исследование местности на предмет возделывания виноградарства и виноделия. В 1868 году он получает участок в 300 десятин земли в Цемесской долине недалеко от Новороссийска и основывает показательный питомник плодовых культур. Позже хутору присвоят имя его основателя, но слегка измененное – Гайдук.

Вскоре к Федору Ивановичу приезжает его жена и младший сын Ярослав. Черноморский округ начал активно осваиваться, и переселенцы из Чехии создают рядом с Новороссийском пять деревень. В своем питомнике Гейдук разводит фруктовые деревья и виноград и снабжает саженцами соотечественников. Прибыльным занятием оказалось и выращивание табака, доходы от табаководства давали возможность перейти на виноградарство.

Когда говорят, что первый агроном Черноморского округа Гейдук заложил основы виноградорства на Кубани, в первую очередь имеют ввиду его работу над виноградниками в Южной Озерейке, Дагомысе и, конечно же, в местечке под названием Абрау, рядом с рекой Дюрсо. Согласно справочнику известных людей Новороссийска, в 1872 для имения "Абрау-Дюрсо" Гейдук привез 20 тысяч лоз рислинга из Германии и 10 тысяч лоз португизера (сорта винограда) из Австрии. Акклиматизировал крымские сорта Совиньона, Алиготе, Каберне.

Окружной агроном по указанию царского правительства ездил в командировки в европейские страны для изучения болезней винограда, такими как свирепствовавшая в 1881 году на виноградниках филлоксера, и средств борьбы с ними. Свои наблюдения он документировал, за что получал солидные вознаграждения. С 1879 года карьера чиновника Гейдука пошла в гору – коллежский асессор, надворный советник, коллежский советник – чины присваивались один за другим. Гейдук снова выступал с публичными лекциями, но уже в Императорском Московском университете.

Добившись результатов в разведении винограда, Гейдук направил усилия на его переработку. Изготовленное им в Абрау вино в 1884 было представлено на винодельческой выставке в Ялте, где в итоге было удостоено золотой медали. Успех Гейдука принес ему славу на всем черноморском побережье. Началось массовое развитие российского виноградарства.

На Дальний Восток

В 1884 году первый Приамурский генерал-губернатор барон Андрей Николаевич Корф (1831-1893), ровесник Гейдука, приглашает его на Дальний Восток на должность "правительственного агронома", в ведение которого было предоставлено три области – Приморская, Амурская и Забайкальская, а также остров Сахалин.

Биографическая справка

Биографическая справка. Фото: Сайт Центральной библиотеки им. Н. Островского, г. Комсомольск-на-Амуре

Нельзя однозначно сказать, что заставило чеха согласиться на это. По одной из версий, он опять не нашел общий язык с черноморскими чиновниками, потому что "его настойчивые ходатайства вызывали гнев у начальства, двери канцелярий и учреждений закрывались для чересчур активного агронома". Возможно, в те времена казалось, что жизнь на Дальнем Востоке будет вольнее. По другой версии, Федор Иванович в 1884 году тяжело переживал смерть супруги, и должен был сменить обстановку.

Так или иначе, прославившийся на Кубани агроном приехал на Дальний Восток и с головой погрузился в работу. Гейдук внес свою лепту в изучение почвенно-климатических условий и ведение сельского хозяйства региона. В своих работах он утверждал, что из-за бесснежных зим озимые посевы в Южно-Уссурийском крае невозможны, а корнеплоды, наоборот, растут хорошо, что в регионе нужно выращивать картофель и свеклу, а также лен и табак, что почва тут истощается весьма быстро и так далее.

Пробовал Гейдук заниматься и виноградом. Однако классические сорта не приживались, а местный морозостойкий дикий виноград для хорошего вина не годился.

"Дикий виноград, может быть, что-нибудь и даст в будущем, но во всяком случае на высокие сорта рассчитывать нечего. Производятся опыты г. Янковским в бухте Седеми недалеко от Владивостока, но результатов пока нет. Пробовали прививать привозные лозы из Одессы. Агроном Гейдук роздал их крестьянам, а также двум фермерам – г. Фику и Дайко. Но у первых ничего не вышло – по неумению ухаживать за виноградом, а у вторых – привилось около 20%", – писали газеты тех лет о результатах исследований и опытов Гейдука.

Генерал-губернатор Андрей Корф, резиденция которого находилась в Хабаровке, положил начало традиции проводить так называемые Хабаровские съезды сведущих людей – высших чиновников и крупных предпринимателей региона. На этих "дальневосточных саммитах" обсуждались самые актуальные проблемы региона, намечались пути их решения. Одним из важнейших в эти годы был вопрос оптимального размещения и наделения землей переселенцев. В 1886 году в еженедельнике "Восточное обозрение" итоги II Хабаровского съезда сведущих людей подводились так: "Общая площадь Приамурского края занимает 2,6 млн кв. верст, из которых на Забайкалье приходится 600 тысяч, на Амурскую область – 400 тысяч и на Приморскую (вместе с Камчаткой) – 1,6 млн. По приблизительным исчислениям, на всем указанном пространстве можно поселить 500 тысяч душ, из них в Южно-Уссурийском крае более 100 тысяч, и в остальном районе, главным образом в долинах рек Зеи и Буреи – около 400 тысяч душ. Сюда почти исключительно и направляются переселенцы в настоящее время.

Расчет этот для Южно-Уссурийского края сделал агроном Гейдук, а для Амурской области – г. Буссе, основываясь на топографических картах.

1 / 4

По заявлению агронома Гейдука, в лучших местах с хозяйственной десятины (3,2 тысячи кв. сажен) снимают 100 пудов ярицы и пшеницы, но это уже максимум, и то только после поднятия нови. В среднем же на таких местах получают всего 80 пудов пшеницы и до 100 пудов овса. Урожайность вдвое ниже, чем, например, в Курской и Воронежской губерниях.

Кроме того, почва в Южно-Уссурийском крае истощается быстрее, чем в европейской части России. Качество здешних хлебов несколько ниже, чем в европейской России. Так, по словам агронома Гейдука, четверть ярицы весит здесь 7 пудов и 30-35 фунтов, а четверть пшеницы – 8 пудов 10-15 фунтов, тогда как в Таврической и Екатеринославской губерниях та же самая меры дает для ярицы 9 пудов, а для пшеницы более 10 пудов".

Интересные сопоставления сделал агроном Гейдук относительно выпахивания почвы местным населением и разницы в качестве обработки. Китайские поля дают зерна лучшие, нежели урожаи у русских, и старожилы-переселенцы для своих посевов обыкновенно стараются получить семена у китайцев. Такая разница прямо является результатом более тщательной обработки китайских полей, которые, например, несколько раз в лето очищаются от сорных трав и вообще пользуются лучшим уходом.

1 / 2

Корейцы не сеют таких хлебов, какими занимаются русские крестьяне, но сравнительно культура тех растений, к которым корейцы уже привыкли, лучше русской, а уход за непривычными хлебами – ниже. Овес у русского населения получается тяжелее и не испорченный, тогда как качество корейского хуже. Но все, что требует ручной обработки, как, например, овощи, у корейцев удается лучше. Этими продуктами они снабжают войска; даже переселенцы покупают у них капусту, отдавая им в аренду землю по 5-6 рублей с десятины. Выпахивание почвы корейцами такое же, как и у русского населения. Для проса они несколько унавоживают почву, но так как при фанзе земли (пахоти) обыкновенно бывает 8-10 десятин и каких-нибудь два быка, то навозу получается мало. Во всяком случае корейские пашни все время остаются чистыми, тогда как переселенцам, не выбирающим сорных трав, приходится уже через 4 года пускать землю в перелог или оставлять под паром. Несомненно, что и корейцы истощают землю до такой же степени, как и русские, но только это истощение идет у них медленнее.

Что касается трав, то почти везде они растут жесткие, малопитательные, а покосы приходится ежегодно выжигать. При некотором уходе травы бывают изобильны, но все-таки не питательны. Пастьбе скота сильно мешает гнус (комары, оводы, мошки). По заявлению агронома Гейдука, уже в октябре скотина только с большого голода ест стоячую траву, а то обыкновенно с сентября ее ставят на сено. Объясняется это тем, что местные травы большею частью становятся осенью твердыми, так что скот не может их пережевывать и переваривать.

Последние дни

9 июля 1890 года жители Владивостока были свидетелями обыкновенного, но грустного явления: по улицам города, предшествуемая ксендзом Радзишевским, шла скромная процессия, сопровождавшая на место погребения бренные останки потрудившегося в своей жизни агронома статского советника Федора Ивановича Гейдука.

Здоровье Гейдука пошатнулось, он предпринял поездку на Кавказ, чтобы подлечиться, но на обратном пути из Одессы во Владивосток агроному стало плохо. Подробности мы знаем из некролога, опубликованного на седьмой странице газеты "Владивосток" за 15 июля 1890 года (№28).

"Покойный из командировки на добровольце "Россия" прибыл сюда из Одессы. Не будучи в состоянии продолжить путь дальше, ради излечения болезни он, уединяясь, поселился в Матросской слободке. Тут прожил он почти месяц, постоянно ослабевая здоровьем, страдая отсутствием аппетита, тошнотою, расстройством желудка, который, кроме молока, не мог переваривать что-либо другое".

30 июня Гейдук ложится в Морской госпиталь, но лечение не помогает. За жизнь агронома тщетно борется врач госпиталя ксендз Казимир Игнатьевич Радзишевский, куратор римско-католической церкви на Дальнем Востоке. 7 июля в 5 часов утр на 57-м году жизни его не стало. Вскрытие подтвердило причину смерти – хронический катар желудка.

Похоронили Федора Гейдука на Покровском кладбище, которое в 30-е годы следующего столетия превратили в городской парк. Установить точное место захоронения на сегодняшний день не представляется возможным.

Автор некролога в газете "Владивосток" отмечает, что достойная и правдивая оценка полезной в крае деятельности Федора Ивановича Гейдука может быть сделана не его современниками, а потомками. "Покойный оставил ценные материалы по здешнему краю: документы статистические, еще не обработанные материалы и масса, с точки зрения покойного, отдельных характеристик и очерков административных прежде бывших и ныне действующих систем, мероприятий и даже личностей, которые находились и должны бы находиться в бумагах покойного. Поэтому желательно, чтобы ради истории здешнего края все без исключения бумаги покойного, не только как достояние его наследников, но также и всех истинно любящих этот край и дорожащих дальнейшими его судьбами, были до мелочей подробно разобраны компетентною и беспристрастною комиссией и, по надлежащем рассортировании их, ради будущего, сохранены в целости". Сохранились ли эти документы, переданы ли документы Гейдука его потомкам или до сих пор ждут разбора и сортировки в каком-нибудь архиве – к сожалению, неизвестно.

Покровский парк, Владивосток. Здесь в июле 1890 года был похоронен Ф. Гейдук

Покровский парк, Владивосток. Здесь в июле 1890 года был похоронен Ф. Гейдук. Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia

***

Пылью времени уже успела покрыться биография Бедржиха Федора Гейдука. В разных источниках можно обнаружить несоответствия некоторых дат, названий, событий. Но остались документы в архивах, старые газеты, письма, живут в Чехии потомки Федора Ивановича, стоит в Праге на улице В Йирхаржих, дом №6, в котором по свидетельству Ярослава Гейдука жила семья его отца. Очевидно, что жизнь чешского агронома Гейдука может и должна стать темой не для одного исторического исследования. А память об этом выдающемся человеке может быть увековечена на Дальнем Востоке совместными усилиями Чехии и России.